Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Оглавление

Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы
темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по русскому.docx

— 140.41 Кб (Скачать)

(Все тексты учащихся  в данном  подразделе  взяты  из  кн.:  Кудина   Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. 3 класс. -М., 1994.) Заметим, что авторы книги дают подлинные, невыправленные образцы детской речи, что особенно важно для исследования.

Напомним, что в системе Кудиной  и Повлянской представлен весьма серьезный курс теории литературы, предложена соответствующая методика изучения литературных текстов. Приводим некоторые темы из программы для III класса: «Автор художественный текст - читатель», «Точка зрения 
автора», «Ритмический рисунок в поэзии», «Акцентное вычитывание 
лирического стихотворения», для эпического 'текста: «Структура жанра 
«пословица», «протяжная песня», «волшебная сказка» и пр.». Дети 
углубленно работают над выразительными возможностями слов, темы их 
сочинений: «Когда я слышу слово камень... (праздник читательских 
удовольствий)», «Выразительные возможности слов первый - последний», 
«Когда я слышу слово чаша». «Выразительные возможности слов шорох, 
шелест, лепет, шум» (антонимы, синонимы, образ, точность выбора слова, по 
иск).

                                          Сочинение сказок

Методика развития речи детей издавна  опиралась и па сказочные сюжеты, и па язык сказки. Сказка и сегодня  используется в детских садах  и в школе. Дети любят не только слушать и читать сказки, по и сами их рассказывают, перестраивая сюжет, добавляя новые линии действия, новых персонажей, придумывая приключения.

Особенно интересен опыт В.А. Сухомлинского  в пробуждении творческих способностей детей. В Павлынской школе (Украина), где он был директором, установилась традиция: каждый ученик начальных классов должен был сочинить сказку. Сказки записывались, было разрешено их совершенствовать, улучшать. Дойдя до выпуска из средней школы, юноши и девушки получали свои сказки, сочиненные в начальной школе, из 45-томпого собрания детских сказок. Приводим примеры:

                                         Что куют кузнечики

Па высоком стенном кургане  с утра до поздней ночи куют кузнечики. У них здесь большая кузница. На большом листе крапивы устроили они себе наковальню. Берут полосу железа, меди, стали, кладут па наковальню и бьют молоточками.

А что же они куют?

А вот что: латы, шлемы, рога жукам. Со всей степи прилетают в кузницу рогатые жуки. Просят кузнечиков: «Сделайте доспехи!» Кузнечики никому не отказывают. Прочные доспехи жуков - все это работа кузнечиков.

                                 Как иволга пролетела через радугу

Иволга была когда-то серенькой  птичкой. А теперь у нее разноцветные красивые перья - желтые, синие, зеленые, оранжевые. Где же это она приобрела  такие перья? А вот как было...

Однажды в пасмурный день слышит серая птичка иволга, как где-то за лесом гремит гром. Видит, приближается черная туча. Испугалась серая птичка иволга и спряталась между ветвей, ждет не дождется, когда дождь отшумит. Вдруг видит: от тучи до реки протянулась разноцветная полоса -радуга. Смотрит с изумлением серенькая птичка на радугу. Захотелось ей быть такой же красивой. Встрепенулась иволга, расправила крылья и полетела к радуге. Тревожно бьется маленькое сердце, по желание стать красивой сильнее страха. Пролетела иволга сквозь радугу и стала красивой.

С тех пор как посмотришь на иволгу, вспоминаешь радугу - золотую Дугу.

Не каждый юный сказочник создал столь же прекрасные произведения (сказки публиковались в «Новом мире», в  сборниках), по у каждого есть что-то свое, индивидуальное. Л общий настрой, общее стремление к прекрасному  создаст отличные условия для  воспитания, для обогащения духовного  мира детей.

             Сочинения па основе опыта и наблюдений учащихся

Эти сочинения строятся на непосредственно  добытом, живом знании; они могут  быть и описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами. Это описания одного предмета, например березы, сосны, дома, железнодорожного моста, часов; сравнительные описания (у Ушинского - «Заяц и орел»); рассказы о походе, экскурсии, путешествии  па основе длительных наблюдений, а  зачастую и па опыте собственного труда - «Полевые работы в сентябре»; своеобразные отчеты о проделанной  работе -«Как мы сажали деревья в  будущем парке» и рассуждения - «Лучшая  профессия» или «Почему нельзя разорять птичьи гнезда». Бывают описания трудового процесса, напоминающие инструкцию: «Как сделать скворечник»; «Как охотники определяют, где север, где юг»; «Какие работы я выполняю в школе и дома»; «Как убирают улицы в городе зимой»; «Мои игрушки» и ми. др.

Сочинения этой группы могут быть и художественными, и «деловыми». Иными словами, они могут обладать стилевыми различиями. Так, сочинение  «Береза» в «деловом» варианте содержит сведения о внешнем виде дерева, о строении кроны, о стволе, коре, ветвях, листьях, цветах, семенах, о  березовых рощах и о березе в смешанном лесу, об использовании  этого дерева для пользы людей: березовая  древесина используется в строительстве, в изготовлении деревянной утвари, из березовой коры делают туески для  сбора ягод, а в старину па бересте  писали и ми. др. Такой вариант  сочинения развивает точность выражения  мысли, формирует систему знаний, расширяет выбор лексики; в целом -формирует научный стиль речи.

Эта же тема «Береза» может быть раскрыта и в эмоциональном, художественном ключе. В этом случае юный автор покажет  березу в зимнем серебре, в инее; изобразит весеннюю березовую рощу в кипении молодой листвы: «Идет, гудет зеленый шум». О летней березе расскажет как о тенистом укрытии  от палящего зноя. И всего прекраснее береза в нежно-золотистом осеннем  наряде. Береза - любимое в народе дерево, о березе пишут стихи, слагают  песни, она украшает многие картины  знаменитых художников...

Пример сочинения по личным наблюдениям  ученика:

                 Поздняя осень

Золотая осень уже давно кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят  голые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы, утром  на лужах стоит лед. Скворцы и  грачи улетели на юг. Па кустах появились птицы с красными грудками: это снегири. Люди ходят в теплых пальто и в рукавицах Не за горами зима.

(II класс)

Сочинение среднее по полноте и  объему, бедноват синтаксис, по кое-что заслуживает одобрения: отклонений от темы нет, действительно, в сочинении рассказано о поздней осени. Отдельные наблюдения точны: лед на лужах; ветер свищет в голых ветвях; появились снегири. Два сложных предложения, есть однородные члены предложения. Есть фразеологический оборот не за горами т.е. скоро. Лексических повторов нет. Стиль речи близок к научному.

    Литературное творчество школьников:

Сочинение - это творчество: оно  развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь), в сочинении происходит акт самовыражения.

Кто не мечтает о творчестве?! В  нем человек видит свой идеал  счастья. Каждый человек может припомнить в своей жизни минуты и часы, окрыленные вдохновением. Творчество - это созидание, оно противостоит разрушению.

Изучение русского языка (неродного, разумеется, тоже) и особенно литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества: это и ведение дневника, и переписка, и описания картин природы, пусть даже по заданию учителя, и рисование картин, и декламация стихов, и инсценирование, выпуск газет и журналов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащихся по грамматике, истории слов и пр. Иными словами, творчество - это не только стихи; возможно, сочинение стихов не всегда вершина творчества, но ритмическая и рифмованная речь сразу выделяется из прозаических упражнений.

Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой работой, с клубами. В современной системе образования известны следующие формы организации творческих работ типа сочинения или близких к этому:

а) самостоятельное творчество дома, иногда скрываемое: дневники, записи 
событий или чего-то интересного, важного для школьников, сочинение стихов 
и пр. Это все делается без заданий учителя, и бывает, что учитель узнает о 
скрытой творческой деятельности ученика спустя годы. Па этом основании 
эта форма творческой жизни личности не только недооценивается, но даже 
подвергается осуждению. Это несправедливо: ребенок еще в большей 
степени, чем взрослый, имеет право па свою тайну, на нестандартное 
поведение;

б) кружки, организуемые школой и другими учреждениями: литературно- 
творческие, кружки изучения родного языка, театральные, детские клубы, 
литературные объединения, школьный театр, различные праздники, 
утренники, встречи, совместные поездки; они дают возможность общения в 
свободных условиях;

в) различные конкурсы, олимпиады, соревнования: конкурс загадок, 
стихотворных    поздравлений    к    Новому    году,    к    1    сентября.    Конкурсы объявляются в рамках школы, всего города, даже в рамках всей страны. Победителям присуждаются звания лауреатов, как у взрослых;

г) выпуск газет и журналов детского творчества. Эти издания теперь выпускаются  в сотнях гимназий, обычных средних  школ, а нередко для начальных  классов выходит самостоятельный  журнал.

Приведем несколько примеров - из практики. Составление загадок.

Дано начало. Мохнатенька, усатенька... Дети продолжают. Па солнышке лежит.

Прищурившись глядит. Другой предлагает. Ее мыши боятся. Третий. У нее одна забота:

Ночью ходит па охоту!

Конкурс загадок. Нет сомнения в том, что загадка должна быть веселой, шутливой и по возможности нелегкой.

Легких загадок не нужно, но все же они должны дать хотя бы два-три признака, \\о которым можно отгадать. Например, Двa конца, два кольца, а посередине - гвоздик (ножницы). Она описательна, без юмора, без иносказания. Но намного интереснее такая загадка, где есть образ, иносказание, юмор, ритм и рифма:

Колючий недотрога живет в глуши  лесной. Иголок очень много, а нитки - пи одной.

Здесь тоже указаны признаки ежа, но загадка поэтична, весела.

Еще пример. Мы спросили Алешу, победителя на прошлогоднем конкурсе, как он, придумал свою загадку про лимон. Вот что он сказал.

- Сижу за столом. На тарелке  лежит лимон. Я сочинил начало: Лежит круглый, золотистый Нa тарелочке на чистой. Что же дальше? Рот раскрыл я, сколько мог,

Откусил большой кусок. Думал я, что будет сладкий, Оказался кислый, гадкий!

Копилка поэтических образов. Кто-то записывает песни, кто-то афоризмы, а кто-то - отрывки из любимых стихов. Надо, чтобы отрывок был невелик, содержал образ. Вот звукопись:

Волна па волну набегала, Волна  подгоняла волну.

(М.Ю. Лермонтов.)

Главное, ритмическое звучание, повторяется звук [л]. Вот еще слуховой образ, «грохочущий»:

... Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет  в небе голубом.

(Ф.М.Тютчев.)

Далее - контрастный зрительный образ:

Черный ворон в сумраке снежном.

(Л.Блок.)

Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись  в розовую водь.

(С.Есенин.)

Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась...

(М. Цветаева.)

Пройти школу поэтического образа небесполезно каждому.

Личный дневник. Принято язык определять как средство общения между людьми. Но общение с другими эпизодично, а сам с собой человек общается всегда. Это внутренняя жизнь, духовное богатство человека, это сознание, осознание всего, что человека окружает, это спор с самим собой, суд над собой, суд бескомпромиссный, это совесть - «когтистый зверь» (А.С.Пушкин).

2.3 Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников

 

При определении  уровня развития навыков связной  речи необходимо, прежде всего, установить какие мысли и как переданы через текст. Этим и объясняются  те компоненты анализа текста, которые  предлагает исследователь Н.И. Жинкин:

      • отбор слов;
      • распределение предметных признаков в группе предложений;
      • выделение предиката;
      • связь двух предложений.

Эти категории  или элементы анализа, выдвинутые Н.И. Жинкиным, отражают те стороны связной  речи, которые являются специфическими для нее и по которым, следовательно, можно определить уровень связной  речи учащихся [22, с.43].

Не следует  думать, что знатоками, хранителями  фольклора являются только пожилые  люди, бабушки и дедушки. Есть такие  виды жанры народного творчества, которые известны детсадовцам и  школьникам. Детский фольклор так  же имеет свою долгую историю [2, с.107].

Давайте же посмотрим, какие загадки, пословицы  и поговорки жили и живут на деревенских улицах и в городских  дворах, в школах и в детских  лагерях.

Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе