Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:52, курсовая работа
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Введение
1 Теоретические аспекты изучения причин девиации подростков
1.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
1.2 Девиантные явления в жизни подростка
1.3 Личностная характеристика «трудного» подростка
1.4 Формы проявления нарушений поведения
1.5 Профилактика девиантного поведения подростков
Заключение
Список используемой литературы
При этом образуется
прочный круг. Девиантные поступки
увеличивают привлекательность
совершающего их подростка для других,
которые принимают такой стиль
поведения; совершая антинормативные
поступки, подросток привлекает к
себе внимание. Вместе с тем девиантные
поступки усиливают потребность
подростка в социальном одобрении
группы. Наконец, девиантные действия
вызывают отрицательное отношение
к санкции со стороны «нормальных»
других, вплоть до исключения девиантного
подростка из общения с ним. Это
способствует активизации общения
подростка с девиантной средой, уменьшает
возможности социального
1.4 Формы проявления нарушений поведения
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.[2]
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.
Однако подростки
могут проявлять большую
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.
Подростковая делинквентность
в подавляющем большинстве
Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. [9]
Появление социально
неодобряемых форм поведения говорят
о состоянии, называемом социальной
дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны
эти формы, они почти всегда характеризуются
плохими отношениями с другими
детьми, которые проявляются в
драках, ссорах, или, например, агрессивностью,
демонстративным
Синдром социальной
дезадаптации гораздо чаще встречается
среди мальчиков. Что отчётливо
проявляется в случаях
Подросткам с
так называемыми
Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность - вот основные черты его характера.[10]
Все формы отклоняющего
поведения закономерно приводят
к нарушению законодательных
норм. Выход за рамки социальных
правил, сопровождающийся необычайной
жестокостью, всегда подозрителен как
возможная психическая
Девиантные и
делинквентные формы поведения -
это приспособление к социальным
и психологическим реалиям
1.5 Профилактика девиантного поведения
Легче предупредить болезнь, нежели ее лечить»,- неоднократно говорил М.Я. Мудров.
Профилактика- это
целая система комплексных
Профилактической и коррекционной работе с детьми предшествует диагностический этап. Важно уяснить характер отклонений в нравственном развитии и поведении конкретного воспитанника, а также выявить истоки девиаций. Диагностику следует строить так, чтобы получить разностороннюю информацию о развитии ребенка: ценностных ориентациях, сфере и формах самоутверждения (психологический аспект); отношении к учению, поведении в школе и вне ее (педагогический аспект); социальных связях с ближайшим окружением, положении в официальных и неформальных группах (социальный аспект).
Диагностику можно провести в форме бесед, тестирования, анкетирования, например, анкета «По проблемам профилактики отклоняющегося поведения» (Приложение 1).
Получив диагностическую
информацию, можно перейти к
“Во первых- вся система взаимодействия с воспитанниками должна строиться на гуманистической основе -признании ребенка личностью. Как и взрослый человек, он самобытен, уникален, таит в себе немало способностей, которые могут быть развиты. Отклонения в нравственном развитии и поведении не могут быть основанием для отрицательной оценки личности в целом, для проявления неуважения к ней.
Во-вторых, гуманизм позиции педагогов по отношению к ребенку, имеющему отклонения в поведении, выражается в их оптимистической вере в него, в его способности к возрождению.
В-третьих, жизнедеятельность
подростка в центре должна на практике
убедить его в ценности нравственных,
демократических отношений
Все подростки нуждаются
в самопознании и самоутверждении,
в персонифицированном внимании
и уважении к себе как к личности,
в активной деятельности и общении.
Однако эти потребности чаще всего
до поступления в центр, как правило,
не были удовлетворены в достаточной
степени. Отсюда и деформации в ценностных
ориентациях, и сужение социальных
связей, и школьное неблагополучие
детей. Поэтому педагогам при
поддержке других специалистов важно
сосредоточить свое внимание на решении
следующих задач: побуждение подростков
к самопознанию и самовоспитанию;
обеспечение условий для
Нормально протекающий
процесс социализации ребенка предполагает
необходимость самопознания, становления
у него образа своего “Я”. Этот образ
складывается под воздействием многих
психологических, педагогических, социальных
влияний. Если учесть, что практически
весь спектр этих влияний для детей
с девиантным поведением окрашен
в негативные тона, то нетрудно понять,
как деформированы у них
Вот почему особое внимание следует уделить формированию позиции подростка как субъекта самопознания и самовоспитания. “Вызвать интерес подростков к самопознанию помогают рисуночные тесты. Рисунок, выполняемый ребенком, должен дать ответы на три вопроса: 1) “Каким ты представляешь себя?”,2) “Каким тебя видят окружающие?”, 3) “ Каким ты видишь себя в будущем?”. Каждому подростку практически впервые предстоит рассмотреть себя (собственное “Я”) в трех измерениях.” [9]
Для того, чтобы
направить процесс самопознания
детей в нужное русло, снять у
них подобные представления о
себе, можно использовать диагностические
методики, которые они воспринимают
как своеобразную игру. “Что ты хочешь
узнать о себе?” - спрашивает педагог.
И предлагает выбор: “Можно узнать,
хорошая ли у тебя память, как
развито у тебя внимание?”. Подростки,
как правило, с интересом откликаются
на такое предложение, после этого
можно перейти к обсуждению более
сложных вопросов, например: “За
что тебя уважают товарищи?”, “
Что мешает тебе успевать в школе?”,
“ Почему у тебя не ладятся отношения
с людьми?” и т.д. Третий вопрос
- “ Каким ты видишь себя в будущем?”
- практически остался без
Направляя процесс
перестройки жизненных
Социальным педагогам
в сотрудничестве с коллегами
из других учреждений важно мобилизовать
ресурсы внешкольных
Одновременно самое
пристальное внимание должно быть уделено
организации общественно
Чтобы такая деятельность способствовала развитию подростков, она должна отвечать ряду требований: быть посильной (чтобы не обескуражить и не отбить желание в ней участвовать); отличаться привлекательностью, которая обеспечивается новизной, ощутимым результатом, одобрением окружающих или особой ролью подростка в ее осуществлении; открывать возможности для самовыражения подростка, проявления его индивидуальности.
Таким образом, с одной стороны, реально представить себе цену труда, а с другой - решить некоторые из своих личных проблем самостоятельно, не вступая в конфликт с обществом.”[9]
Заключение
Подростковый возраст - как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.
Анализируя личность
несовершеннолетнего
1. Наследственно-биологических
факторов: отрицательно влияют