Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Оглавление

Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы
темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по русскому.docx

— 140.41 Кб (Скачать)


          Министерсво образования и науки  Украины

             Запорожский педагогический колледж

 

 

 

 Цикловая комиссия учителей по русскому языку

    

 

 

                 Курсовая робота на тему

 

« Методика развития связной речи младших школьников»

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                г. Запорожье  2011 г

  Реферат

Курсовая работа: 77 страниц, 21 литература, 3 дополнения.

Основная цель работы - изучить приемы работы по развитию связной речи младших школьников.

Задачи исследования состоят в  следующем:

1. Изучить  теоретические аспекты развития  речи младших школьников.

2. Определить  уровень развития связной речи.

3. Подобрать  методические приемы для развития  связной речи и применить их  на практике.

Методы исследования: анализ литературы, полученных в ходе исследования.

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 3

1.1 Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста 3

1.2 Пересказы и изложения, их значение, цели и виды 3

ГЛАВА 2.  УРОВЕНЬ ТЕКСТА . УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ. 3

2.1 Сочинение как самовыражение личности 3

2.2 Об отдельных видах сочинении 3

2.3 Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников 3

Список используемой литературы 3

 

 

 

                                   ВВЕДЕНИЕ

Проблемы  интеллектуального и личностного  развития детей являются фактором активизации  комплексного теоретического и практического  изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи.

Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях  является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется  попытка сопоставить особенности  развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как  параметра условий развития ребёнка.

Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением  общего уровня речевой культуры.

Проблеме  становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое  внимание. В настоящее время установлены  общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты  проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен  анализ монологической и диалогической  форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников.

В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем  становится изучение связной речи, поиск соответствующих способов и приёмов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Дети  овладевают родным языком через речевую  деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно  создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих  мыслей. Этим объясняется актуальность темы, определяется выбор проблемы, объекта и предмета исследования.

Проблемы  речевой деятельности привлекают внимание учёных. Об этом говорит поток научных  исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий  индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей  младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически  грамотно организованная работа по развитию речи. Одним из путей такой организации  является работа по развитию связной  речи на уроках литературного чтения.

В отечественной  педагогике всегда уделялось большое  внимание методически целесообразно  организованным занятиям по литературному  чтению. Это связано с важностью  литературных произведений как факторов нравственного, эстетического, социального  и речевого развития и воспитания детей.

Для ознакомления детей с тем или иным литературным произведением учителю необходимо построить учебный процесс в  соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями  учеников, уметь методически грамотно организовать восприятие того или иного  вида литературных произведений.

В связи  с выше сказанным мы можем выявить  актуальность этой проблемы. Актуальность данного исследования определяется тем, что изучение механизмов развития связной речи является важной задачей  системы образования.

Как организовать работу по формированию умений и навыков  связной речи, как научить ребенка  полно, грамотно и точно выражать свои мысли, каковы направления и  этапы работы по развитию связной  речи, какие виды работ являются наиболее эффективными? Эти вопросы  послужили основанием для выбора темы представленной работы.

Объектом исследования: является связная речь младшего школьника.

Предметом исследования: является процесс развития связной речи младшего школьника.

Основная цель работы - изучить приемы работы по развитию связной речи младших школьников.

Задачи исследования состоят в  следующем:

1. Изучить  теоретические аспекты развития  речи младших школьников.

2. Определить  уровень развития связной речи.

3. Подобрать  методические приемы для развития  связной речи и применить их  на практике.

Методы исследования: анализ литературы, опрос, анализ результатов, полученных в ходе исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Особенности речевого развития  детей младшего школьного возраста

Сальникова  Татьяна Петровна выделяет несколько  условий без соблюдения, которых  речевая деятельность невозможна.

Потребность в высказывании - условие возникновения  и развития речи. Без потребности  выразить свои стремления, чувства, мысли  человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребность  высказываться о чем-либо письменно  или устно.

Содержание  речи - условие наличия материала  высказывания, т.е. того, о чем нужно  сказать. И от полноты богатства  этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость, логичность речи определяются тем, насколько подготовлен  материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для  речевых упражнений.

Средства  языка - условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным  образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи.

В связи  с этим детям нужно дать образцы  языка, создать для них хорошую  речевую среду. В результате слушания речи и использования ее на практике у ребенка формируется чувство  языка. Следовательно, методическим требованиям  развитие речи учащихся является создание условий для активной речевой  деятельности [23, с.170].

Условия развития речи ребенка школьного  возраста значительно отличается от условий формирования речи ребенка. За период школьного обучения ребенок  овладевает языковой грамотой: чтением  и письмом.

В общей  психологии Богословский В.В. выделяет основные узловые моменты развития речи в школьном возрасте, они таковы:

    • усвоение монологической, письменной речи и формирование внутренней;
    • овладение грамматикой, являющейся сводом правил и законов языка;
    • овладение точной и выразительной речью;
    • формирование речевых свойств личности школьника.

Монологической  связной речью школьник овладевает благодаря повседневной работе учителя. Уже на первом году обучения ребенка  приучают к правильному оформлению мыслей в речи, к четкости формулировок и высказываний. Требования к речи школьника возрастают из года в год. Формирующаяся монологическая речь постепенно становится связной, позволяющей  изложить сложное смысловое целое  в понятной для всех языковой форме.

Развитие  устной - монологической - письменной речи охватывает весь период школьного обучения и продолжается и в зрелом возрасте. Наряду с их развитием происходит формирования внутренней речи.

Формирование  речевых навыков - весьма существенная сторона речевого развития школьника. Их роль трудно преувеличить, так как  они в большей мере определяют культуру речи школьника.

Развитие  культурной речи предполагает также  овладение точной и выразительной  речью.

Речь  школьника становится точной по мере овладения им научной терминологией, позволяющей выражать мысль предельно  точно и в то же время лаконично. Точность речи учащихся развивается  в меру требований учителя, предъявляемых к этому качеству речи, а также благодаря овладению им научной терминологией.

Требовательность  учителя определяет также развитие выразительности речи. Это немаловажное качество речи приобретается благодаря  специальной работе учителя [14, с.259].

Развитие  речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все  более совершенно к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью  в зависимости от условий и  характера общений. По данным Д.Б. Эльконина, общение носит непосредственной характер [26, с. 195].

Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих  из отдельных, не связанных друг с  другом предложений, а представляющей собой связное высказывание-рассказ, сообщение и т.п. У ребенка возникает  потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в  речи и переход к пониманию  на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться  объяснительная речь [23, с. 195].

К.Д. Ушинский писал: "Дитя усваивает язык подражанием". Действительно, роль имитации в усвоении языка значительна, но это не слепое подражание. Содержание речи вытекает из жизненного опыта ребенка, из потребностей его жизни, выражения его мысли. Одно лишь слушанье речи взрослых ребенком не может стать решающим фактором овладения языком: нужна речевая  активность, ибо язык усваивается  в процессе речевой деятельности. Это тоже закономерность речевого развития ребенка, действующая на всех возрастных этапах [22, с.55].

Развитие  речи протекает более успешно  в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, класс, школа, взрослые и товарищи, с которыми постоянно общается ребенок [12, с.238].

Таким образом, причиной возникновения первых речевых  действий у ребенка является потребность  общения. Самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого "языкового чутья", присущего ребенку. Факт словотворчества  должен быть понят как проявление, как симптом овладения ребенком языковой деятельностью.

В книге русский язык под редакцией Л.Л. Касаткина дается описание школьного возраста.

Школьный  возраст - от 6-7 до 17 лет. В этом возрасте совершенствуются все функции речи. Речевая деятельность - говорение, восприятие речи, письмо, чтение - становится средством  умения, познавательной деятельности, в средних классах - средством  приобщения к общественной деятельности, в старших классах - средством  профессионального самоопределения.

Новое что  появляется в речевом развитии школьника и в усвоении языка:

  • речь все больше переходит в сферу волевых действий, ситуативная речь уступает место организованной речи: составление предложений, рассказов, ответы на вопросы учителя, пересказы прочитанного и пр.;
  • вводятся понятия языковой нормы, понятия "можно" и "нельзя", "хорошо" и "плохо", т.е. происходит элементарная дифференциация стилей: начинается использование тех или иных параллельных языковых средств в зависимости от условий высказывания;
  • вводятся в действие два новых вида речевой деятельности - чтение и письмо, что не только обогащает и разнообразит ее, но и постепенно приобщает школьников к богатствам письменно- книжной речи; последняя оказывает сильное влияние на детскую речь, преимущественно устную, которая постепенно сближается с речью письменной;
  • речь самих школьников и других людей, образцы художественной речи становятся объектом наблюдения, анализа, синтеза, обобщений, теоретического изучения; усваивается система языковых понятий и закономерностей языка.

Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе