Методика формирования у дошкольников пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: обобщить основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.

Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования пространственных представлений и умений
ориентироваться в пространстве.
Определить зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений.
Изучить программы детского сада «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и «Программа воспитания и обучения в детском саду » (под редакцией М.А. Васильевой).
Рассмотреть, в качестве основного средства по формированию пространственных представлений, игровую деятельность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ориентировка в пространстве и формирование пространственных представлений у дошкольников………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования пространственных представлений у детей………………………………………6
1.2. Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...10
1.3. Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений……………………….12
1.4. Программные требования по разделу “Ориентировка в пространстве”…………………………………………………………………….18
1.5. Методика работы по развитию пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у дошкольников…………………...19
1.5.1. Дидактические игры и упражнения по разделу “Ориентировка в пространстве”…………………………………………………………………….22
Выводы по главе…………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

КР по ориентировке в пространстве.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Е.И. Тихеева указывала: «Ориентировка  в пространстве развивается у детей медленнее, чем ориентировка в других сенсорных представлениях (цвете, форме предмет). Между тем, развитие у детей пространственных ориентировок крайне необходимо начинать в дошкольном возрасте»[17].

Пространственные отношения  начинают развиваться очень рано, это отмечали педагоги и психологи в своих работах:

  Т.А. Мусейибова  отметила, что пространственные  отношения развиваются у ребенка  поэтапно:

 - на 1 этапе дети учатся ориентироваться «себе»: определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; - понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева); умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах - 2 этап, умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов»;

- 3 этап – ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям; 

- 4 этап – применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости [15].

Психофизиологический  механизм отражения пространства складывается как динамическая система взаимосвязанной  деятельности зрения, слуха, кинестезии и статико-динамических ощущений (равновесия, ускорения). Особенно значительна роль двигательного анализатора и мышечного чувства как «дробного анализатора пространства» [И.В. Сеченов, 17-37]. Существенной чертой системного механизма пространственного отражения становится в этот период «постепенное объединение слова, второсигнальных связей с пространственными сигналами», что является началом нового этапа в освоении ребенком пространства. Постепенно начинает формироваться обобщенное представление о пространственных признаках и отношениях, происходит «переход к более совершенным системам управления и регулирования ориентировочных действий и поведения ребенка в пространстве» [2].

Психологическим основанием современной методики обучения детей ориентировке в пространстве являются результаты исследований по проблеме генезиса отражения пространства и пространственной ориентации в дошкольном возрасте.

 

    1. Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений

В работах многих исследователей (А.В.Семенович, Т.А.Павлова, Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, С.О.Умрихин и др.) делается правомерный вывод о том, что пространственно – временные представления лежат в основе не только формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Как показывают исследования, недостаточная сформированность пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями и др. Таким образом, при подготовке ребенка к школе необходимо специально позаботится о своевременном развитии у него пространственных представлений. Без этого он неизбежно столкнется с большими трудностями в процессе овладения письменной речью.

Современная психология рассматривает письмо, как сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений рук. Техника письма требует согласованной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошего развития зрительно – моторных координаций, зрительного восприятия и произвольного внимания. Т.А.Павлова отмечает, что процесс письма – это сложный многоуровневый акт, состоящий из целого ряда операций, которые после обучения переходят в автоматический стереотип из единства акустических, оптических и кинетических раздражений [19].

Письмо имеет  многоуровневую структуру и включает в себя несколько операций. А.Р.Лурия  в работе «Очерки психофизиологии  письма» определяет следующие операции процесса письма:

•  Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу, побудить кого–то к действию и т. д.

• Одной из сложных  операций письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно  написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука.

•   Следующая  операция – соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцированна от всех других, особенно от сходных графически. Для точного различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительно – пространственных представлений.

•  Затем  следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью  движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтением написанного.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой – либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса письма.

Для обозначения  нарушений письма используется термин – дисграфия.

А.Н Корнев отмечает, что дисграфией следует называть стойкую неспособность овладения навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха [7].

Р.И. Лалаева  считает, что дисграфия – это  частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленные несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма [10].

В педагогическом и психологическом энциклопедических  словарях дисграфия рассматривается, как комплексное нарушение письма связанное с нарушением речи или другими базовыми функциями (зрительное восприятие, моторные функции, зрительно – моторная координация), при которых наблюдается замена букв, пропуски и перестановка букв и слогов, а также слияние слов.

В современной отечественной логопедии существует несколько классификаций дисграфий.

О.А.Токарева выделяет три вида дисграфий: акустическую, оптическую, моторную. Данная классификация осуществляется на основе учета нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. При акустической дисграфии отмечаются недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Для моторной дисграфии характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами. Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты звуки воспринимаются по – разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно [26].

Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма разработанная сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И.Герцена [1]. Ими были выделены следующие виды дисграфий. Артикуляторно – акустическая дисграфия, в ее основе лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположены в пространстве; включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами; зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединение букв, включающих одинаковый элемент, лишнее и неправильно расположенные элементы. Аграмматическая дисграфия (охарактеризована в работах Р.Е.Левиной, И.К. Колповской, Р.И. Лалаевой, С.Б. Яковлева). Она связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. На уровне предложения аграмматизма на письме проявляются в искажение морфологической структуры слова, замены префиксов, суффиксов; изменении падежных окончаний; нарушении предложных конструкций; изменение падежа местоимений; числа существительных; нарушении согласования.

Рассмотрев  данные классификации, следует отметить, что, несмотря на разницу критериев, лежащих в основе данных классификаций все ученые выделяют дисграфии связанные с несформированностью пространственных представлений. У детей с недостаточно развитыми пространственными представлениями наблюдается нестабильность графических форм (нарушение высоты, ширины, наклона букв). Они с трудом осваивают конфигурацию букв, не могут понять соотношение частей, их расположение на строке. У детей с нарушениями пространственных представлений часто встречается, так называемое, «зеркальное письмо». Основной причиной здесь является недостаточное дифференцирование пространственного расположения отдельных элементов буквы.

Недостаток  в развитии у ребенка пространственных представлений может проявиться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке гласных букв, в сращивании и расщеплении слов, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству. При письме высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки, буквы выходят за рабочую строку; при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал располагается на странице снизу вверх; имеет место повторное письмо, пропуск строки.

Немногими авторами отмечается вид дисграфии, связанный  с нарушением предложных конструкций  и наречий, обозначающих пространственные отношения.

Все выше сказанное  подтверждает зависимость овладения  процессом письма от уровня сформированности пространственных представлений.

Дети, страдающие оптической дисграфией, нуждаются в  специальной логопедической помощи, поскольку ошибки,  которые ребенок младшего школьного возраста допускает на письме, не могут быть преодолены обычными методами и приемами. Коррекционная работа, проводимая логопедом, требует длительного времени, и совмещение такой работы с процессами школьного обучения сопряжено для ребенка с большой дополнительной нагрузкой.

Следовательно, задолго до начала обучения ребенка  грамоте, еще в дошкольном возрасте, должна проводиться работа по предупреждению оптической дисграфии, которая включает в себя формирование зрительного восприятия и пространственных представлений. В противном же случае в школу приходит явно неготовый к ней ребенок, и последствия в виде нарушений письма, которые неизбежно возникнут, потом не удается преодолеть в течение многих лет.

Таким образом, мы выявили зависимость между овладением процесса письма и уровнем сформированности пространственных представлений. Поэтому работа по формированию пространственных представлений у дошкольников является важнейшим условием успешного овладения ими процессом письма в начальной школе. Каждый этап этого процесса протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования, формирующиеся к 7 годам при полноценном развитии ребенка. Несформированность этих умений и навыков приводит к возникновению специфических ошибок на письме, что свидетельствует о наличии дисграфии. Предупредить появление дисграфии возможно лишь в том случае, если в дошкольном возрасте с детьми последовательно и систематически осуществляется работа по формированию пространственных представлений.

 

    1. Программные требования по разделу “Ориентировка в пространстве”.

 

Проблема ориентации человека в пространстве широка и  многогранна. Она включает как представление  о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношении (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

 “Ориентировка  в пространстве” — один из  разделов “Программы” по развитию  у детей элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает, что тема “Пространственные представления, навыки ориентации” сугубо математическая. Обратимся к исследованиям ученых — психологов и педагогов. Сквозная мысль: овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность — симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений — музыкально-ритмических, физкультурных.

Элементарные  знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И последнее: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

 Ориентировка  в пространстве совершается на  основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.

Мы проанализировали такие программы детского сада, как  «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и «Программа воспитания и обучения в детском саду » (под редакцией М.А. Васильевой). В каждой программе раздел «Ориентировка в пространстве» выделен с младшей группы, а в программах «Радуга» и «Развитие» со средней группы. Так в младшей группе стоит задача: ориентировка «на себе» (освоение схемы собственного тела), различать пространственные направления «от себя». В средней группе: развивать умение двигаться в заданном направлении, освоение и применение словесной системы отсчета, определение своего местонахождения среди предметов окружающей действительности. Но в программе «Радуга» нет конкретных задач для среднего дошкольного возраста. Задача в разделе «Ориентировка в пространстве» звучит так: «формировать простейшие пространственные представления». А программа «Развитие» предлагает при ознакомлении с пространственными отношениями детей учить пользоваться планами. В старшем дошкольном возрасте: определение пространственного размещения предметов относительно друг друга, ориентировка на листе бумаги (простом, а потом и в клетку), освоение пространственного моделирования. Мы видим, что задачи обучения постепенно и последовательно усложняются.

Информация о работе Методика формирования у дошкольников пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве