Методика социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Оглавление

Введение

1 Теоретические аспекты изучения причин девиации подростков

1.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте

1.2 Девиантные явления в жизни подростка

1.3 Личностная характеристика «трудного» подростка

1.4 Формы проявления нарушений поведения

1.5 Профилактика девиантного поведения подростков

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Методика социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков.docx

— 41.88 Кб (Скачать)

При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность  совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль  поведения; совершая антинормативные  поступки, подросток привлекает к  себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность  подростка в социальном одобрении  группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение  к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного  подростка из общения с ним. Это  способствует активизации общения  подростка с девиантной средой, уменьшает  возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости  между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. [12]

 

1.4 Формы проявления  нарушений поведения

Девиантное поведение  подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся  от норм психического здоровья, подразумевающее  наличие явной или скрытой  психопатологии. Во-вторых, это поведение  антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.[2]

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и  приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных  денег у малышей, угон (с целью  покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество  и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для  наказания в соответствии с УК.

Однако подростки  могут проявлять большую делинквентную  активность и тем причинять много  беспокойства. Обычно именно делинквентность  служит наиболее частой причиной для  разбирательств в комиссиях по делам  несовершеннолетних.

Юношеский возраст  вообще и ранняя юность в особенности  представляют собой группу риска.

Во-первых, сказываются  внутренние трудности переходного  возраста, начиная с психогормональных  процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность  и неопределённость социального  положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы  контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и  самоконтроль ещё не сложились или  не окрепли.

Подростковая делинквентность  в подавляющем большинстве имеет  чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных  подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье  деформированной - с недавно появившимся  отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности  среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и  лишающие семейной опеки. [7]

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых  из этих аномалий, включая крайние  варианты нормы в виде акцентуаций  характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия  непосредственного окружения, большая  податливость пагубным влияниям. [9]

Появление социально  неодобряемых форм поведения говорят  о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются  плохими отношениями с другими  детьми, которые проявляются в  драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными  действиями или лживостью. Они также  могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы  и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается  среди мальчиков. Что отчётливо  проявляется в случаях антиобщественных поступков. 20

Подросткам с  так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения  не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются  к социальным нормам, внутри тех  антиобщественных групп друзей чем  родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших  семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются  из непосредственного семейного  окружения.

Наоборот, плохо  социализированный, агрессивный ребёнок  находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей  семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность - вот основные черты  его характера.[10]

Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных  норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной  жестокостью, всегда подозрителен как  возможная психическая аномалия.

Девиантные и  делинквентные формы поведения - это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом  за свой экстремизм. [8]

1.5 Профилактика  девиантного поведения

Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно говорил М.Я. Мудров.

Профилактика- это  целая система комплексных государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических и психологических мероприятий. [27]

Профилактической  и коррекционной работе с детьми предшествует диагностический этап. Важно уяснить характер отклонений в нравственном развитии и поведении  конкретного воспитанника, а также  выявить истоки девиаций. Диагностику  следует строить так, чтобы получить разностороннюю информацию о развитии ребенка: ценностных ориентациях, сфере  и формах самоутверждения (психологический  аспект); отношении к учению, поведении  в школе и вне ее (педагогический аспект); социальных связях с ближайшим  окружением, положении в официальных  и неформальных группах (социальный аспект).

Диагностику можно  провести в форме бесед, тестирования, анкетирования, например, анкета «По  проблемам профилактики отклоняющегося поведения» (Приложение 1).

Получив диагностическую  информацию, можно перейти к профилактической и коррекционной работе. Специальные  исследования и положительный опыт показывают, что она должна иметь  комплексный характер как по содержанию, так и по составу участвующих  в ней субъектов. Важно организовать влияние, с одной стороны, на разные стороны личности подростка -мировоззренческую, эмоционально-волевую, практически-деятельностную, а с другой стороны - на все сферы  его жизнедеятельности: в семье, школе, внешкольно-культурно- образовательной , а по возможности и неформальной среде. Профилактическая и коррекционная работа с каждым подростком проводится индивидуально; однако следует выделить общие условия, соблюдение которых необходимо по отношению ко всем детям, имеющим отклонения в поведении.

“Во первых- вся  система взаимодействия с воспитанниками должна строиться на гуманистической  основе -признании ребенка личностью. Как и взрослый человек, он самобытен, уникален, таит в себе немало способностей, которые могут быть развиты. Отклонения в нравственном развитии и поведении  не могут быть основанием для отрицательной  оценки личности в целом, для проявления неуважения к ней.

Во-вторых, гуманизм позиции педагогов по отношению  к ребенку, имеющему отклонения в  поведении, выражается в их оптимистической  вере в него, в его способности  к возрождению.

В-третьих, жизнедеятельность  подростка в центре должна на практике убедить его в ценности нравственных, демократических отношений между  людьми как в системе “ взрослые-дети”, так и в системе “дети-дети”.[9]

Все подростки нуждаются  в самопознании и самоутверждении, в персонифицированном внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности и общении. Однако эти потребности чаще всего  до поступления в центр, как правило, не были удовлетворены в достаточной  степени. Отсюда и деформации в ценностных ориентациях, и сужение социальных связей, и школьное неблагополучие детей. Поэтому педагогам при  поддержке других специалистов важно  сосредоточить свое внимание на решении  следующих задач: побуждение подростков к самопознанию и самовоспитанию; обеспечение условий для ориентации активности детей на деятельность преобразующего плана; создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта  общения с окружающими.

Нормально протекающий  процесс социализации ребенка предполагает необходимость самопознания, становления  у него образа своего “Я”. Этот образ  складывается под воздействием многих психологических, педагогических, социальных влияний. Если учесть, что практически  весь спектр этих влияний для детей  с девиантным поведением окрашен  в негативные тона, то нетрудно понять, как деформированы у них представление  о себе, оценка себя, отношение к  себе.

Вот почему особое внимание следует уделить формированию позиции подростка как субъекта самопознания и самовоспитания. “Вызвать интерес подростков к самопознанию помогают рисуночные тесты. Рисунок, выполняемый  ребенком, должен дать ответы на три  вопроса: 1) “Каким ты представляешь  себя?”,2) “Каким тебя видят окружающие?”, 3) “ Каким ты видишь себя в будущем?”. Каждому подростку практически  впервые предстоит рассмотреть  себя (собственное “Я”) в трех измерениях.” [9]

Для того, чтобы  направить процесс самопознания детей в нужное русло, снять у  них подобные представления о  себе, можно использовать диагностические  методики, которые они воспринимают как своеобразную игру. “Что ты хочешь узнать о себе?” - спрашивает педагог. И предлагает выбор: “Можно узнать, хорошая ли у тебя память, как  развито у тебя внимание?”. Подростки, как правило, с интересом откликаются  на такое предложение, после этого  можно перейти к обсуждению более  сложных вопросов, например: “За  что тебя уважают товарищи?”, “  Что мешает тебе успевать в школе?”, “ Почему у тебя не ладятся отношения  с людьми?” и т.д. Третий вопрос - “ Каким ты видишь себя в будущем?” - практически остался без ответа, что является показателем несформированности у подростков перспективных представлений  о себе в завтрашней жизни. Это обстоятельство и должны использовать педагоги, чтобы побудить подростков к составлению программы личностного роста. Важно было помочь воспитанникам избавиться от ложного представления о себе, которое часто возникает под влиянием уличной компании, стимулировать формирование адекватной самооценки. Поэтому необходимо, чтобы подросток увидел свои достоинства, сильные стороны характера, оценил способности, которые в совокупности могут стать в дальнейшем стержнем его личности, определить его жизненный путь. Однако мало помочь подростку наметить общее направление самосовершенствования. На этом пути его нужно поддержать при определении конкретных шагов, которые будут посильны для него и могут быть подвергнуты самоконтролю. Выполнять задания самому себе нелегко. И подростку необходима повседневная поддержка специалистов центра. Нужно научить подростка пользоваться методом самовнушения, дать советы по организации самоконтроля. Подросток нуждается в эмоциональном подкреплении своего меняющегося поведения. Поэтому “очень важно, чтобы он ощутил сопереживание значимых для него людей, ему необходима их позитивная оценка, стимулирующая поддержка, вера в его возможности: “ Ты можешь”, “ Ты способен”, “ У тебя все получится”.[6] Для ребенка, который зачастую не знает ласки в своей семье, очень значимы улыбка, сердечное слово педагога, одобрение пусть небольших достижений, заинтересованное внимание, помощь в определении новых задач.

Направляя процесс  перестройки жизненных ориентаций и поведения подростков, очень  важно расширить круг их представлений  о социальной жизни, о гуманных взаимоотношениях людей, о подлинной красоте, т.е. показать, что жизненный опыт, накопленный  ими в семье или сомнительной уличной компании, не исчерпывает  всей полноты жизни. Ребенок, у которого снижена планка жизненных ценностей, должен убедиться в значимости новых  для него ориентиров. Ребенок способен оценить и широту кругозора, и  любовь к своей профессии, и готовность понять чужие проблемы и прийти на помощь. Заботясь о расширении круга  представлений воспитанников о  социальной жизни и ценностных ориентациях  других людей, надо показать примеры  позитивной активности окружающих, их сподвижничества.

Социальным педагогам  в сотрудничестве с коллегами  из других учреждений важно мобилизовать ресурсы внешкольных учреждений, базу внеклассной работы школ, возможности, чтобы вовлечь ребят в разностороннюю деятельность по интересам.

Одновременно самое  пристальное внимание должно быть уделено  организации общественно полезной деятельности, которая в наибольшей степени соответствует потребностям и новообразованиям подросткового  возраста, является незаменимым средством  социализации.

Чтобы такая деятельность способствовала развитию подростков, она должна отвечать ряду требований: быть посильной (чтобы не обескуражить и не отбить желание в ней участвовать); отличаться привлекательностью, которая  обеспечивается новизной, ощутимым результатом, одобрением окружающих или особой ролью  подростка в ее осуществлении; открывать  возможности для самовыражения  подростка, проявления его индивидуальности.

Таким образом, с  одной стороны, реально представить  себе цену труда, а с другой - решить некоторые из своих личных проблем  самостоятельно, не вступая в конфликт с обществом.”[9]

 

Заключение

Подростковый возраст - как переходный период затягивается в основном из-за большого времени  требуемого для усвоения «взрослых  ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться  с рядом задач развития возникающих  на этом этапе жизненного пути. В  процессе выполнения этих задач могут  возникать трудности. В силу различных  причин в отрочестве и юности часто  имеет место девиантное и деликвентное поведение.

Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от:

1. Наследственно-биологических  факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным  или психическим заболеваниям  одного из родителей, патологическая  беременность, роды.

Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков