Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:45, курсовая работа
Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.
Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы
темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы
(Все тексты учащихся в данном подразделе взяты из кн.: Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. 3 класс. -М., 1994.) Заметим, что авторы книги дают подлинные, невыправленные образцы детской речи, что особенно важно для исследования.
Напомним, что в системе Кудиной
и Повлянской представлен весьма
серьезный курс теории литературы,
предложена соответствующая методика
изучения литературных текстов. Приводим
некоторые темы из программы для III класса: «Автор художественный текст
- читатель», «Точка зрения
автора», «Ритмический рисунок в поэзии»,
«Акцентное вычитывание
лирического стихотворения», для эпического
'текста: «Структура жанра
«пословица», «протяжная песня», «волшебная
сказка» и пр.». Дети
углубленно работают над выразительными
возможностями слов, темы их
сочинений: «Когда я слышу слово камень... (праздник читательских
удовольствий)», «Выразительные возможности
слов первый - последний»,
«Когда я слышу слово чаша». «Выразительные
возможности слов шорох,
шелест, лепет, шум» (антонимы, синонимы, образ,
точность выбора слова, по
иск).
Методика развития речи детей издавна опиралась и па сказочные сюжеты, и па язык сказки. Сказка и сегодня используется в детских садах и в школе. Дети любят не только слушать и читать сказки, по и сами их рассказывают, перестраивая сюжет, добавляя новые линии действия, новых персонажей, придумывая приключения.
Особенно интересен опыт В.А. Сухомлинского в пробуждении творческих способностей детей. В Павлынской школе (Украина), где он был директором, установилась традиция: каждый ученик начальных классов должен был сочинить сказку. Сказки записывались, было разрешено их совершенствовать, улучшать. Дойдя до выпуска из средней школы, юноши и девушки получали свои сказки, сочиненные в начальной школе, из 45-томпого собрания детских сказок. Приводим примеры:
Па высоком стенном кургане с утра до поздней ночи куют кузнечики. У них здесь большая кузница. На большом листе крапивы устроили они себе наковальню. Берут полосу железа, меди, стали, кладут па наковальню и бьют молоточками.
А что же они куют?
А вот что: латы, шлемы, рога жукам. Со всей степи прилетают в кузницу рогатые жуки. Просят кузнечиков: «Сделайте доспехи!» Кузнечики никому не отказывают. Прочные доспехи жуков - все это работа кузнечиков.
Иволга была когда-то серенькой птичкой. А теперь у нее разноцветные красивые перья - желтые, синие, зеленые, оранжевые. Где же это она приобрела такие перья? А вот как было...
Однажды в пасмурный день слышит серая птичка иволга, как где-то за лесом гремит гром. Видит, приближается черная туча. Испугалась серая птичка иволга и спряталась между ветвей, ждет не дождется, когда дождь отшумит. Вдруг видит: от тучи до реки протянулась разноцветная полоса -радуга. Смотрит с изумлением серенькая птичка на радугу. Захотелось ей быть такой же красивой. Встрепенулась иволга, расправила крылья и полетела к радуге. Тревожно бьется маленькое сердце, по желание стать красивой сильнее страха. Пролетела иволга сквозь радугу и стала красивой.
С тех пор как посмотришь на иволгу, вспоминаешь радугу - золотую Дугу.
Не каждый юный сказочник создал столь же прекрасные произведения (сказки публиковались в «Новом мире», в сборниках), по у каждого есть что-то свое, индивидуальное. Л общий настрой, общее стремление к прекрасному создаст отличные условия для воспитания, для обогащения духовного мира детей.
Сочинения па основе опыта и наблюдений учащихся
Эти сочинения строятся на непосредственно добытом, живом знании; они могут быть и описаниями, и повествованиями, и рассуждениями, и смешанными типами. Это описания одного предмета, например березы, сосны, дома, железнодорожного моста, часов; сравнительные описания (у Ушинского - «Заяц и орел»); рассказы о походе, экскурсии, путешествии па основе длительных наблюдений, а зачастую и па опыте собственного труда - «Полевые работы в сентябре»; своеобразные отчеты о проделанной работе -«Как мы сажали деревья в будущем парке» и рассуждения - «Лучшая профессия» или «Почему нельзя разорять птичьи гнезда». Бывают описания трудового процесса, напоминающие инструкцию: «Как сделать скворечник»; «Как охотники определяют, где север, где юг»; «Какие работы я выполняю в школе и дома»; «Как убирают улицы в городе зимой»; «Мои игрушки» и ми. др.
Сочинения этой группы могут быть и художественными, и «деловыми». Иными словами, они могут обладать стилевыми различиями. Так, сочинение «Береза» в «деловом» варианте содержит сведения о внешнем виде дерева, о строении кроны, о стволе, коре, ветвях, листьях, цветах, семенах, о березовых рощах и о березе в смешанном лесу, об использовании этого дерева для пользы людей: березовая древесина используется в строительстве, в изготовлении деревянной утвари, из березовой коры делают туески для сбора ягод, а в старину па бересте писали и ми. др. Такой вариант сочинения развивает точность выражения мысли, формирует систему знаний, расширяет выбор лексики; в целом -формирует научный стиль речи.
Эта же тема «Береза» может быть раскрыта и в эмоциональном, художественном ключе. В этом случае юный автор покажет березу в зимнем серебре, в инее; изобразит весеннюю березовую рощу в кипении молодой листвы: «Идет, гудет зеленый шум». О летней березе расскажет как о тенистом укрытии от палящего зноя. И всего прекраснее береза в нежно-золотистом осеннем наряде. Береза - любимое в народе дерево, о березе пишут стихи, слагают песни, она украшает многие картины знаменитых художников...
Пример сочинения по личным наблюдениям ученика:
Поздняя осень
Золотая осень уже давно кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят голые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы, утром на лужах стоит лед. Скворцы и грачи улетели на юг. Па кустах появились птицы с красными грудками: это снегири. Люди ходят в теплых пальто и в рукавицах Не за горами зима.
(II класс)
Сочинение среднее по полноте и объему, бедноват синтаксис, по кое-что заслуживает одобрения: отклонений от темы нет, действительно, в сочинении рассказано о поздней осени. Отдельные наблюдения точны: лед на лужах; ветер свищет в голых ветвях; появились снегири. Два сложных предложения, есть однородные члены предложения. Есть фразеологический оборот не за горами т.е. скоро. Лексических повторов нет. Стиль речи близок к научному.
Литературное творчество школьников:
Сочинение - это творчество: оно развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь), в сочинении происходит акт самовыражения.
Кто не мечтает о творчестве?! В нем человек видит свой идеал счастья. Каждый человек может припомнить в своей жизни минуты и часы, окрыленные вдохновением. Творчество - это созидание, оно противостоит разрушению.
Изучение русского языка (неродного, разумеется, тоже) и особенно литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества: это и ведение дневника, и переписка, и описания картин природы, пусть даже по заданию учителя, и рисование картин, и декламация стихов, и инсценирование, выпуск газет и журналов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащихся по грамматике, истории слов и пр. Иными словами, творчество - это не только стихи; возможно, сочинение стихов не всегда вершина творчества, но ритмическая и рифмованная речь сразу выделяется из прозаических упражнений.
Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой работой, с клубами. В современной системе образования известны следующие формы организации творческих работ типа сочинения или близких к этому:
а) самостоятельное творчество дома, иногда
скрываемое: дневники, записи
событий или чего-то интересного, важного
для школьников, сочинение стихов
и пр. Это все делается без заданий
учителя, и бывает, что учитель узнает
о
скрытой творческой деятельности ученика
спустя годы. Па этом основании
эта форма творческой жизни личности не
только недооценивается, но даже
подвергается осуждению. Это несправедливо:
ребенок еще в большей
степени, чем взрослый, имеет право па
свою тайну, на нестандартное
поведение;
б) кружки, организуемые школой и другими
учреждениями: литературно-
творческие, кружки изучения родного языка,
театральные, детские клубы,
литературные объединения, школьный театр,
различные праздники,
утренники, встречи, совместные поездки;
они дают возможность общения в
свободных условиях;
в) различные конкурсы, олимпиады, соревнования:
конкурс загадок,
стихотворных поздравлений
к Новому году,
к 1 сентября.
Конкурсы объявляются в рамках школы,
всего города, даже в рамках всей страны.
Победителям присуждаются звания лауреатов,
как у взрослых;
г) выпуск газет и журналов детского
творчества. Эти издания теперь выпускаются
в сотнях гимназий, обычных средних
школ, а нередко для начальных
классов выходит
Приведем несколько примеров - из практики. Составление загадок.
Дано начало. Мохнатенька, усатенька... Дети продолжают. Па солнышке лежит.
Прищурившись глядит. Другой предлагает. Ее мыши боятся. Третий. У нее одна забота:
Ночью ходит па охоту!
Конкурс загадок. Нет сомнения в том, что загадка должна быть веселой, шутливой и по возможности нелегкой.
Легких загадок не нужно, но все же они должны дать хотя бы два-три признака, \\о которым можно отгадать. Например, Двa конца, два кольца, а посередине - гвоздик (ножницы). Она описательна, без юмора, без иносказания. Но намного интереснее такая загадка, где есть образ, иносказание, юмор, ритм и рифма:
Колючий недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки - пи одной.
Здесь тоже указаны признаки ежа, но загадка поэтична, весела.
Еще пример. Мы спросили Алешу, победителя на прошлогоднем конкурсе, как он, придумал свою загадку про лимон. Вот что он сказал.
- Сижу за столом. На тарелке лежит лимон. Я сочинил начало: Лежит круглый, золотистый Нa тарелочке на чистой. Что же дальше? Рот раскрыл я, сколько мог,
Откусил большой кусок. Думал я, что будет сладкий, Оказался кислый, гадкий!
Копилка поэтических образов. Кто-то записывает песни, кто-то афоризмы, а кто-то - отрывки из любимых стихов. Надо, чтобы отрывок был невелик, содержал образ. Вот звукопись:
Волна па волну набегала, Волна подгоняла волну.
(М.Ю. Лермонтов.)
Главное, ритмическое звучание, повторяется звук [л]. Вот еще слуховой образ, «грохочущий»:
... Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
(Ф.М.Тютчев.)
Далее - контрастный зрительный образ:
Черный ворон в сумраке
(Л.Блок.)
Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.
(С.Есенин.)
Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась...
(М. Цветаева.)
Пройти школу поэтического образа небесполезно каждому.
Личный дневник. Принято язык определять как средство общения между людьми. Но общение с другими эпизодично, а сам с собой человек общается всегда. Это внутренняя жизнь, духовное богатство человека, это сознание, осознание всего, что человека окружает, это спор с самим собой, суд над собой, суд бескомпромиссный, это совесть - «когтистый зверь» (А.С.Пушкин).
При определении уровня развития навыков связной речи необходимо, прежде всего, установить какие мысли и как переданы через текст. Этим и объясняются те компоненты анализа текста, которые предлагает исследователь Н.И. Жинкин:
Эти категории или элементы анализа, выдвинутые Н.И. Жинкиным, отражают те стороны связной речи, которые являются специфическими для нее и по которым, следовательно, можно определить уровень связной речи учащихся [22, с.43].
Не следует думать, что знатоками, хранителями фольклора являются только пожилые люди, бабушки и дедушки. Есть такие виды жанры народного творчества, которые известны детсадовцам и школьникам. Детский фольклор так же имеет свою долгую историю [2, с.107].
Давайте же посмотрим, какие загадки, пословицы и поговорки жили и живут на деревенских улицах и в городских дворах, в школах и в детских лагерях.
Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе