Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 00:45, курсовая работа

Краткое описание

Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.

Оглавление

Введение
Глава I. Исторические и психолого-педагогические основы
темы "Методы и приемы словарной работы на уроках русского
языка в начальной школе
1. История развития ведущего вопроса темы
2. Психолого-педагогические основы подхода
к проблеме и ее решение
Глава II. Опытная педагогическая работа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по русскому.docx

— 140.41 Кб (Скачать)

 Развитие речи происходит в школьном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общений. По данным Д.Б. Эльконина, общение носит непосредственной характер.

Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное  высказывание-рассказ, сообщение и  т.п. У ребенка возникает потребность  объяснить сверстнику содержание предстоящей  игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной  речи происходит уменьшение ситуативных  моментов в речи и переход к  пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться  объяснительная речь.

  Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, класс, школа, взрослые и товарищи, с которыми постоянно общается ребенок .

Таким образом, причиной возникновения первых речевых  действий у ребенка является потребность  общения. Самостоятельное словообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого "языкового чутья", присущего ребенку. Факт словотворчества  должен быть понят как проявление, как симптом овладения ребенком языковой деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение №1

 

             Конспект урока по русскому языку

 

Тема сочинения: Почему птицам трудно зимой  ? 
Сочинение – рассуждение  
Цель: Познакомить учащихся с понятием текст-рассуждение.  
Задачи: 1. Написать сочинение - рассуждение на тему: "Почему птицам трудно зимой", научить использовать в тексте слова-связки, доказательства, умение делать выводы.  
2. Развивать речь учащихся, научить преодолевать трудности в создании письменных высказываний, активизировать словарный запас учащихся.  
3. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о птицах в зимний период.  
Оборудование: плакат с изображением зимующих птиц, иллюстрации с изображением кормушки для птиц, рисунки детей. 

 

 
                                         Ход урока:  
1. Организационный момент  
2. Постановка цели.  
Наступили холода, вьюги и метели  
В сёла, парки, города гости прилетели….  
- О каких гостях идёт речь? ( о зимующих птицах)  
- Сегодня мы напишем сочинение о зимующих птицах и поразмышляем почему птицам трудно приходится жить в зимний период.  
3. Вступительная беседа  
-Каких зимующих птиц вы знаете?  
- Как живётся птицам зимой?  
- Как мы можем им помочь?  
Чтобы птицам помочь надо знать: какие у нас птицы зимуют, чем кормятся? 
Улетели птичьи стаи,  
Лес в сугробах до ветвей.  
Вот тогда мы и дождались  
Наших северных гостей.  
Зимний лес не спит, а дремлет,  
Серебром унизан весь,  
Не покинув эту землю,  
Много птиц осталось здесь.  
Кто там ловко и упорно  
Лазит острым клювом вниз?  
Это поползень проворный  
Перед стайкою синиц.  
У опушки в старых ёлках  
От зари и до зари  
Разговор ведут чечётки,  
Громко вторят снегири.  
Пёстрый дятел крикнет громко,  
Разогнав лесную тишь,  
А на вырубках, на липках,  
Отзовётся бойкий чиж.  
Я б могла ещё так много  
Про лесных сказать певцов,  
Как средь стужи и морозов  
Вывел клёст своих птенцов.  
Как с утра и до заката  
На репьях гостят щеглы  
И торопятся куда-то  
Ярко красные щуры.  
-О каких зимующих птицах вы узнали из этого стихотворения?  
- Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и другие, хорошо вам известные птицы. Какие?  
(Сороки, вороны, воробьи, синицы, снегири…)  
-Что страшнее всего для птиц холод или голод?  
Не страшна зима птицам, если есть корм. 
Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями.  
Чтение хором.  

  
-Как мы можем помочь птицам  зимой?( сделать кормушки)  
- А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц?  
(Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы. арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жаренные семена. Птиц также можно кормить крошками белого хлеба. Крошки чёрного хлеба вредны для птиц. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несолёные жир и мясо.)  
Прокормите птиц зимой,  
Чтоб со всех концов  
К вам слетались, как домой,  
Стайки на крыльцо.  
Не богаты их корма,  
Горсть одна нужна.  
Горсть одна – и не страшна  
Будет им зима.  
Приручите птиц в мороз  
К своему окну,  
Чтоб без песен не пришлось  
Нам встречать весну.  
-Чему учит нас это стихотворение?  
4. Знакомство с понятием текст-рассуждение  
-Что такое текст-рассуждение?  
(это тексты, в которых что-либо объясняется, делаются выводы, тексты которые отвечают на вопрос ПОЧЕМУ?)  
-Как строится текст-рассуждение?  
  
поэтому, вот, почему, значит  
потому что, ведь…  
Например: Почему птицам трудно зимой? потому что….(объяснение)  
Объяснение, доказательство может быть в начале рассуждения, а то, что объясняется, доказывается, - в конце. Такую концовку обычно называют выводом  
  
Например: Наступила зима, выпало много снега, трудно добывать птицам корм, поэтому птицам трудно зимой. 

5. Рассматривание иллюстраций     
6. Коллективная работа  
-Какое время года наступило?  
-Как приходится зимой птицам?  
- Как можно помочь пернатым друзьям?  
-Как птицы отблагодарят нас весной?  
7. Составление плана (запись на доске) 

 

План 

Опорные слова 

I . Наступила зима 

холодная, гуляет вьюга, пушистым снегом 

II. Трудно птицам зимой. 

засыпало, занесло, добывать пищу, перекочёвывают в ближайшие города и селения, 

III. Помощь ребят. 

приходят на помощь, делают, следят, подкармливают, заботятся 

IV. Птицы наши друзья. 

Уничтожают гусениц, насекомых, 


 

8. Словарная работа  
-Какие эпитеты и сравнения можно использовать в тексте?  
Снежная зима, пушистый снег, холодные деньки, голодные птахи, словно периной, обеспечены кормом, с удовольствием полакомятся, неутомимые помощники, вредители сельского хозяйства  
9.Устное составление рассказов  
* * *  
Трудно птицам зимой. Холодно. По лесам и степям гуляет злая вьюга. Землю и кусты занесло снегом. Где достать корм?  
Поэтому на помощь птицам приходят дети. У школы в саду ребята повесили кормушки. Дежурные каждый день приносят птицам корм.  
Весной птицы будут беречь сад от насекомых и гусениц. Птицы -наши друзья!  
* * *  
Наступила холодная зима. Пушистый снег, словно периной, укутал землю, крыши домов, кусты и деревья. Трудно добывать пищу птицам. Поэтому они перекочёвывают в ближайшие города и селения. (Поэтому зимой многие птицы жмутся к человеческому жилью). Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если каждая школа в нашей стране поставит хотя бы одну кормушку, то все птицы будут обеспечены кормом.  
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, крошками белого хлеба. А дятлы и синицы с удовольствием полакомятся несолёным салом и мясом.  
Птицы наши друзья и неутомимые помощники в борьбе с вредителями сельского хозяйства. Берегите птиц!  
10. Самостоятельная работа  
11. Самопроверка  
12. Итог: 
-Что нового и познавательного сегодня мы узнали на уроке?  
- Почему птицам трудно выжить зимой?  
- Что им страшнее холод или голод?  
- Как мы можем помочь птицам в зимний период?  
-Что такое текст–рассуждение?  
-Какие слова-связки мы использовали в тексте?  
-Какой вывод можно сделать из всего, что мы написали?  
-Кто из вас будет заботится в эту зиму о птицах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнение №2

 

Конспект урока по русскому языку

 

Тема: Подготовка к сочинению по теме «Осень»

Цели:

1. Научить подбирать материал  по теме урока; продолжить работу  по обучению более точному  составлению плана и подбору  эпиграфа.

2. Развивать устную и письменную  связную речь, наблюдательность; отрабатывать  навык грамотного письма.

3. Воспитывать любовь к природе,  родному краю.

Оборудование: Иллюстрации по теме «Осень», карточки слов из словаря, учебник, индивидуальные карточки, печатные тексты.

 

                                        Ход урока:

 

I. Актуализация урока 

– Ребята, посмотрите на иллюстрации. Какому времени года они посвящены? (Осени).

– Что об этом говорит? (Яркие краски: оранжевый, желтый, красный цвета).

II. Подготовка к сочинению. 

1. Чтение отрывка стихотворения  А.С. Пушкина «Осень». 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса  – 

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса… 

- Почему поэт называет осень  унылой? (Увядает природа, красота  осени).

- Объясните лексическое значение  слова «багрец». (Дети затрудняются).

- Запишите в тетради слова:  багрец, багровый, багряный. (Учитель  объясняет, что эти слова обозначают  оттенки алого цвета).

- В каком значении употреблено  слово «золото»? (В переносном, означает  желтый цвет).

- Ребята, эти строчки будут эпиграфом  к нашему уроку. 

- О чем будет наше сочинение? (О красоте осенней природы).

2. Работа над стихотворением  И. Бунина «Осень». 

а). самостоятельное чтение;

б). выразительное чтение вслух.

Выборочное письмо.

- Выпишите слова, подчеркивающие  красоту осеннего леса.

а). лиловый, золотой, багряный.

- К какой части речи они  относятся? (Прилагательное).

б). словосочетания: желтою резьбой, в  листве сквозной, над светлою поляной, пестрою стеной.

- Какой прием использует автор  при описании леса? (Прием сравнения),

- С каким чувством изображает  поэт осенний лес? (С чувством  радости, восхищения).

- Какой знак препинания ставится  в конце предложения, если мы  выражаем чувства? (Восклицательный  знак).

3. Наблюдение учащихся за осенней  природой.

- Ребята, приходилось ли вам  наблюдать красоту осенней природы?  Где? (Во время экскурсии в парк, в Казани много скверов, где  гурьбой стоят в желтых платьях  березки; под окнами дома «дрожат»  осинки в алых сарафанах и  т.д.).

- Ребята! Деревья, как вы отметили, стоят в осеннем уборе, ярких  платьях и сарафанах и выглядят  словно живые существа. Можете  ли вы представить нашу жизнь  без этой красоты? (Нет! Природа  украшает нашу землю. Мы любим  нашу Родину и должны беречь  природу.)

- Да, именно в период золотой  осени, листопада мы по-особенному  чувствуем красоту осени и  не перестаем удивляться «чудесам»  природы. 

 

Физминутка 

Желтый листок по асфальту бежит (бег  на месте),

Лишь только ветер подует (машут  руками),

А временами как в танце кружит,

Только он грустно танцует (танцуют).

- В каком смысле употреблено  слово «танцует»? (В переносном, прием  олицетворения).

4. Орфографическая подготовка.

- Запишите в тетрадь глаголы,  помогающие понять «танец листьев».

Листья (что делают?) летят, кружатся, вьются, перелетают, опускаются, устилают.

Задание: 1. Выделите приставки глаголов.

2. Подчеркните знакомые орфограммы.

Ученик читает отрывок из стихотворения  А. Толстого.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там на дне долин 

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

 

- Какое явление осени мы наблюдаем? (Листопад)

- Еще нет массового сброса  листьев, но легкий ветерок  все же срывает листья и  несет их, плавно опуская на  землю. 

5. Самостоятельная работа с текстом  (текст на карточке у каждого  учащегося).

Текст

Как красив осенний лес березки  надели золотые платья листья клена  разрумянились густая листва дуба стала  как медь сосны и ели остались зелеными пестрый ковер листьев  шуршал под ногами.

(По Н. Сладкову)

Задание: 1. Определить границы предложений.

2. Озаглавить.

Проверка. Дети зачитывают текст и  заголовки.

- Почему вы считаете, что это  текст? (Предложения объединены одной  темой, каждое предложение логически  завершено).

- Какие знаки могут быть в  конце предложений? (Точка, вопросительный  знак, восклицательный знак).

6. Конкретизирование темы будущего  сочинения. 

- Ребята, когда вы произносите  слово «осень», какие ассоциации  у вас возникают? (Осень – это  яркие краски природы, листопад, уборка урожая, смена погоды, отлет  птиц).

- Правильно, ребята. А мы, беседуя  об осени, на что больше обратили  внимание? (На красоту осенней  природы),

- Давайте определим более узкую  тему нашего сочинения. Предложите  заголовок сочинения. («Краски осени», «Осенний костер», «Золотая осень», «Листопад», «Идет осень»).

7. Заполнение опорной таблицы 

а). запишите в графу 1 название и  эпиграф вашего сочинения;

б). составьте и запишите план в  графу 2;

- План нам поможет отразить  последовательность предложений,  из которых сложится текст  сочинения, выразить свои чувства,  свое мнение об этом времени  года. Обратите внимание на то, что каждый пункт плана раскрывается  с красной строки.

в). заполнение графы 3.

- Возьмите индивидуальную карточку  и перепишите опорные слова  в графу 3. Дополните новыми. (Слова  на индивидуальную карточку дети  готовят заранее в течение  нескольких уроков).

Опорная карта 

(двойной лист тетради) 

Тема, эпиграф План Опорные слова 

Примерные заголовки сочинения:

1. Мое любимое время года.

2. Золотая осень. 1. Наступила осень. 

2. Солнечные краски леса.

3. Я люблю осень! Осенний, погода, солнце, разноцветный ковер, кружатся, легкий ветерок, чудесный, чувства,  багряный, узорчатый, блестящий,  оранжевый, необычный, потому  что, повсюду, устилает, увядает 

 

8. Работа по предупреждению ошибок 

- Ребята, мы накопили достаточно  материала, чтобы написать сочинение  красиво и грамотно.

 

Работа у доски 

Учащиеся по цепочке выходят  к доске.

а). подбор проверочных слов (определяемый правило)

Осенний - осень 

Ковер – коврик

Золотой – золото, позолота

Тишина – тишь

Очарование – чары

Удивление – диво

Увядает – вянет 

Летит – полет 

б). Вставить пропущенные буквы (проверка с помощью карточек из словаря)

п_года, вет_р, ж_лтый, р_бина, б_реза

 

III. Домашнее задание 

- Посмотрите внимательно в опорную  таблицу. Используя, накопленный  за урок материал, ваши наблюдения, напишите дома сочинение по  плану. 

IV. Итог урока. 

- Чему научились вы сегодня  на уроке? (Более точно определять  тему сочинения, подбирать эпиграф,  использовать выразительные средства  художественных текстов, выражать  свои чувства. 

Урок окончен.

Дополнение №3

 

Конспект урока по русскому языку

 Тема: Сочинение – описание по картине А. Пластова «Первый снег».

Цель урока: Учить описанию картины; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, путём речевой подготовки предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинении учащихся, развивать творческую  
активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.

Оборудование урока: репродукция картины А. Пластова «Первый снег», музыкальный альбом П.И. Чайковского «Времена года», выставка детских рисунков; морские раковины.

Информация о работе Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе