Методика формирования у дошкольников пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: обобщить основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.

Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования пространственных представлений и умений
ориентироваться в пространстве.
Определить зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений.
Изучить программы детского сада «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и «Программа воспитания и обучения в детском саду » (под редакцией М.А. Васильевой).
Рассмотреть, в качестве основного средства по формированию пространственных представлений, игровую деятельность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ориентировка в пространстве и формирование пространственных представлений у дошкольников………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования пространственных представлений у детей………………………………………6
1.2. Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...10
1.3. Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений……………………….12
1.4. Программные требования по разделу “Ориентировка в пространстве”…………………………………………………………………….18
1.5. Методика работы по развитию пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у дошкольников…………………...19
1.5.1. Дидактические игры и упражнения по разделу “Ориентировка в пространстве”…………………………………………………………………….22
Выводы по главе…………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

КР по ориентировке в пространстве.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

 

    1. Методика работы по развитию пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у дошкольников

 

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному  ориентированию обеспечивается взаимодействием  двигательно-кинестетического, зрительного  и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

 Развитие  пространственной ориентировки  и представление о пространстве  происходит в тесной связи  с формированием ощущения схемы  своего тела, с расширением практического  опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

 Качественные  изменения при формировании пространственного  восприятия связаны с развитием  речи у детей, с пониманием  и активным употреблением ими  словесных обозначений пространственных  отношений, выраженных предлогами, наречиями.

 Овладение  знаниями о пространстве предполагает  умение выделять и различать  пространственные признаки и  отношения, умение их правильно  словесно обозначать, ориентироваться  в пространственных отношениях  при выполнении различных трудовых  операций, опирающихся на пространственные представления.

 Ряд исследований отечественных психологов показал, что развития

ребенка происходит в присущих ему деятельностях (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). Наиболее характерные для дошкольников виды деятельности – сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность – ориентировка в пространстве. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети используют пространственные термины, моделируют взаимоотношения взрослых людей. В лепке дети так же используют опыт ориентировки на себе, на другом человеке, на любых объектах, включение адекватных действиям детей словесных обозначений в экспрессивную речь.

 Развитие  пространственной ориентировки осуществляют в несколько этапов:

 На первом этапе развивают способность отвечать заранее обусловленным двигательным действием на хорошо известный ребенку сигнал.

На  втором этапе развивают способность корректировать двигательное действие в соответствии с изменяющимися условиями выполнения.

На  последнем этапе развивается способность использовать именно то двигательное действие, которое в наибольшей мере соответствует внезапно возникшей ситуации.

 Исходным  в работе по развитию пространственных ориентировок, является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее дети тренируются в определении последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т.п.), а также графических знаков.

 Развитие  ориентировки в окружающем мире  можно проводить в следующей последовательности:

- определение  пространственного расположения  предметов по отношению к самому себе;

- дотронуться  правой рукой до левого уха; левой рукой до правого уха;

- приложить  кисть к обведенному контуру ладони, определить руку.

 Определение  пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку:

- вытянуть в  сторону правую (левую) руку. Перечислить предметы,

 находящиеся  с этой стороны, т.е. справа (слева);

- определение  пространственных соотношений между 2-3 предметами

 или изображениями.

1.5.1 Дидактические игры и упражнения по разделу “Ориентировка в пространстве”

 

На НОД и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне НОД, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку, например в работе по развитию ориентировки в пространстве.

 Игра –  это не только удовольствие  и радость для ребенка, что  само по себе очень важно.  С ее помощью можно развивать  внимание, память, мышление, воображение  малыша, т. е. те качества которые  необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять, но и расширять знания детей о пространстве. Вот по чему на НОД и в повседневной жизни, мы широко используем дидактические игры и игровые упражнения.

Анализ имеющейся  научно-методической литературы позволяет  выделить несколько групп таких  игр и упражнений:

I группа. Игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.

II группа. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве с закрытыми глазами.

III группа. Дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними.

IV группа. Игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости, например на листе бумаги. Некоторые авторы (В.Г. Нечаева, О.И. Галкина, Н.А. Сенкевич и др.) отмечают целесообразность проведения с детьми старшего дошкольного возраста так называемых «зрительных диктантов».

V группа. Игры словесные. Они специально предназначены для активизации пространственной терминологии и в речи самих детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание  образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре НОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием НОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, НОД должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце НОД с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений  широко используются занимательные  по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени, какого – либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

 У детей  старший группы закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто, где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Их можно проводить как на занятиях по математике, так и в играх.

Как и в средней  группе, дети упражняются в различении противоположных направлений, но задания  усложняют. Выражается это в том, что увеличивают количество предметов (от 2 до 6), местоположение которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Дети постепенно научаются определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.

 Детей учат  не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

 Развитие  умения передвигаться в указанном направлении. В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

 На музыкальных  и физкультурных занятиях воспитатель  для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.

Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами —  дидактических и подвижных. Игры проводят на НОД по математике, физкультурных, музыкальных и в режимных моментах, главным образом на прогулке. В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?». В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например, дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.

Вначале, проводя эти игры, воспитатель дает указания в ходе действия: «Дойди до стола... Повернись направо... Дойди до окна... Повернись налево...» и т. д. Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление. Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка. Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения. Если вначале дети определяют лишь парные направления: вперед — назад, направо — налево, то позднее направления указывают в любом порядке: вперед — направо, направо — назад и т. д.

Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться  в направлениях направо и налево, рекомендуют игры «Правильно улицу пройдешь — в новый дом придешь, ошибешься — в старом останешься», «Правильно пройдешь — другой флажок возьмешь», «Передай пакет». Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны, или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, - направо.

 Полезны  упражнения в воспроизведении  направления движения с закрытыми  глазами на основе пробного  хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.

При ориентировке в пространстве у детей развивают  быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал (игры «Яков, где ты?», «Жмурки  с колокольчиком», «Откуда голос?»). Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуют игры «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку» (в измененном варианте). Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай 2 шага вперед, повернись налево, сделай 3 шага» и т. д. Количество заданий вначале ограничивают 2—3, а позднее их число можно увеличить до 4—5.

Заинтересованность  детей в выполнении более сложных  заданий, требующих четкого различения основных пространственных направлений, создается заменой игрушек.

 Установление  пространственных отношений между  предметами. Немаловажное значение  приобретает обучение детей 5 — 6 лет умению определять положение  предмета по отношению к другому  предмету («Справа от матрешки  стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи» и т. д.).

Умение ориентироваться  от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны научиться мысленно, представить себя в положении предмета. В связи с этим сначала их упражняют в определении направления положения предметов от самого себя (при повороте на 90 и 180°: стол был впереди, повернулся ребенок — и стол оказался справа). Далее детей учим определять стороны тела друг друга, например, где у них правая и где левая рука, затем стороны туловища куклы, мишки и т. д. (Учитывают, что ребенку значительно легче представить себя в положении любого одушевленного предмета, чем неодушевленного.)

Информация о работе Методика формирования у дошкольников пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве