Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:52, курсовая работа
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Введение
1 Теоретические аспекты изучения причин девиации подростков
1.1 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
1.2 Девиантные явления в жизни подростка
1.3 Личностная характеристика «трудного» подростка
1.4 Формы проявления нарушений поведения
1.5 Профилактика девиантного поведения подростков
Заключение
Список используемой литературы
Методика социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков
Курсовая работа по предмету
«методика и технология работы
социального педагога»
студентки 4978 группы
Иксановой Э.С.
Руководитель работы
Легенчук Е.А.
КГУ 2010
Содержание
Введение
1 Теоретические
аспекты изучения причин
1.1 Предпосылки
девиации в подростковом
1.2 Девиантные явления в жизни подростка
1.3 Личностная характеристика «трудного» подростка
1.4 Формы проявления нарушений поведения
1.5 Профилактика
девиантного поведения
Заключение
Список используемой литературы
Введение
профилактика девиантное поведение подросток
Всему миру, социальному
бытию и каждому человеку свойственно
отклоняться от оси своего существования,
развития. Причина этого отклонения
лежит в особенностях взаимосвязи
и взаимодействия человека с окружающим
миром, социальной средой и самим
собой. Возникающее на основе такого
свойства разнообразие в психофизическом,
социокультурном, духовно-нравственном
состоянии людей и их поведении
является условием расцвета общества,
его совершенствования и
Подростковый возраст
- это время становления
В литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.
Большая общественная
важность обсуждаемой проблемы становится
особенно очевидной в период построения
демократического государства. Непростое
экономическое положение
Корректирование отклоняющегося
поведения современного «трудного»
подростка возможно. Необходимо разбираться
не только в сущности происходящих
общественных процессов, но и знать
норму их патологического поведения,
психологические факторы
1. Теоретические
аспекты изучения причин
1.1 Предпосылки
девиации в подростковом
Переходный период,
как лакмусовая бумага, проявляет
все пороки общества. Подростковый
возраст - самый трудный и сложный
из всех детских возрастов. Его еще
называют переходным возрастом, потому
что в течение этого периода
происходит своеобразный переход от
детства к взрослости, от незрелости
к зрелости, который пронизывает
все стороны развития подростка:
анатомо-физиологическое
В этом возрасте происходит
временное психологическое
Как правило, в этом
возрасте у подростков возникают
проблемы со взрослыми, в частности
с родителями. Родители продолжают
смотреть на своего ребенка как на
маленького, а он пытается вырваться
из этой опеки. Поэтому взаимоотношения
со взрослыми обычно характеризуются
повышенной конфликтностью, усиливается
критичность по отношению к мнениям
взрослых, но при этом становится более
значимым мнение сверстников. Изменяется
характер отношений со старшими: из
позиции подчинения подросток пытается
перейти в позицию равенства.
Одновременно изменяется и характер
взаимоотношений со сверстниками, появляется
потребность в общении с целью
самоутверждения, что в неблагоприятных
условиях может привести к различным
формам отклоняющегося поведения; повышенный
интерес к вопросам интимной жизни
человека, что может приводить
к асоциальным нарушениям сексуальной
жизни подростка. У подростка
формируется чувство
Значительно изменяются
интересы подростка по сравнения
с ребенком младшего возраста. Наряду
с любознательностью и
Таким образом, можно
выделить характерные особенности
подросткового возраста: эмоциональная
незрелость, недостаточно развитое умение
контролировать собственное поведение,
соразмерять желания и
Подросток - это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью.
Личность еще
недостаточно развита, чтобы, считаться
взрослой, и в то же, время настолько
развита, что в состоянии сознательно
вступить в отношения с окружающими
и следовать в своих поступках
и действиях требованиям
1.2 Девиантные явления в жизни подростка
Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы).
Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм.
Человек не рождается алкоголиком. Даже отягощённая наследственность - это всего лишь предпосылка. Для её реализации необходима встреча человека и алкоголя. Эту встречу может подготовить не только микросреда - семья, ближайшее окружение, но и макросреда - общество, его институты, в том числе и школа. Эта опасность распространена у нас очень широко. По данным одного выборочного опроса (Ф.С. Махов, 1982) спиртные напитки употребляли примерно 75% в VIII классе, 80% в IX, 95% в X классах. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребёнок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет у него потребность в нём.
Процесс формирования
отношений к алкоголю или, короче,
алкогольной установке состоит
в том, что знак отношения может
быть «впечатан» разными способами
одновременно порознь, в сочетаниях.
К таким способам можно отнести
поведенческий аспект установки, когда
даже простая имитация движений (наполнения
бокалов, произнесения тостов и др.)
включает целый ассоциативный ряд,
фиксирующий положительный
Закономерности пьянства позволяют выяснить причины девиаций подростка: 8
a) Поскольку опьянение
снижает переживаемое
b) Выпивка связана
со специфическими формами
c) Основной мотив пьянства - желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяные стараются привлечь к себе внимание, ведут себя агрессивно, нарушая нормы поведения.
d) Алкоголизм часто
коренится во внутреннем
Что способствует
алкоголизации подростков? Выпивая
подросток стремится погасить характерное
состояние тревожности и
Важную роль играют также стремления к экспериментированию и особенно нормой юношеской субкультуры, в которой выпивка - признак мужественности и взрослости, средство инициации посвящения в сан пьющего. Именно групповая выпивка является психологическим рубежом посвящения в члены группы.
Лидирующая часть группы - лица, состоящая на учёте в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимых. В результате каждый новый член группы обречён на прохождение «обязательной программы» начинающей с хулиганских действий и заканчивающих рецидивами и доставкой в медвытрезвитель и серьёзными правонарушениями. [14]
Завершая очерк «алкогольного образования» подчеркнём особую ответственность семьи в формировании алкогольной установки. Семья может выступить и как разоблачитель мифов. Нормы, которые она задаёт, обладают особой устойчивостью, т.к. они фиксируются до созревания критической способности. Семья создаёт (или не создаёт) запас прочности социальных установок, необходимых подростку в дальнейшей жизни.
Наркотизм (употребление наркотиков)
Чрезвычайно серьёзная
проблема, получившая большое распространение
в современном мире. Злоупотребление
наркотиками характерно для тех
групп общества, которые находятся
в состоянии аномии, т.е. индивиды
в этих группах лишены социально-значимых
идеалов и устремлений, что особенно
характерно для подростков. Явление
аномии развивается на фоне деструктивных
явлений в обществе, когда молодёжь
не видит для себя достаточно ясно
жизненного сценария становления и
развития личности. В описанной ситуации
некоторые молодые люди оказываются
неспособными реализовать одну из ведущих
жизненных потребностей в самореализации
и самоутверждении. Эти явления
сопровождаются отрицательным эмоциональным
фоном, дискомфортом, и это последнее
обстоятельство рождает у молодого
человека поиск новых средств, которые
помогли бы справиться с кризисной
ситуацией. Наркотик в данном случае
является средством, которое временно
дарит молодому человеку иллюзию
благополучия и эмоционального комфорта.
Дальнейшему злоупотреблению
Конечно, само по себе употребление наркотика не обязательно делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркомании (А.Е. Личко, 1983)