Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:45, курсовая работа
Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.
Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы
темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы
Творческие пересказы и
Такое название получили пересказы и изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания, и формы. Это изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин - так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование, театральное воплощение. Примеры: составление пьесы в трех картинах по рассказу JI.I1. Толстого «Филиппок»; продолжение судьбы Ваньки из одноименного рассказа Л.П.Чехова; вымышленный эпизод «Как елку из лесу привезли» в этом же рассказе; словесный портрет белого пуделя из рассказа А.И. Куприна; пересказ «Нежина луга» И.С. Тургенева в 3-м лице и т.п.
Рассказ писателя нередко дается в первом лице, а в пересказе -в третьем. При этом заменяются личные местоимения и личные формы глаголов; изменяется точка зрения па многие события и эпизоды - это самое важное и трудное; отдельные фразы и отрывки текста могут оказаться лишними, а другие надо придумать и ввести в пересказ.
Вариантом такого пересказа является передача содержания от лица одного из действующих лип, например при пересказе сказки «Серая Шейка» Д.Н. Мамина - Сибиряка от лица... лисицы! Ведь лисица не могла знать, что было до ее первого прихода к озеру, а также дальнейшей судьбы уточки. «Рассказ кизиловой палки в ее собственном изложении» (Тихомиров Д.И. Чему и как учить на уроках русского языка. - М., 1883) - это новое фантастическое повествование с вымышленными героями, с приключениями хозяина этой кизиловой палки. Иными словами, некоторые сцены отпадут, иные могут быть изложены совсем по-новому, а какие-то придуманы заново, на основе творческого воображения. Произойдут изменения и в языке, в нем должен отразиться характер лисицы, которой так хотелось съесть Серую Шейку, а Ванька Жуков расскажет свою историю, вводя в речь, слова и обороты речи, свойственные деревенскому мaльчику.
Словесное рисование и воображаемая экранизация - это рассказ о том, что рассказчик хотел бы изобразить па картинах или на киноэкране по ходу развития действия рассказа. Например, первый кадр: широкая городская улица, по ней бегут автомобили; второй кадр: вдруг два мальчика, играя, выбегают на тротуар, а дальше - и па проезжую часть улицы... Это стоп-кадры, остановленные мгновения.
К такой необычной работе школьники могут подготовиться, предварительно наметить эти кадры, составить своеобразный план из 5-8 пунктов. И план, и сами кадры записываются, могут быть обсуждены в классе.
Несколько слов о драматизации, особенно часто применявшейся в первые десятилетия XX в. (Игра-драматизация в школе. / Под ред. Н.Н.Соловьевой. - М., 1923). Это перевод повествовательного рассказа, где есть диалоги, в драматическую форму и последующее сценическое воплощение. Переходом от обычного чтения и пересказа к драматизации служит чтение по ролям, а также ролевой пересказ. Ведущий обрисовывает обстановку тоже в форме чтения или пересказа. Так классный пересказ постепенно перерастает во внеклассную работу, в актерскую игру. И дальнейшая ступень - так называемая «ролевая игра», но это уже другой уровень работы - сочинение.
Как видим, в выборе методов пересказа и изложения методика движется от простого подражания образцам через переходные ступени - к самостоятельности и творчеству под благотворным влиянием лучших образцов. Пренебрежительное отношение к образцам может привести только к примитиву, к неудаче. К.Д. Ушинский в книге «Человек как предмет воспитания» писал: « Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая; но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастает самостоятельная деятельность. Подражание лишь дает материал для самостоятельной деятельности». Опасность «сшивки чужих фраз» (К.Д. Ушинский) кроется и в методике подготовки пересказа. А так, традиционные пересказы по вопросам, рассказывание своего текста перед письмом - все это снижает уровень творчества детей. Коллективное составление текста допустимо лишь тогда, когда ставится задача коллективно работать, редактировать или когда учитель знакомит школьников с новым для них типом текста, стилем, жанром.
С одной стороны, сочинение - это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений.
Упражнение не просто самостоятельное, но достигающее в счастливый момент уровня творчества, через формальные умения - накопление материала, его систематизацию, расположение, логику, выбор слов и образных средств, через построение предложений и текста - приближает автора к самораскрытию, самовыражению личности. Судите сами - вот примеры детских сочинений:
Белка
Вчера мы в лесу видели белочку. Она быстрая, веселая. Сидит па сосне и смотрит. Глаза у нее как шарики. Потом она прыгнула. Мы побежали, но больше ее не видели. (II класс)
Игорек
Игорек - это мой младший брат. Ему только пять лет. Я его провожаю в детский садик, слежу, чтобы он не выпачкался. А то он такой хитрый - все время старается в лужу ступить, и чтоб я не заметила. Дома мы с ним играем, и я нарочно ему поддаюсь. Он очень любит выигрывать, а когда проигрывает, то плачет. Я ему говорю: какой ты будешь мужчина, все плачешь!
(III класс)
Сочинение придаст смысл всем урокам русского языка: ведь в нем реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Можно сказать, что сочинение - наилучшее средство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника.
Очень важно, чтобы первые слова, написанные первоклассником, были бы выражением его собственной мысли, своего чувства: отгадка к загадке, результат жизненного опыта, переживания.
Сентябрь. Роща вся в золоте. Солнце, синь неба. Дети на прогулке. А на следующий день, на уроке пишут первое в своей жизни слово - липа. Всего одно слово, но оно передает впечатление, полученное па прогулке. В сознании ученика одно это слово ассоциируется с картиной золотой осени, прекрасного дерева, которым они любовались.
Если учителю удастся
Сочинение начинается с первых уроков в I классе в виде небольших устных рассказиков, оно постепенно перерастает в серьезную умственную планируемую работу - не только учебную, по и развивающую, формирующую личность учеников. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает юных авторов осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы, активизирует личность. В сочинении актуализируется весь комплекс умений, описанных на с. 374-375.
В самостоятельном рассказе, сочинении и особенно в письменных его вариантах обретают жизнь изученные грамматические формы, требования орфографии, орфоэпии, культуры речи. Только в сочинении письмо осознается детьми не как орфографическое упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, обеспечивающее точное их восприятие читающим. Здесь проявляется подлинная связь теории с практикой.
Школьники любят писать сочинения и рассказывать устно, эта деятельность связывает учение с жизнью. Они раскрывают тему, собирают материал, систематизируют его, составляют план и корректируют его, подчиняя сочинение своему замыслу, выбирают средства языка, наилучшие для решения «коммуникативной задачи», наконец, редактируют, совершенствуют текст.
Напомним, что сочинения ради разностороннего развития школьников должны быть разнообразными и по источникам материала, и по типам текста, стилю и жанрам, и по тематике, по степени самостоятельности и творческого вклада, по применяемым методам и приемам.
Напомним о роли сочинений в воспитании учащихся. Принято считать, что воспитательный эффект сочинения определяемся выбором его темы.
Роль темы, содержания сочинения неоспорима. Однако воспитательная сила сочинения зависит и от заинтересованности школьников, т.е. от мотивации сочинения; и от степени самостоятельности ученика; и от позиции автора-ученика, от его замысла. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, воспитывает чувство ответственности, сближает систему изучения языка с литературой. В некоторых современных системах преподавания литературы в начальных классах ученики принимают па себя роль авторов, они пишут рассказы и стихи, которые анализируются наравне с произведениями настоящей литературы. Это, разумеется, не наносит ущерба изучению основ литературы подлинной, созданной мастерами слова.
Сочинения младших школьников, как правило, эмоциональны, патриотичны, проникнуты гуманностью, уважением к труду, науке, культуре, к подвигу, к благородству. Сочинение вовлекает школьников в познание жизни человека и общества, в разрешение нравственных проблем, учит понимать прекрасное.
Подготовительные ступени к сочинению
Выбор темы и вида сочинения - первая подготовительная ступень. Это функция учителя, но последний все делает, чтобы дети выбрали тему сами. Гема может «вырасти» из прогулок, экскурсий, игр, труда, из чтения произведений литературы. Учитель может предложить список тем - дети выберут либо общую тему для класса, либо индивидуально каждый для себя. Бывают и такие темы, которые имеют общее звучание, но каждым учеником раскрываются по-своему: «Самый радостный день каникул», «Моя семья», «Моя любимая книга» и т.п.
Общая тема для класса позволяет проводить коллективную подготовительную работу: сбор материала, его обсуждение, составление плана, подбор языковых средств; индивидуальные темы в значительной степени отменяют ее. Однако с точки зрения развития и воспитания индивидуальные темы предпочтительнее.
Темы бывают широкие, обобщенные: «Весна», «Моя Родина», «Леса»; они могут быть сужены, конкретизированы, например: «Первые признаки весны», «Изменения в природе за март» (по ежедневным наблюдениям), «Подснежники», «Сегодня я видел первую бабочку!», «Весенние полевые работы» и т.п. Широкие темы дают школьнику больший простор для выбора материала, а узкие требуют большей определенности, конкретности, ибо содержание должно соответствовать теме.
Заглавие и тема не всегда совпадают: под заглавием «Весна» может скрываться и тема полевых работ, и пробуждение природы, и появление первых бабочек.
Вместе с выбором темы решается вопрос о типе речи, стиле и жанре. Так, сочинение «Изменения в природе за март», очевидно, будет описанием, причем «деловым», строгим, а не художественным (впрочем, возможен и художественный вариант, по при иной подготовке), по жанру - отчет о наблюдениях.
Деление широких тем имеет предел сужения: это микротема, которая дальше уже не делится. Текст микротемы обычно равен абзацу и даже одному предложению. Деление может быть смоделировано:
1 Полная тема |
1 -я ступень |
2-я ступень |
Микротома |
«Весна» |
«Полевые работы в деревне» |
«Сеют хлеба» |
«Всходы пшеницы» |
Уже при обдумывании темы следует очертить ее границы, не писать (не рассказывать) о том, что выходит за ее рамки. Так, в сочинении «Золотая осень» уместно описание солнечных, теплых дней, лесов в золотом убранстве, но совсем не по теме такая фраза: По небу плывут серые тучи или Волк уже ходит голодный, со своей волчихою выходит па дорогу.
Тему помогает раскрыть план, обычно из 3-5 пунктов; так, широкая тема «Осенью» может иметь такое содержание, отраженное в плане:
Сентябрь, первые признаки осени в природе.
Последние полевые сельские работы.
Радостные дни золотой осени.
В нашем саду: снимаем урожай яблок и слив.
В зависимости от типа и задач сочинения детали подготовительной работы меняются, но есть общие ступени подготовки: первая - ситуация, вторая - мотивация, они порождают интерес и желание рассказать или написать. Мотивацию создают походы, прогулки, экскурсии (в музей, на выставку, в парк), участие детей в труде, поездки, переписка с другими школами, встречи с интересными людьми, посещение театра и пр. Необходимо создать у детей определенное настроение.
План - необходимая ступень» любого действия, любого высказывания. Обдумывая свою речь, особенно - монолог, говорящий всегда намечает основные вехи. Лучший план - письменный, затем - устный, затем - мысленный. Роль, плана могут выполнять картинки (серии картин) или опорные слова. В I классе план нередко дается в виде вопросов; во И классе предусматривается обучение составлению плана, он составляется коллективно; в III и в IV классах -индивидуально. В процессе составления текста сочинения план может корректироваться, это поощряется. При длительной, рассредоточенной подготовке к сочинению план составляется заблаговременно, он может перестраиваться, совершенствоваться. С пунктами плана связывается деление текста на абзацы. Вот варианты формулировок плана:
Назывные предложения Повествовательные предложения
Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе