Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Оглавление

Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы
темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по русскому.docx

— 140.41 Кб (Скачать)

1.Мы собираемся в лес.

 2.В лесу очень красиво.

 З.Лес полон жизни.

4. Мы хорошо поиграли!



Прогулка в лес

Приготовления.

Лесные картины.

Жители леса.

Паши игры на поляне

Время составления плана определяется видом и целью сочинения: 'так, план сочинения по картине составляется непосредственно перед его написанием и даже перед рассматриванием  картины; могут быть два варианта плана в этом случае: план рассматривания (передний план, задний план, действующие  лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой  сюжет.

План сочинения по экскурсии  составляется на основе плана самой  экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно  перед письмом сочинения.

План имеет не только вспомогательное, но и самостоятельное значение в умственном развитии школьников. Поэтому работа над темой может быть ограничена составлением более или менее подробного плана: текст совсем не составляется или ограничивается развернутым раскрытием лишь одного из пунктов плана.

К сожалению, в школьной практике сохраняется  традиция давать школьникам готовые  планы сочинений, изложений. Этого  делать не следует: к плану, к построению сочинения, к его композиции школьник должен прийти самостоятельно, даже с риском снижения качества. Не научившись составлять план и пользоваться им, школьник не разовьет самостоятельности мышления, не будет готов к реальным ситуациям жизни.

Накопление материала - вторая подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание и накопление, подчиненные конкретной цели, сообщения, сочинения. Первый вариант постоянен и непрерывен; второй организуется в четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, еще до выбора темы. Так, подготовку к теме «Перелетные птицы нашего края» трудно четко ограничить во времени; тема «Погода в феврале» требует одного месяца подготовки: экскурсия в музей или на выставку продолжается не более двух часов, по изучение материалов продолжается по каталогам, проспектам, альбомам еще долгое время, нередко проводятся обсуждения, дискуссии; организуется длительное наблюдение, почти исследование, например при подготовке к теме «Как прорастает бобовое семя». Иногда само наблюдение превращается в творческий процесс, например при подготовке к сочинению «Жизнь белочки па воле и в неволе».

Материал для предстоящих сочинений  не только накапливается в памяти школьников,     по    и     записывается     в     виде    заметок,    зарисовывается,

составляются словарики, подбираются  опорные слова (ключевые слова). Продолжительность  сбора материала в совокупности намного превышает время выступления  или написания текста.

Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного.

Параллельно со сбором материала, с  его расположением идет языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку  правописания слов, во-вторых, составление  словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков  или всего текста. Напоминаем, что  проговаривание всего текста перед  записью нежелательно, так как  оно снижает самостоятельность  тех учащихся класса, которые подготовлены хуже.

Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выступление, может иметь множество вариантов, отклонений от шаблона, ибо все ступени  работы над сочинением носят в  большей или меньшей степени  творческий характер, в пей проявляется  индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность. Об этом свидетельствуют примеры:

Наша Мурка

У нашей Мурки усы. Мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Мурка сыта. Она свернулась колечком, по не спит, смотрит.

(I класс)

Такое сочинение типично для детей эмоциональных, наблюдательных. Оно написано живо, отражает детскую психику, интересы детей, их образ мыслей, а также чутье языка. Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно и тактично исправлять недостатки. Необходимо воспитывать у детей любовь к прекрасному, к живому слову. Те из них, кто приучен лишь списывать чужое, не могут потом преодолеть психологический барьер па пути к самостоятельности.

Исполнение, реализация подготовленного

Устное выступление, как бы хорошо оно ни было бы подготовлено предварительно, все же всегда импровизация. И в этом его достоинство. Что нужно для импровизации'? Во-первых, хорошо подготовленный материал, во-вторых, высокое умственное развитие, в-третьих, общая организованность, внимание, активность и, в-четвертых, хорошо развитый механизм выбора слов, построения предложений и хорошая дикция. Все это достигается долгой тренировкой, практикой.

Исследователи речи учащихся отмечают, что устная речь школьников в своем развитии отстает от речи письменной: она требует много времени для тренировки, а это в условиях классно-урочной системы затруднено. Письменная речь в этом смысле выигрывает, так как всего за один час письма сочинения все 30 учащихся работают активно, полноценно (объем письменного сочинения учащегося IV класса обычно колеблется между 80-160    словоупотреблениями).    Для    устных     выступлений     30    учащихся потребуется  в  6  раз больше  времени,  причем  каждый  из 'тридцати  будет активно    работать    лишь    по    7-8    минут.    Удивительно    ли,    что    даже старшеклассники плохо овладевают устной речью.

Каждый  ученик должен  выступить  в естественных условиях, т.е.  перед слушателями,   3-4   раза   в   педелю,   включая   выступления   вне   уроков:   на утренниках, в играх в роли ведущего, в библиотеке и пр.

Общие требования к подготовленному устному выступлению:

а)   удержать    в    памяти    подготовленный    материал,    а    также    план    - продуманную   последовательность,   необходимую   лексику,   обороты   речи (допускается использование записей);

б) знать, кто твои слушатели, учитывать восприятие адресата;

в) держаться свободно, уверенно; со слушателями иметь не 
только акустический контакт, но и зрительный;

г) говорить в среднем темпе, соблюдая интонации, паузы, что 
бы было легко слушать, чтобы и мысли, и чувства говорящего 
передавались аудитории. (Сила голоса, громкость, высота, темп, 
тембр, интонации, ударения - все это средства ритмомелодики 
речи и ее выразительности.

Учитель и дети оценивают устные выступления учащихся не только за их содержание, но и но изложенным критериям; желательно не выискивать недостатки, а отмечать лучшие образцы.

Письменные сочинения учащихся проводятся продолжительностью в 1-1,5 часа 6-10 раз в год, в соответствии с  требованиями системы.

Требования к работе над письменным сочинением:

а) первое требование - как в устном варианте: мобилизовать 
свою память, использовать все подготовленное;

б) рассчитать время, успеть написать намеченное, оставить время на самопроверку и редактирование;

в) попытаться представить себе читателей, вообразить ситуацию диалога с ними;

т) подготовить письменные принадлежности, рассчитать симметричное расположение заглавия, плана (если он записывается),

следить за почерком, каллиграфией, орфографией;

д) стараться внутренне проговаривать составляемые предложения до их записи, в необходимых случаях делать аккуратные исправления;

с)   делить текст на абзацы, делая отступ - «красную строку»;

ж) проверить самостоятельно написанное, в случае необходимости обращаться к учителю.

Учитель, в свою очередь, должен время  от времени проходить вдоль рядов  парт, наблюдать за работой учащихся, помогать тем, кто нуждается, а иногда и предлагать свою помощь застенчивым, особенно па этапе завершения и редактирования.

При экспериментальной проверке эффективности  самостоятельного редактирования в  начальной школе установлено: эта работа в простейших вариантах доступна всем школьникам, включая учащихся  I  класса. В круг умении редактирования входит: во-первых, совершенствование содержания и логики текста, восполнение чего-то пропущенного, устранение лишнего и повторов, попытки выразить мысль яснее и ярче, устранение многословия; во-вторых, замена неудачно подобранных слов другими, более точными для данной ситуации, исправление неудачно построенных предложений, связывание их между собой; в-третьих, выверка орфографии и пунктуации.

Чтобы помочь детям в редактировании, рекомендуется на первых порах предлагать им краткие памятки в виде плакатов:

ПРОВЕРЬ!

1. Ясно ли передал свою мысль? 2. Нет ли повторов одинаковых  слов, оборотов речи? 3, Все ли слова  употреблены удачно? Проверь безударные  гласные, все трудные слова,  знаки препинания!

Проверять рекомендуется не торопясь, два раза: с целью редактирования содержания, построения текста, исправления  речевых ошибок и с орфографическими целями - поиск трудных слов, выделение  орфограмм, их проверка; можно обратиться к словарям, это разрешается.

Редактирование приучает школьника  к самооценке и уменьшает количество ошибок, повышает оценки (если они ставятся).

Анализ детских сочинений

Изучение детской речи и путей  ее развития в XX в. достигло значительного уровня в трудах А.Н. Гвоздева, П.П.Блонского, Т.А. Ладыженской, С.Н. Цейтлин. Изучается фонетический строй, словарь, синтаксис, связный текст, литературно-творческие опыты. Данные исследований речи учащихся кладутся в основу критериев анализа сочинений и их оценки.

Естественно, что эти критерии должны учитывать основные требования, изложенные в предыдущих главах; они ориентированы па нормативы культуры речи, относятся также к содержанию, авторской позиции, плану и композиции, выбору слов, синтаксису, связности текста, выразительности, правописанию. Приводим здесь один из вариантов таких критериев:

Соответствие содержания теме, полнота  ее раскрытия, па каком уровне возрастных возможностей выполнена работа, достоверен ли материал, выражена ли позиция автора.

Логика построения, последовательность, обоснованность, аргументация, нет  ли расхождений между планом и  текстом, нет ли повторов или существенных пропусков, выделено ли главное, есть ли обобщения, выводы.

Тип речи, жанр, стиль: соотношение повествования, описания, рассуждения; коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, единство стиля; средства изобразительности.

4.   Размеры сочинения: количество  слов, предложений; абзацы.

Есть ли вступление, его оценка, тип, выполняет ли оно свою функцию; то же о заключении, концовке.

Характеристика построения: сюжет, действующие лица, как развивается  действие; есть ли пейзажные зарисовки, есть ли юмор, диалоги.

Лексика: правильность выбора слов, точность их употребления, разнообразие синонимов, используются ли антонимы, экспрессивно-окрашенная лексика, есть ли фразеология, тропы.

Синтаксис: размеры и типы предложений, наличие сложных предложений, соотношение  сочинительных и подчинительных конструкций, разнообразие конструкций; глубина фразы.

Есть ли индивидуальные черты, если да, то как они выразились в содержании и в языке сочинения.

Есть ли элементы художественности, оригинальности; если да, то какие.

Орфографическая, пунктуационная грамотность; каллиграфия; есть ли речевые ошибки, какова степень их грубости и пр.

Данные критерии предназначены  для учителя, методиста; но в процессе общения постепенно большинство  из них усваивается и детьми практически. Это одна из форм обучения, а также  основание для такого приема работы, как взаимное рецензирование. Этому  приему уже более ста лет, по он медленно внедряется в массовую практику.

Рассмотрим пример анализа сочинения  четвероклассника:

Прогулка в парк

В середине февраля выдался ясный  день. Западный ветер принес теплый воздух с Атлантического океана: температура  была около пяти градусов ниже пуля.

Наш класс, взяв с собой лыжи и  сапки, поехал в парк Останкино. Нас встретили здесь вековые лиственницы и дубы. Деревья стояли в инее и как бы тихо перешептывались между собой...

Пройдя по аллее в глубь парка, мы увидели красивое старинное здание. Это дворец. Когда-то и он, и парк принадлежали графу Шереметьеву, а теперь в нем музей. Перед входом - красивые колонны и статуи, все мраморное. Но мы побывали только в вестибюле музея: везде лепка, позолота, картины. Граф был сказочно богат. Он имел собственный театр, крепостных музыкантов, актеров и даже собственного композитора.

Другой раз приедем в музей  без санок и лыж.

А теперь пошли в детский городок. По обе стороны аллеи лежал сугробами снег. Вдруг вспорхнула стайка воробьев, они подрались из-за корки хлеба. Па дубах сидели черные вороны и поглядывали сверху. Вот на снегу мышкин след. Это она выползала из зимней норки в поисках пищи. Весь снег в парке исполосован лыжней, вот пробежали лыжники друг за другом. А по дорожкам неторопливо прогуливаются прохожие.

В детском городке спортивные площадки засыпаны снегом, аттракционы не работают. Мы побежали к речке и сразу, сходу  стали кататься на сапках и на лыжах  с крутых берегов. Те, кто замерзли, бегали, играли, чтобы согреться. Хохоту было много, а слез не было. Набегались, наигрались, накатались и пошли к выходу. Хорошо отдохнули, было весело, много нового узнали, увидели.

(230 слов; писали полтора урока)

В тексте сочинения учительница  исправила две негрубые ошибки.

Сочинение оценено на «отлично». Анализ:

Тема раскрыта достаточно глубоко, уровень высокий, автор наблюдателен, описания точны, изложено спокойно, слегка иронично.

Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе