Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:52, курсовая работа
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Введение
1 Теоретические аспекты изучения причин девиации подростков
1.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
1.2 Девиантные явления в жизни подростка
1.3 Личностная характеристика «трудного» подростка
1.4 Формы проявления нарушений поведения
1.5 Профилактика девиантного поведения подростков
Заключение
Список используемой литературы
· Единичное или редкое употребление наркотиков;
· Многократное их употребление, но без признаков психологической или психической зависимости;
· Наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости и прекращение приёма наркотиков не вызывает мучительных ощущений абстиненции; 10
· Наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость;
· Наркомания III стадии - полная психическая и физическая деградация.
Первые две стадии развития обратимы, только 20% подростков, относящихся ко второму уровню, в будущем становятся наркоманами. Однако степень риска зависит от возраста, и от характера наркотического средства.
Как и пьянство,
подростковый наркотизм связан с
психическим
Вместе с тем это групповое явление, до 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях, собирающихся в определённых местах.
Помимо вреда
для здоровья наркотизм почти
неизбежно означает вовлечение подростка
в криминальную субкультуру, где
приобретаются наркотики, а затем
он и сам начинает совершать всё
более серьёзные
Противоправное поведение несовершеннолетних чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Обратимся к первому.
Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся.
В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек - значительно реже. Агрессия юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам;
в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы.
Агрессивность по
отношению к младшим обычно выражается
в насмешках над ними, толчках,
подзатыльниках, иногда в отбирании
мелких личных вещей и денег. Особенно
она может проявляться против
детей, не имеющих сильного защитника.
Агрессивность в подобных случаях
является средством насмешливой
и снисходительной демонстрации
своего возрастного превосходства
и физической силы. Агрессия старших
подростков по отношению к взрослым
часто имеет целью определение
границ дозволенного в поведении
и носит демонстративный
Подростковая агрессия
- чаще всего следствие общей
Подростковые акты
вандализма, как правило, совершаются
сообща, в группе. Роль каждого в
отдельности при этом как бы стирается,
личная моральная ответственность
устраняется. Совместно совершаемые
антисоциальные действия укрепляют
чувство групповой
Негативное явление - присвоение подростками чужих вещей, вызвано их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у подавляющего большинства правонарушителей подростков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают в драке, хулиганском нападении на другого человека. «Трофеи победителя» могут раздариваться товарищам и знакомым. Такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают ни стыда, ни угрызения совести.
Свои особенности
имеет поведение девушек-
В последние годы заметно возросли более серьёзные, сознательно организованные нападения разбойного типа (с целью овладения имуществом). Спиртные напитки, наркотики, бродяжничество требуют денег, которых у подростков либо нет, либо мало, что толкает группу или отдельных подростков на воровство.
Большое распространение среди подростков получило бродяжничество и побеги из дома, которые также по большей части совершаются коллективно или под влиянием товарищей. Так как для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности для изучения района передвижения, установление связи с другими бродягами.
Так называемые половые
преступления также имеют место
в жизни делинквентных
У части таких подростков наблюдается выраженные признаки преждевременного полового созревания, другие являются лидерами преступных групп.
Из индивидуально
- типологических характеристик можно
отметить выраженную несбалансированность
нервных процессов, высокий показатель
агрессивных тенденций, высокую
эмоциональность, сексуальную напряжённость.
В структуре личности диагностируются
акцентуации характера и
Нравственно - ценностная ориентация личности подростка - насильника представляет собой неустойчивую систему. Их представления о морали и моральных ценностях носят ярко выраженный неадекватный характер. [2]
К действительному
поведению можно отнести и
так называемое суицидальное поведение
и аутоагрессию. Последнее выражается
в покушении на целостность своего
организма и происходит обычно однажды
в жизни подростков. Аутоагрессия
совершается в состоянии
Проблема юношеских самоубийств, многие годы бывшая под запретом, стала актуальной в современном мире.
Многие попытки, особенно у девушек, носят демонстративный характер. Какие психологические проблемы стоят за юношескими самоубийствами?
В психологических
экспериментах не раз, было показано,
что у некоторых людей любая
неудача вызывает непроизвольные мысли
о смерти. Влечение к смерти - не что
иное как попытка разрешить
13
Существует даже психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтно -
стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них - наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным.
В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков - правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40 % преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания - дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой - не обнаруживается.
Влияние самой юношеской
делинквентности на судьбу взрослого
человека также неоднозначно. Чем
тяжелее делинквентное
1.3 Личностная характеристика «трудного» подростка
Причинную связь
между девиантным поведением и личностью
позволяет установить теория девиантного
поведения американского
Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению.
Пониженное самоуважение статистически у юношей практически со всеми видами девиантного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением.
В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы.
1. Девиантное поведение
способствует снижению
2. Низкое самоуважение
способствует росту
3. При некоторых
условиях, особенно при низком
начальном самоуважении, девиантное
поведение способствует
4. Кроме делинквентности
важное влияние на
Сравнивая долгосрочную
динамику самоуважения подростков, начиная
с 12 - летнего возраста, с их участием
или неучастием в девиантном поведении,
Кэплан нашёл убедительные свидетельства
в пользу второй и третьей гипотез.
Оказалось что у подавляющего
большинства подростков положительные
самооценки превалируют над
Однако у некоторых подростков не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных видов опыта.
Во-первых, они считают, что не имеют личностно - ценных качеств или не могут совершить личностно - ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия.
Во - вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.
В - третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта.
Потребность в самоуважении
у таких подростков особенно сильна,
но поскольку она не удовлетворяется
социально приемлемыми
Чувство самоуничижения,
своего несоответствия предъявляемых
требованием ставит перед выбором
либо в пользу требований и продолжение
мучительных переживаний
Разумеется, девиация
- не лучший и не единственный способ
избавиться от чувства самоуничижения.
«Высокое самоуважение» подростка
- преступника нередко
Компенсаторные
механизмы, посредством которых
подросток «восстанавливает»
Девиантное поведение
вначале всегда бывает немотивированным.
Подросток хочет