Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Оглавление

Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы
темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по русскому.docx

— 140.41 Кб (Скачать)

Загадка - что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое  иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки [5, с.566].

Загадки обогащают словарь детей за счет многочисленности слов, помогают увидеть  вторичные значения слов, формируют  представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской  речи, заставляя, сосредоточится на языковой форме и анализировать ее, что  подтверждается в исследованиях  Ф.А. Сохина [21, с.187].

Отгадывание и придумывание загадок тоже оказывает  влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей.

Загадка - одна из малых форм устного народного  творчества, в которой в предельно  сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов  или явлений. Загадывание загадок  развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или  явления, умение ярко и лаконично  передавать образы предметов, развивает  у детей "поэтический взгляд на деятельность" [1, с.79].

Ю.Г. Илларионова  считает, что использование загадок  в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно  выражать свою мысль, облекая ее в  точную словесную форму. Речь - доказательство требует особых, отличных от описания речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции [6, с.110].

Чтобы вызвать  у детей интерес и потребность  в доказательстве, Ю.Г. Илларионова  рекомендует при отгадывании  загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадывать загадку, а доказать, что отгадка  правильна. Необходимо учить детей  воспринимать предметы и явления  окружающего мира во всей полноте  и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут  предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и  полными.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речи - доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки, уметь замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях  проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует  иметь в запасе несколько загадок  об одном предмете, явлении, чтобы  показать детям, что найденные ими  образы, выражения не единичны, что  существует много возможностей сказать  по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение  навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины [6, с.110].

При обучении детей начальных классов учителя  часто используют загадки, т.к они  представляют большую ценность. Они  учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в  самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки  обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка, их используют на разных этапах урока. Уроки с использованием загадок проходят интересно и  не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума [3, с.27].

Загадки заставляют ребенка внимательно  вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в  них сходство и различия.

Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить  внимание учащихся на каком-то изученном  понятии, предмете, слове, букве и т.д. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка.

Взять хотя бы букварный период обучению чтению. Чтобы подвести учеников к выделению  определенного звука или буквы, учитель может прибегнуть к загадке. Вот один из примеров. На уроке, посвященном  выделению звука и буквы "же", можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести. Показать рисунок с изображением жука. И  совсем другое - начать с загадки. Скажем, вот с такой:

Не жжужу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если  в воздухе кружусь

Тут уж вдоволь  на жжужусь.

Радость, вызванная самим звучанием строк  и тем, что ребенок отгадал  загадку, создаст положительный  настрой, будет способствовать лучшему  усвоению программного материала.

Загадки могут быть применены на уроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях при выработке навыков  грамотного письма [24, с.4].

Тур ходит  по горам,

Турица - по долам;

Тур свистнет,

Турица-то мигнет.

(Гром  и молния)

Это очень  старые образы. Туры (дикие европейские  быки черного цвета с большими рогами), вымершие животные, редко упоминающие  в фольклоре [3, с.139].

Многие  загадки очень поэтичны, радуют необыкновенно  удачными сравнениями: из-под кустика  хватыш - это волк; выну изо рта  ягодку, оближу и опять положу - это  расписная деревянная ложка; а вот  топор: кланяется, кланяется, придет домой  растянется.

Некоторые загадки действительно трудно отгадать:

Кину  не палку,

Убью  не галку,

Ощиплю  не перья,

Съем  не мясо.

(Удочка  и рыба)

Дом шумит, хозяева молчат.

Пришли  гости, хозяев забрали,

А дом  в окошки ушел.

(Вода, рыба, рыбаки с сетью)

У кого есть ответ на все случаи жизни - и когда  у тебя горе, и когда радость? Если молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих  задумался - на всякое твое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица [2, с.143].

Русские загадки записаны и дореволюционными и советскими собирателями в очень  большом количестве. Эти маленькие, интересные произведения устного художественного  творчества связаны со всем трудовым укладом, со всем бытом старой русской  деревни. Не мало сведений об ее хозяйственном обиходе вложено в загадку, немало дается живых богатых зарисовок.

Загадка неустанно пополняется новыми произведениями народной мысли и фантазии. Сейчас никто уже не складывает и мало кто помнит загадки о старой черной бане, об отживших глиняных рукомойниках или о тараканах в избе. Сейчас у народной загадки новые темы. Народные загадки говорят о новых колхозных машинах, о новой технике, о новых людях .

Идет  копач,

На нем  силач,

Добывать  калач.

(Трактор)

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а  не птица,

Везет, а  не лошадь.

(Самолет)

Среди интеллектуально  развивающих игр особой популярностью  у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес, как сам процесс  отгадывания загадок, так и результат  этого своеобразного интеллектуального  состояния. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные  связи развивают и обогащают  мир. Так же они "имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления (способности  к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность  мышления)". Загадка, по словам К.Д. Ушинского, "доставляет уму ребенка полезное упражнение". По мнению современных  педагогов, "процесс отгадывания  является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей  к честной логике, к рассуждению  и доказательству" [23, с.44].

На уроках русского языка учитель включает разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесс  творческий, а саму загадку - как  творческую задачу. Приведем примеры  по использованию игр в загадки  в практике.

1. Загадки,  в которых дается описание  предмета или явления путем  перечислением различных его  признаков, например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз  - словарное слово. Отгадка - ключ  к его запоминанию) Ребята учатся  проводить анализ, выделяя признаки  предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединения этих признаков в  единое целое.

2. Загадки,  где описание предполагает краткую  характеристику предмета или  явления (по одному - двум признакам  нужно восстановить целостный  образ, выделив отмеченный признак,  связь его по ассоциации с  другими), например: Белая скатерть  всё поле покрыла. (Снег - парная  согласная в конце отгадки  требует проверки) Игровая ситуация  помогает запомнить правило.

3. В загадку  включаются противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе  не подпускает. (Земля - безударная  гласная в корне слова требует  проверки) Отгадывание таких загадок  представляет собой доказательство  от противного: отгадывающий должен  поочередно сопоставить разные  и в то же время в чем-то  сходные предметы, явления признаки, действия, выделять в них сходство  и группировать по-новому.

4. Загадки,  в описании которых использованы  метафоры, например: Одной ручкой  всех встречает, другой ручкой - провожает. (Дверь. Чтобы написать  это слово надо вспомнить о  мягком знаке как знаке мягкости) Такие загадки предусматривают  расшифровку метафоры, для чего  необходимо сопоставить, сравнить  предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой  категории.

5. Загадки,  в которых представлено описание  не самого предмета (явления), а  буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего. Загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово, например: Первое - предлог, второе - летний дом, а целое порой решается с трудом. (За - дача - в отгадке правило "чаща", надо вспомнить, как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых все слово - корень)

6. Загадки  - метаграммы, в которых из загаданного  слова путем замены одной буквы  другой получается новое слово.  Например:

С "ч" над морем я летаю,

С "г" в машинах я бываю.

(Чайка  - гайка)

7. Анаграммы  - слова, получающиеся в результате  перестановки букв в слове,  например:

Легко дышать в моей тени,

Меня  ты летом часто хвалишь,

Но буквы  переставь мои -

И целый  лес ты мною свалишь.

(Липа - пила)

8. Логографы  - слова - загадки, меняющие свое  значение при отнимании или  прибавлении букв, например:

Известное я блюдо,

Но лишь прибавишь "м",

Летать, жужжать я буду,

Надоедая  всем.

(Уха  - муха)

9. Загадки  - шутки, связанные с омонимичностью  слов, например: Какой город летает? (Орел - имя собственное, отгадка  помогает сопоставить слово с  название птицы - существительным  с нарицательным)

Формы загадывания  загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Из отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

Дети  любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них - предмет игры, а через игру ребенок  узнает язык и его законы. В уроки  можно включать различные игры на превращения слов. Они помогают развить  у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые  ошибки, повторить и закрепить  правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера  в классе способствует активному  творческому поиску детей, возбуждает их интерес к занятиям [25, с.45] . Следовательно пословицы, загадки влияют на развитие связной речи младших школьников. Таким образом я могу сказать что через игру включая загадки и пословицы ребенок узнает язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:  Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития речи.

Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе