Методика социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Оглавление

Введение

1 Теоретические аспекты изучения причин девиации подростков

1.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте

1.2 Девиантные явления в жизни подростка

1.3 Личностная характеристика «трудного» подростка

1.4 Формы проявления нарушений поведения

1.5 Профилактика девиантного поведения подростков

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Методика социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков.docx

— 41.88 Кб (Скачать)

Методика  социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения  подростков

Курсовая работа по предмету

«методика и технология работы

социального педагога»

студентки 4978 группы

Иксановой Э.С.

Руководитель работы

Легенчук Е.А.

КГУ 2010

 

Содержание

Введение

1 Теоретические  аспекты изучения причин девиации  подростков

1.1 Предпосылки  девиации в подростковом возрасте

1.2 Девиантные явления  в жизни подростка

1.3 Личностная характеристика  «трудного» подростка

1.4 Формы проявления  нарушений поведения

1.5 Профилактика  девиантного поведения подростков

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

профилактика  девиантное поведение подросток

Всему миру, социальному  бытию и каждому человеку свойственно  отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи  и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим  собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении  является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления  социального развития.

Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается  с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные  нарушения поведения нередко  связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное  развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают  осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом  психологического заболевания. Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни  всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и  в этом заключается актуальность его изучения.

В литературе о  переходном возрасте подростков часто  фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков - одна из центральных  психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность  общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках  просто отпала бы.

Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое  экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и  несформированность нового приводит к  трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период подрастающему  поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали  провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди  молодежи. 70% преступлений совершается  лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста  правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют  в военизированных формированиях  политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться  не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать  норму их патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения  возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных»  детей и подростков.

 

1. Теоретические  аспекты изучения причин девиации  подростков

1.1 Предпосылки  девиации в подростковом возрасте

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет  все пороки общества. Подростковый возраст - самый трудный и сложный  из всех детских возрастов. Его еще  называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода  происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает  все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его  деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни  и деятельности подростка, что, в  свою очередь, приводит к перестройке  психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка  меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные  требования со стороны взрослых. Вспомним некоторые сведения из анатомии и  физиологии, психологии и педагогики, которые характеризуют личность подростка. Анатомо-физиологические  особенности подростка характеризуются  неравномерностью его физического  развития, совершенствованием мускульного  аппарата, процессом окостенения  скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов  отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам  кровообращения, и т.д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной  системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние  крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и  т. д. Активное половое созревание подростка  происходит при заметном отставании в социальном установлении подростка, что влечет за собой социально-психологические  проблемы полового воспитания. В подростковом возрасте у ребенка проявляется  потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто  мучает подростка. Он проявляет интерес  к самому себе, у него формируются  собственные взгляды и суждения; появляются возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и  их действиями.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление  подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как  влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором  между официальным коллективом  и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той  среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся  к нему с уважением. Это может  быть и спортивная секция, и технический  кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правило, в этом возрасте у подростков возникают  проблемы со взрослыми, в частности  с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться  из этой опеки. Поэтому взаимоотношения  со взрослыми обычно характеризуются  повышенной конфликтностью, усиливается  критичность по отношению к мнениям  взрослых, но при этом становится более  значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью  самоутверждения, что в неблагоприятных  условиях может привести к различным  формам отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни  человека, что может приводить  к асоциальным нарушениям сексуальной  жизни подростка. У подростка  формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения.

Значительно изменяются интересы подростка по сравнения  с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением  к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.

Таким образом, можно  выделить характерные особенности  подросткового возраста: эмоциональная  незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности  в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться  и стать взрослым.

Подросток - это  еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это  личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и  качеств. Стадия эта пограничная  между детством и взрослостью.

Личность еще  недостаточно развита, чтобы, считаться  взрослой, и в то же, время настолько  развита, что в состоянии сознательно  вступить в отношения с окружающими  и следовать в своих поступках  и действиях требованиям общественных норм и правил.

1.2 Девиантные явления  в жизни подростка

Как не различны формы  девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность  и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и  не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой  степени, как уже указывалось, совпадают  и способствующие девиантному поведению  социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры  или группы).

Алкоголизация (злоупотребление  алкоголем) и ранний алкоголизм.

Человек не рождается  алкоголиком. Даже отягощённая наследственность - это всего лишь предпосылка. Для  её реализации необходима встреча человека и алкоголя. Эту встречу может  подготовить не только микросреда - семья, ближайшее окружение, но и  макросреда - общество, его институты, в том числе и школа. Эта  опасность распространена у нас  очень широко. По данным одного выборочного  опроса (Ф.С. Махов, 1982) спиртные напитки  употребляли примерно 75% в VIII классе, 80% в IX, 95% в X классах. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребёнок приобщается  к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет у него потребность в  нём.

Процесс формирования отношений к алкоголю или, короче, алкогольной установке состоит  в том, что знак отношения может  быть «впечатан» разными способами  одновременно порознь, в сочетаниях. К таким способам можно отнести  поведенческий аспект установки, когда  даже простая имитация движений (наполнения бокалов, произнесения тостов и др.) включает целый ассоциативный ряд, фиксирующий положительный знак. Данный процесс может протекать  совсем неосознанно.

Закономерности  пьянства позволяют выяснить причины  девиаций подростка: 8

a) Поскольку опьянение  снижает переживаемое индивидом  чувство тревоги, пьянство чаще  встречается там, где больше  социально-напряжённых, конфликтных  ситуаций.

b) Выпивка связана  со специфическими формами социального  контроля; в одних случаях они  являются ритуалом, а в других  выступает как антинормативное  поведение.

c) Основной мотив  пьянства - желание чувствовать себя  и казаться сильнее; пьяные  стараются привлечь к себе  внимание, ведут себя агрессивно, нарушая нормы поведения.

d) Алкоголизм часто  коренится во внутреннем конфликте  - стремление личности преодолеть  тяготящее его чувство зависимости.

Что способствует алкоголизации подростков? Выпивая  подросток стремится погасить характерное  состояние тревожности и одновременно- избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.

Важную роль играют также стремления к экспериментированию  и особенно нормой юношеской субкультуры, в которой выпивка - признак мужественности и взрослости, средство инициации  посвящения в сан пьющего. Именно групповая выпивка является психологическим  рубежом посвящения в члены группы.

Лидирующая часть  группы - лица, состоящая на учёте  в милиции, в инспекции по делам  несовершеннолетних, ранее судимых. В результате каждый новый член группы обречён на прохождение «обязательной  программы» начинающей с хулиганских  действий и заканчивающих рецидивами и доставкой в медвытрезвитель  и серьёзными правонарушениями. [14]

Завершая очерк  «алкогольного образования» подчеркнём особую ответственность семьи в  формировании алкогольной установки. Семья может выступить и как  разоблачитель мифов. Нормы, которые  она задаёт, обладают особой устойчивостью, т.к. они фиксируются до созревания критической способности. Семья  создаёт (или не создаёт) запас прочности  социальных установок, необходимых  подростку в дальнейшей жизни.

Наркотизм (употребление наркотиков)

Чрезвычайно серьёзная  проблема, получившая большое распространение  в современном мире. Злоупотребление  наркотиками характерно для тех  групп общества, которые находятся  в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление  аномии развивается на фоне деструктивных  явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно жизненного сценария становления и  развития личности. В описанной ситуации некоторые молодые люди оказываются  неспособными реализовать одну из ведущих  жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления  сопровождаются отрицательным эмоциональным  фоном, дискомфортом, и это последнее  обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств, которые  помогли бы справиться с кризисной  ситуацией. Наркотик в данном случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию  благополучия и эмоционального комфорта. Дальнейшему злоупотреблению наркотиком весьма способствуют индивидуальные биологические  предпосылки будущего наркомана.

Конечно, само по себе употребление наркотика не обязательно  делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркомании (А.Е. Личко, 1983)

Информация о работе Методика социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков