Методика формирования у дошкольников пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: обобщить основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.

Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования пространственных представлений и умений
ориентироваться в пространстве.
Определить зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений.
Изучить программы детского сада «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и «Программа воспитания и обучения в детском саду » (под редакцией М.А. Васильевой).
Рассмотреть, в качестве основного средства по формированию пространственных представлений, игровую деятельность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ориентировка в пространстве и формирование пространственных представлений у дошкольников………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования пространственных представлений у детей………………………………………6
1.2. Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...10
1.3. Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений……………………….12
1.4. Программные требования по разделу “Ориентировка в пространстве”…………………………………………………………………….18
1.5. Методика работы по развитию пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у дошкольников…………………...19
1.5.1. Дидактические игры и упражнения по разделу “Ориентировка в пространстве”…………………………………………………………………….22
Выводы по главе…………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

КР по ориентировке в пространстве.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

 

Введение

Формирование  у детей представлений о пространственных отношений, умения ориентироваться  в пространстве, ознакомление с пространственным моделированием - одна из задач математического  развития детей дошкольного возраста. Этой проблеме уделяют внимание психологи и педагоги. В работах Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Т.А. Мусейибовой и др. был определен ряд закономерностей развития пространственной ориентировки на протяжении дошкольного детства [27].

В современных  психолого-педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умений ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Актуальность данной работы заключается в том, что формирование у ребенка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно- творческой, познавательной, трудовой), что является необходимым для подготовки дошкольников к обучению в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги - специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы 1 класса. Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования [25].

Важна роль пространственных восприятий, представлений в освоении дошкольниками изобразительных и конструктивных умений. Овладение в период дошкольного детства такими способами пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела», « по схеме предметов », по направлениям пространства « от себя » и с изменением точки отсчета (т.е. от любых предметов), служит первоосновой для успешного усвоения в школе элементов геометрии, элементарных знаний о геометрическом пространстве.

Освоение специальных  слов и грамматических форм, обозначающих пространственные признаки – немаловажный этап в освоении детьми пространства. Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно пространственное содержание нередко скрыто от ребенка. Часто шестилетние дети не понимают смыслового значения употребляемых ими терминов. Освоение пространственного словаря в дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно должно опираться на прочную основу. Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.

Лучшим способом формирования у детей представлений  о пространственных отношений являются игры и игровые упражнения (Т.А. Мусейибова) на разных этапах. В последние годы предлагается использовать моделирование (Л.А. Венгер, Т.В. Лаврентьева), эти авторы разработали определенное содержание и методику по формированию пространственных отношений. Для эффективности пространственного восприятия у детей, необходимо использовать другие виды деятельности, т.к. детям надо учиться использовать свои навыки и умения в жизни – это важнейшая задача.

Цель: обобщить основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.

Объект: процесс формирования пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.

Предмет: процесс формирования пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования пространственных представлений и умений

ориентироваться в пространстве.

  1. Определить зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений.
  2. Изучить программы детского сада «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и «Программа воспитания и обучения в детском саду » (под редакцией М.А. Васильевой).
  3. Рассмотреть, в качестве основного средства по формированию пространственных представлений, игровую деятельность.

Основными методами исследования стали описательный метод, метод сплошной выборки, классификационный метод, методы сравнения и обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Ориентировка в пространстве и формирование пространственных представлений у дошкольников

 

    1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования пространственных представлений у детей

 

Пространственные  представления и восприятия –  емкие понятия, отражающие многогранность пространственных характеристик объективного мира. Форма, объем, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами, направления в пространстве представляют собой различные пространственные категории [4].

Пространственные  представления и восприятия начинают развиваться очень рано, на первом году жизни.

И.М. Сеченов  неоднократно подчеркивал, что главная  роль в восприятии пространства принадлежит зрению и осязанию. Взаимодействие зрения и осязания создает необходимые условия для развития пространственной ориентировки [17]. Это взаимодействие впервые фиксируется в 5-6 недель, когда ребенок начинает отличать предметы. В 2-3 месяца ребенок – переводит взор за своей движущейся рукой, в 4 месяца – перекладывает игрушку из одной руки в другую под контролем зрения. В это время он начинает тянуть руку к видимому предмету. На втором месяце ребенок начинает различать пространственное направление звука.

Но эти первоначальные различия направлений носят неосознанный характер. Осознание этих направлений носят неосознанный характер. Осознание этих направлений – новый этап в овладении пространства. Это осуществляется в предшкольном возрасте.

В этот период начинается интенсивное развитие пространственной ориентации. И здесь большую роль играют два жизненно важных фактора:

 

I –  овладение ходьбой. Дети практически осваивают пространство пути, который они проходят, а вместе с этим различать, что предметы могут располагаться по разному;

II –  овладение речью. Дети начинают слушать и различать пространственную терминологию, а позже и сами пытаются определить – словом.

Наиболее резкие сдвиги в развитии пространственных ориентировок происходит в дошкольном возрасте.

В своих исследованиях Т.А. Мусейибова «Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста» пришла к выводу, что общий путь развития у детей процесса отражения пространства и ориентировки в нем таков: вначале – диффузное нерасчлененное восприятие пространства, на фоне которого выделяются лишь отдельные объекты вне пространственных отношений между ними; далее на основе представлений об основных пространственных направлениях оно начинает как бы дробиться по этим основным линиям – вертикальной, фронтальной и сагиттальной. Причем точки на этих линиях, выделяемые как расположенные впереди или сзади, справа или слева, постепенно отодвигаются от ребенка все дальше и дальше. С увеличением площади выделенных участков длину и ширину они постепенно смыкаются, формируя общее представление о местности, как едином непрерывном пространстве. Каждая точка на этой местности теперь точно локализуется и определяется как расположенная впереди, или впереди справа, или впереди слева. Таким образом, проведенное исследование показало, что познание ребенком пространства и ориентировки в нем – процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства.

Исследования  психологов и педагогов свидетельствуют  о том, что ребенок легче ориентируется в направлениях пространства в статическом положении, при этом он исходит из сторон собственного тела, т.е. ориентируется на себя. Постепенно ребенок овладевает ориентировками «от себя» и «от объектов».

Опыт пространственной ориентации, совершенствование пространственных восприятий и представлений помогают детям понять смысл соответствующих терминов.

 Вначале  они не выделяются ребенком  в качестве слов, имеющих самостоятельное  значение. Выполняя задания типа  «Поставь игрушки рядом (напротив, друг за другом, между двумя другими игрушками и т.д.)», большинство детей в возрасте двух - трех лет действуют хаотично. Они располагают предметы произвольно, безотносительно один к другому, или раздельно, независимо от указанной точки отсчета. На данном этапе пространственные обозначения еще не вычленяются детьми из состава тех словосочетаний, в которых они употребляются.

В дальнейшем ребенок  выделяет пространственные термины  как слова, имеющие самостоятельное  значение. Они употребляются детьми для указания на близость расстояния в расположении предметов относительно друг друга.

Далее у детей  отмечаются попытки дифференцировать пространственные обозначения по их смысловому содержанию, основываясь  на точном определении пространственных отношений. При этом у дошкольников ярко выражено стремление к общению с взрослыми., желание получить ответ на свои вопросы: «Так?», «Сюда?», «Здесь?», «Правильно?».

Постепенно  дети овладевают многообразием пространственных обозначений. Не все пространственные предлоги и наречия легко усваиваются детьми. Некоторыми из них (такими, как тут, там, здесь, около, на) дети овладевают очень рано. Другие же обозначения (справа, слева, напротив, между) часто неизвестны детям даже в конце дошкольного возраста. Причина, видимо, в различной степени точности пространственных отношений.

Способность дошкольника  давать словесную характеристику пространственной ситуации зависит от степени усвоения обобщенного способа анализа  предметно-пространственного окружения.

Дети не всегда пользуются словарным запасом, в котором имеются необходимые пространственные обозначения. При выполнении конкретных заданий ребенок как бы перебирает сначала все известные и более привычные для него варианты обозначений. Прежде чем с помощью наводящих вопросов взрослого находит правильный ответ. Это наблюдается у детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Они обусловлены уровнем подготовки детей и развитием у них пространственных представлений. Работа над словарным запасом ребенка дошкольного возраста способствует более полному восприятию пространственных отношений и освоению навыков пространственной ориентации.

Пространственное  восприятие в дошкольном возрасте отмечается рядом особенностей:

 – конкретно-чувственный  характер: ребенок ориентируется  на своем  теле и все определяет относительно собственного тела;

 – самым  трудным для ребенка являются  различения правой и левой  руки, потому что различение строится  на основе функционального преимущества  правой руки над левой, которое  вырабатывается в работе функциональной деятельности;

 – относительный  характер пространственных отношений:  чтобы ребенку определить как  относится предмет к другому  лицу, ему надо в уме встать  на место предмета;

 – дети  ориентируются легче в статике,  нежели в движении;

 – легче  определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка.

 

    1. Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста

Познание окружающего  мира сложный процесс, и начинается он с непосредственного или опосредованного чувственного познания. Очень важен опыт познания человеком пространственных отношений в предметном окружении. Пространственные отношения позволяют ребенку овладеть определенными частями речи, многими наречиями. Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

Ориентировка  в пространстве означает ориентировку на местности. Она предполагает определение:

а) «точки состояния», т.е. местонахождения человека по отношению  к окружающим его объектам;

б) местоположения предметов (или людей) относительно фиксированного положения человека в пространстве;

в) пространственного  расположения предметов относительно друг другу, т.е. пространственных отношений  между ними.

Понятие «пространственная  ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве.

Содержание  понятия ориентировка на плоскости  включает: умение фиксировать местоположение точки на листе; понимание пространственных отношений между различными предметами на листе; умение выполнять разнообразные  практические задания при ориентировке на плоскости; умение самостоятельно характеризировать пространственную размеренность объектов на листе, пользуясь соответствующей терминологией; умение ориентироваться на листе в клетку [26].

Информация о работе Методика формирования у дошкольников пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве