Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:45, курсовая работа
Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.
Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы
темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы
Содержание логично, последовательно; план - в уме, но абзацы выделены точно; повторов нет, полнота достаточная; обобщение есть, итог подведен.
Тип речи смешанный, с преобладанием описания и информативного материала (о Шереметьеве); жанр - очерк, стиль соответствует и жанру, и авторской позиции; изобразительных средств немного (эпитеты, трпы), но выразительность достигается точными подробностями (например, мышка, воробьи, вороны).
Размеры сочинения значительно превосходят норму; лексика и синтаксис разнообразны. Немало трудных слов (Атлантический, аттракционы), 6 сложных предложений, есть обособленные обороты.
5. Есть и вступление, и заключение, они безупречны.
Сюжет соответствует жанру, его определяет сама тема - прогулка; действующие лица - это автор и его спутники; пейзажные зарисовки отличные; есть мягкий, тонкий юмор: сценка с воробьями, слез не было, вороны поглядывали сверху.
Лексика подобрана правильно, почти
везде точно употреблены
Тропы есть: нас встретили лиственницы, деревья перешептывались.
Размер предложений в среднем около 10 слов (обычная норма - 7 слов); 2 сложноподчиненных предложения; глубина подчинительных отношений не подсчитывалась, по коэффициент не менее 4.
Но одному сочинению трудно определить индивидуальность автора; складывается впечатление, что его интеллект и наблюдательность высоки, есть чувство языка, вкус, чувство юмора.
10. Элементы художественности - автор
как бы рисует картины:
1 1. Ошибок мало и негрубые. О почерке умолчим...
Разнообразие детских
Сочинения-миниатюры
Почти всегда они - продукт свободного творчества. Подготовка к таким сочинением сводится к созданию творческой атмосферы в классе, положительных эмоций и устранение боязни неудач. Кроме того, тему выбирает сам автор. Учитель дает лишь общее направление: «расскажите о каком-то случае»; «о каком-то зверьке» и т.н. Следует также помочь детям в языковом оформлении, особенно в орфографии.
Приведем несколько примеров миниатюрных сочинений, написанных в условиях урока во II классе; работа продолжалась 20 мин.
Про стол
В лесу росла высокая сосна. Ствол золотой, а высоко зеленая шапка. Пришли лесорубы и ее спилили. По лесной дороге сосну свезли на завод, ее распилили па доски. Из досок столяры сделали стол.
Грамматическая тема урока была «Родственные слова».
У нас есть кошка Мурка. Шерстка у нее, как бархат. У кошки есть маленькие веселые котята. Они пушистые, как шарики, бегают за бумажкой па веревочке. А когти у них остренькие.
В этой миниатюре - два сравнения, три эпитета, и все это подобрано вполне удачно.
Наступила долгая зима. Птицы стали
ютиться ближе к жилью
Прилетели к кормушке птицы: снегири, синицы и воробьи. Они клевали корм и все время ссорились между собой.
Проведена работа над причинно-следственными связями между предложениями в этом тексте. Кроме того, находили главные члены предложения.
За окном нашего класса синеет озеро Яровое. Поля уже давно оделись в зимнюю белую шубу, по наше озеро не замерзает. Оно не боится морозов: оно соленое.
Два сложных предложения: с противительными отношениями между простыми (союз но) и с отношениями причины, с двоеточием, оно бессоюзное. Двоеточие подсказано учительницей.
Удачно подобрано слово синеет. Два тропа: оделись в зимнюю шубу и не боится морозов.
У меня есть маленькая сестренка Верочка. Я очень люблю ее. Она бойкая и любопытная, но еще плохо умеет говорить. Я забочусь о Верочке.
Сочинения малых форм создают непрерывность системы самостоятельного письма учащихся, служат как бы фоном для крупных сочинений и других творческих работ.
Описание картины
Сочинения по картинам весьма распространены в школьной практике. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом отношении, так как явления жизни, изображенные па картине, уже осмыслены художником - человеком большого таланта. Наконец, картина - искусство, через нее школьник приобщается к вершинам культуры.
Сочинения но картинам имеют свою типологию:
а) описание
картины - его особенности показаны па
примере картины
И.И.Шишкина «Рожь»;
б) сюжетный
рассказ по картине на основе воображения
школьников;
картина дает толчок для их фантазии, дает
как бы застывший момент жизни;
в) сочинение по серии из 2-5 картин, выполняющих
роль картинного плана
(это самый простой, доступный вид сочинения
по картине);
г) сочинение о художнике и об истории создания
картины; анализ самой
картины дастся в расширенном контексте;
д) сочинение
по портрету: раскрытие характера героя,
изображенного на
картине, и мастерства художника, сумевшего
воплотить на холсте этот
характер (самый трудный вариант сочинения).
Подготовка школьника к
во-первых, школьник должен быть элементарно знаком с основами изобразительного искусства: побывать в музее, на выставке, на встрече с художником и т.п.;
во-вторых, необходимо уметь рассматривать, анализировать картину: отличать живопись от графики, пейзаж от натюрморта, акварель от барельефа; уметь видеть передний план, понимать композицию картины;
в-третьих, нужно улавливать идею картины, ее пафос, настроение, а неплохо бы - и манеру художника.
И.И. Шишкин в этом смысле отличный педагог. Школьники, готовясь к сочинению, выявляют:
тему картины (что на ней изображено);
ее композицию - расположение главного и деталей;
действие, сюжет картины;
впечатление от нее.
Ниже приводится сочинение, написанное в III классе: картину дети знали и до сочинения, так как ее репродукция была в «Родной речи», хрестоматии. Тем не менее непосредственно перед сочинением картину рассматривали, была проведена беседа и составлен план:
«Рожь» И.И.Шишкина
План: 1 .Вступление.
Поле ржи.
Дорога.
Сосны.
Небо.
Мы все хорошо знаем картину И.И.Шишкина «Рожь», она висит в коридоре школы. Еще знаем его картину «Утро в лесу».
Перед нами открывается золотое поле ржи. Рожь высокая, густая, колосья 'тяжелые, даже стебли сгибаются. Уже близится пора уборки.
По полю проходит проселочная дорога. По пей редко ездят, она заросла травой, по обочине цветут васильки. По сторонам дороги растет бурьян.
Местами во ржи растут огромные сосны. Наверно, здесь когда-то был лес. Его вырубили, а землю распахали.
Сосны ветвистые, широкие, выросли па воле, на просторе. Сосны мешают ржи, ко их не срубают, потому что они очень красивые.
Хорошо в этом золотом поле. Над головой - синее, синее небо.
(94 слова)
Автор сумел подробно, достаточно глубоко для его возраста проанализировать картину, заметил такие детали, как бурьян у дороги, васильки, сумел сделать умозаключения: по дороге редко ездят, здесь раньше был лес. Сочинение, развертываясь, все больше передает чувство восторга.
В последнее десятилетие, в связи с принятием программ по литературному чтению и выходом в свет учебников по литературе для начальных классов, возрос интерес к литературным сочинениям. Обратились к опыту младших классов гимназий XIX в.
Сегодня сложилась такая типология сочинений на литературном материале:
а) отзыв
о прочитанной книге, об отдельных произведениях
- рассказах,
сказках, стихотворениях. Это наиболее
частый тип сочинения па
литературном материале;
б) сочинение
на обобщающую тему на основе нескольких
произведений,
возможно, разных авторов, например «Весна
в русской поэзии», «Стихи о
России», «Мир животных в творчестве К.Г.
Паустовского»;
в) сочинение о творчестве одного писателя:
«Сказки А.С. Пушкина», «Дети
в творчестве Н.А.Некрасова», «Я люблю читать
К.И.Чуковского»;
г) рассказ о героях произведений литературы
(подступы к сочинению-
характеристике): «Полководец Суворов (по
рассказам С. Алексеева)»,
«Ванька Жуков, его радости и горести», «Сын
полка В.Катаева», «Обезьяна в
баснях И.Л.Крылова», «Рики - Тики - Тави
- победитель».
Главное в подготовке к сочинению о литературном произведении - так построить беседы, чтобы в сочинении были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения. Элементы пересказа неизбежны и даже нужны, но пусть они в детском сочинении служат примерами собственных мыслей школьников. Сочинения рассматриваемого типа должны быть обучающими, роль учителя при этом возрастает. Помощь учителя преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением разрешается пользоваться литературными 'текстами, а также словарями, справочниками.
По, разумеется, обращение к тексту художественного произведения должно ограничиваться цитированием, не превышающим 10 15% объема сочинения.
Близки к литературным сочинениям так называемые «сочинения по аналогии с прочитанным». Это повествования или описания, в основном самостоятельно созданные детьми, по тему подказывает писатель, автор прочитанного, и не только тему, по и ситуацию, отчасти - и сюжет. Возможные темы таких сочинений: «Па реке» (спасение тонущего мальчика), «Случай па охоте», «Мои друзья», «Па стадионе», «Космическое путешествие» и т.п.
Приводим примеры подготовки к сочинению о сказке Г.X.Андерсена «Гадкий утенок». Перед нами устные выступления учащихся III класса на этапе подготовки к написанию сочинения-отзыва.
Наташа. Утенок совсем не гадкий, он очень добрый, в тексте говорится: У него доброе сердце. И мне его жалко, потому что его обижали, а ему некому было пожаловаться, некому было за него заступиться. Он не хотел ни с кем дружить, и раз его назвала гадким даже мама (правда, не настоящая), ему некуда было деваться, если не в болота, в леса. Он даже бежал, куда глаза глядят. Он не знал, что потом будет большой белокрылой птицей.
Катя. Утенку было все время плохо, и он даже и не думал стать таким красивым. И еще утенок был таким добрым и мог очень сильно любить. Он совсем не был завистливым. Он мог сильно любить, чего не могли другие: утки, куры, гусаки. Он, когда увидел лебедей, завертелся в воде и нырнул. Он даже когда стал очень красивым, остался скромным.
Юля. Вы представить себе не можете, что он за это время перенес! Сколько у него было бед за всю зиму, он даже один раз замерз в полынье!
Маня. Мне не поправился птичий двор, потому что все считали себя важными особами. Например, петух считал себя императором птичьего двора, потому что родился с какими-то шпорами, а это были не шпоры, а просто коїти.
Павлик. Не нравится, что на птичьем дворе есть самые старшие и перед ними все должны унижаться.
Обратим внимание на то, что учительница сумела направить анализ сказки Андерсена на анализ характеров, на эмоциональное оценочное отношение к героям и событиям. Устные высказывания детей прекрасно отражают уровень их языковых возможностей, по их высказывания еще не доведены до требований культуры речи. Следующий пример, свидетельствующий о высоком уровне мышления, об осмыслении даже деталей литературного произведения, - сочинение типа отзыва.
У Пушкина очень интересные и не похожие на все остальные сказки. В них есть немного и от бытовых, и от волшебных сказок, и даже от сказок о животных.
В сказке о золотой рыбке есть очень интересный переход. Сначала старуха хочет быть богатой, а потом, когда старуха стала богатой, она захотела власти. Но рыбка оказалась умнее старухи, и когда старуха захотела стать морскою владычицей, рыбка не только не сделала ее морской владычицей, но и отобрала свои дары.
Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе