Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Оглавление

Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы
темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по русскому.docx

— 140.41 Кб (Скачать)

Теоретическое изучение языка, перенос языковых закономерностей  на собственную речевую деятельность школьника способствуют развитию, обогащению речи, повышение общей культуры, орфографической пунктуационной грамотности.

К завершению школьного курса юноши и девушки  достигают определенного уровня речевого развития [22, с.61].

Итак, речевая  деятельность требует от ребенка  новых достижений в развитии речи, создает новые условия для  личностного развития ребенка. В  речи ребенка становится больше слов, происходит развитие их значений. В  школьном возрасте учащиеся пользуются всеми основными формами речи. В учебной деятельности ребенок  учится

1.2 Пересказы и изложения, их значение, цели и виды

Пересказы и изложения -это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы брал уроки у писателя; с другой - школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи.

Трудно представить себе урок без  пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное  дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник пересказывает  задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют  память, тренируют механизмы говорения.

Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление  в уроки: известен пересказ, близкий  к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый - с несколькими степенями  сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице - пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ -описание экспозиции (места действия); пересказ - устное рисование картин, иллюстраций и пр.

Письменные пересказы принято  называть изложениями. Это методическое средство имеет неплохое оснащение - пособия для учителя, именуемые  «Сборниками текстов для изложения». Такие сборники содержат не только тщательно подобранные и, как  правило, адаптированные тексты удобных  размеров, но и подробный методический аппарат к ним.

Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, без большой  спешки подбирать слова, тщательно  выверять строй предложений. Однако и требования учителя к письменному  изложению выше, чем к устному  пересказу.

В сущности, любой вариант устного  пересказа может приобрести письменную форму, лишь утрачивается возможность  выразительности, которая в устной речи всегда богаче, чем в письменной. Письменные изложения отнимают много  времени, поэтому они проводятся значительно реже устных.

Учитель должен учитывать и трудности, с которыми сталкивается школьник в  изложении. Некоторые методисты (в  их числе -К.Д.Ушинский) признавали, что  в изложении школьник вступает в  непосильную для него борьбу с  высокохудожественным текстом писателя-мастера. Несколько облегчает задачу детям  адаптация текста. Тексты для изложений подбираются интересные, понятные, близкие детям.

Методист В.А. Флеров изобрел переходную форму от диктанта к письменному  изложению - так называемую «свободную диктовку», назвал ее «диктовкой не слов, а мыслей»: текст прочитывался по частям, школьники записывали его  «своими словами» ( Ф л е р  о в В.Л. Свободная диктовка.-СПб., 1913).

Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного  изложения, должен усвоить мысль  и передать ее своими словами. В изложении  должна звучать живая речь школьника.


Языковые  средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста, они становятся для школьника  своими, и в процессе составления  собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а  строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения. Поэтому изложение относят к числу творческих приемов развития речи учащихся.

Роль учителя в том, чтобы  управлять степенью влияния образца; он следит за употреблением тех слов, которые в образце встречаются впервые или в каком-то необычном сочетании, наблюдает за переносом фразеологии, следил" за тем, чтобы сохранялся стиль образца (например, сказочный стиль или художественное описание природы). Все это тактично делается при чтении, прослушивании, в ходе языкового анализа. Имеется специальная методика - «изложение с языковым разбором текста» (Н.А. Плен-кин, его книга с таким же названием).

В пересказе (изложении) отражаются чувства  школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказ творимый, а не заученный. Поэтому целесообразно сразу при чтении нацеливать школьников на предстоящий пересказ, предлагать пересказать отдельные фрагменты.

При подголовке к пересказу, изложению  используются следующие приемы:

        • уяснение вида пересказа - подробный, близкий к тексту образца или выборочный, по иллюстрации, от лица персонажа и т.п.;
        • определение цели работы;
        • беседа с целью глубокого уяснения содержания и языковых особенностей;
        • выразительное перечитывание образца;
        • логическое и композиционное расчленение рассказа - составление его плана, обычно методом озаглавливания его частей;
        • предварительный пересказ фрагментов;
        • анализ «чернового» пересказа и его критика;
        • исправление недостатков; помощь индивидуального характера в процессе письма изложения.

Иными словами, устному и письменному пересказу нужно последовательно обучать от урока к уроку. Письменные изложения можно расценивать как направляющие и контролирующие вехи в этом постепенном и длительном процессе.

Методика изложений отдельных  видов

Простейший вид пересказа - близкий  к тексту образца. В нем сохраняется  и передается учеником не только содержание, но и язык в значительной степени.

Он служит, во-первых, средством  закрепления в памяти содержания прочитанного, прослушанного во всех его деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образна  и языковых средств в их действии.

В-третьих, это уже процесс речи, устной или письменной.

Не всякий текст рекомендуется  для пересказа, особенно письменного.  Так, текст

малого объема дети легко запоминают. Не следует также пересказывать  поэтические творения, их полезнее заучивать и читать выразительно наизусть, а возможно, и обучаться художественному чтению. Ведь поэзия насыщена образами, которые не могут быть искажены, перестроены.

В наши дни, в отличие от XIX в., эта рекомендация распространяется и на басни. Методисты прошлого века не только допускали пересказ басни, но даже методику сжатия при пересказе строили на басне «Волк и Кот»:

 

Передача содержания

 

1-я

ступень

2-я

ступень

3-я

ступень

4-я

ступень

Текст      с

подробностями,

с        прямой

речью

Без

деталей,   без

прямой речи

Схематическое

изложение основных

событий

Лишь общая

мысль без сюжета,

без действующих лиц.




 

         Однако вернемся к подробному  пересказу, изложению. Начинать  обучение следует с повествовательного текста, где легко прослеживается развитие действия, есть ясный сюжет, действующие лица. Позднее дети учатся вводить в повествовательный текст элементы описания (пейзажные зарисовки, внешность персонажей и пр.), а также элементы рассуждения.

Школьник хорошо излагает устно  или письменно лишь при том  условии, когда ему самому интересно, когда у него есть реальный или воображаемый слушатель (читатель); должна быть обеспечена обратная связь, создающая ситуацию диалога. Порядок подготовительных ступеней в письменном изложении:

1. Постановка цели, выбор типа изложения, выбор текста.

  1. Чтение текста: учитель - 1-2 раза; учащиеся - один раз; если текст хорошо знаком детям, учитель читает один раз.
  2. Беседа - не очень подробна 

План  составляется школьниками (готового плана  не следует давать).

Языковая подготовка: опорные слова, трудные слова, обороты речи.

В старых методиках рекомендовался устный рассказ 2-3 человек до его записи. В наши дни не рекомендуется из опасения, что рассказ ребенка, как бы он ни был хорош, может помешать прямому влиянию на пишущих со стороны подлинного, образцового текста.

Составление текста учащимися, запись, расположение текста на страницах.

Самопроверка, саморедактирование (проверяется  построение текста, выбор слов, правописание).

К сожалению, в большинстве случаев  изложения пишутся без черновиков, из экономии времени, ведь дети пишут  очень медленно.

С черновиками пишут не более 2-3 раз в году, с целью обучения редактированию. В остальных случаях  детям разрешается делать аккуратные исправления прямо в чистовом варианте, причем исправления не считаются  помарками и не приводят к снижению оценки или к упрекам. На оборот, удачные исправления поощряются.

Изложение оценивается целостно. Зрелым считается такой пересказ, такое  изложение, которые опираются не па серию вопросов учителя по содержанию текста, а на его внутреннюю логику, на план.

Типичные недостатки пересказа  устного и письменного: неумение начать;

подробное начало и скомканное окончание; пропуск чего-то важного;

обеднение языка - допустимым считается 40% лексики образцового текста в  ученическом изложении (выше 60% бывает редко).

Выборочный пересказ может быть по вопросу или заданию:

расскажите, как медведица купала медвежат;

опишите картину лесной поляны;

сделайте пересказ по одному из пунктов  плана;

перескажите по иллюстрации к рассказу;

выборочно опишите черты характера  кого-то из персонажей рассказа.

В выборочном пересказе элемент  логической самостоятельности пересказчика выше, чем в полном пересказе.

Третий вид - сжатое изложение: это  по преимуществу логическая работа учащихся, она резко отличается от первых двух видов и труднее дается детям. Школьник должен выбрать основное, существенное содержание рассказа, не нарушая логики, смысла, связей, последовательности. Языковое оформление сокращенного, сжатого  варианта текста требует качественной перестройки: прямая речь уступает место  речи косвенной, нередко изменяется лицо глаголов, простые предложения  объединяются в сложные структуры.

Выше было сказано и о четырех  ступенях сжатия. С точки зрения логики это очень ценная методика, но психология интересов говорит  о другом: 'такая перестройка утомляет детей, требуя много времени; детям  трудно понять коммуникативную цель таких пересказов или изложений.

Необходим тщательный подбор текстов  для успешного сжатия: для этой цели не рекомендуется описательный текст; рассуждение нельзя сокращать  за счет аргументов, доказательств - сокращать  можно лишь некоторые примеры, а  также «уплотнять» синтаксические конструкции. Лучше других поддаются  сжатию повествовательные тексты, рассказы, имеющие сюжет: здесь могут быть сокращены некоторые подробности  действия, разговоры действующих  лиц, вставные пейзажные зарисовки.

Выше  было сказано и о четырех ступенях сжатия. С точки зрения логики это  очень ценная методика, но психология интересов говорит о другом: 'такая  перестройка утомляет детей, требуя много времени; детям трудно понять коммуникативную цель таких пересказов или изложений.

Необходим тщательный подбор текстов  для успешного сжатия: для этой цели не рекомендуется описательный текст; рассуждение нельзя сокращать  за счет аргументов, доказательств - сокращать  можно лишь некоторые примеры, а  также «уплотнять» синтаксические конструкции. Лучше других поддаются  сжатию повествовательные тексты, рассказы, имеющие сюжет: здесь могут быть сокращены некоторые подробности  действия, разговоры действующих  лиц, вставные пейзажные зарисовки.

В идеальном варианте сжатое изложение - это не отдельные фразы из полного  текста, кое-как связанные между  собой (так бывает), а новый рассказ, заново самостоятельно построенный, целостный, лаконичный, ясный.

Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе