Методика формирования у дошкольников пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель: обобщить основные направления и содержание работы по формированию пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.
Предмет: процесс формирования пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у детей дошкольного возраста.

Задачи:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования пространственных представлений и умений
ориентироваться в пространстве.
Определить зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений.
Изучить программы детского сада «Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и «Программа воспитания и обучения в детском саду » (под редакцией М.А. Васильевой).
Рассмотреть, в качестве основного средства по формированию пространственных представлений, игровую деятельность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Ориентировка в пространстве и формирование пространственных представлений у дошкольников………………………………………………….6
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы формирования пространственных представлений у детей………………………………………6
1.2. Особенности пространственной ориентации у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………...10
1.3. Зависимость между овладением процессом письма и уровнем сформированности пространственных представлений……………………….12
1.4. Программные требования по разделу “Ориентировка в пространстве”…………………………………………………………………….18
1.5. Методика работы по развитию пространственных представлений и умений ориентироваться в пространстве у дошкольников…………………...19
1.5.1. Дидактические игры и упражнения по разделу “Ориентировка в пространстве”…………………………………………………………………….22
Выводы по главе…………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

КР по ориентировке в пространстве.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Решая данные задачи НОД строят так: сначала воспитатель показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения (впереди, перед, сзади, за, слева, справа; в, на, над, под, из-за; рядом, напротив, навстречу, между) и обозначает их точными словами, затем меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу. Наконец, дети, выполняя указания педагога, сами создают соответствующие ситуации, а также ищут их в окружающей обстановке. Предлагают игры «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось?». («Лена была впереди Нины, а теперь она сзади Нины».) Воспитатель (а позднее кто-либо из детей) прячет, меняет местами игрушки, вещи. Водящий ребенок рассказывает, где и что стоит, что изменилось, как расставлены игрушки, где спрятались дети и т. п. Можно провести упражнения-инсценировки настольного театра. Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметами, меняются местами, а дети описывают, где находится каждый из них.

Большую пользу приносит игровое упражнение «Найди такую же картинку». Материалом для  него служат картинки, на которых изображены одни и те же предметы (например, домик, елочка, березка, заборчик, скамеечка) в разных пространственных взаимоотношениях. Пару составляют картинки с одинаковым расположением рисунков предметов. Упражнения с картинками проводятся, например, так: каждый из играющих получает по одной картинке. Парные картинки остаются у ведущего. Ведущий берет одну, из своих картинок и показывает ее, спрашивая: «У кого такая же?» Получает парную картинку тот, кто точно обозначит пространственные взаимоотношения между предметами, которые на ней нарисованы.

Рассматривая  с детьми любые картинки, иллюстрации  в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой.

 Ориентировка  на плоскости. В старшей группе  дети должны научиться свободно, ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. В начале учебного года на НОД по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

 Дальнейшему  развитию ориентировки на плоскости  служит обучение детей умению  находить середину (центр) листа  бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа. Данной работе посвящают основную часть 3—4 НОД. На первой НОД воспитатель демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец. Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили.

 Дети должны  употреблять точные слова для  обозначения положения предметов  по отношению к листу, полу, площадке. На НОД по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

 

 

Выводы  по главе

Реализуя цель исследования по изучению теоретических  положений психолого-педагогической и методической литературы, представленной в списке, по формированию пространственных представлений и умению ориентироваться в пространстве, мы пришли к следующим выводам:

1.Современные психолого-педагогические исследования ученых убеждают в том, что в дошкольном возрасте дети могут усвоить информацию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях.

2.Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства.

3.Ориентировка в пространстве – характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми.

4.Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

5.«Ориентировка в пространстве» считается сложной проблемой, так как психологами и педагогами определены особенности и содержание этого вопроса, но нет четкого представления о технологии.

Таким образом, проведенный нами анализ основных направлений  и содержания работ по формированию пространственных представлений должны строиться в соответствии с последовательностью их формирования в онтогенезе. Очевидно, что в ходе психического онтогенеза поломка в любом из звеньев приведет к аномалии развития пространственных представлений. Именно поэтому так важна последовательность в формировании пространственных представлений.

 

Заключение

Наша работа была направлена на выявление  основных направлений и содержания работы по формированию пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста.

В результате анализа  теоретических источников мы выявили  следующее:

  • Пространственные представления можно отнести к базису, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, счет, чтение и т. д.
  • Пространственные представления — представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты).
  • Онтогенез развития пространственных представлений протекает в четкой последовательности в соответствии со структурой пространственных представлений. Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка с взрослыми.
  • Письмо представляет собой сложную структуру, и процесс овладения графическими навыками письма зависит от уровня сформированности пространственных представлений.
  • Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.

Несформированность  пространственных представлений приведет к возникновению нарушений письма (дисграфии), мышления, речи у детей младшего школьного возраста. Чтобы этого не произошло необходимо еще в дошкольном возрасте уделить внимание развитию пространственных представлений, при этом учитывать последовательность формирования пространственных представлений в онтогенезе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Актуальные проблемы логопедической практики. Методические материалы научно-практической конференции: "Центральные механизмы речи". - СПб., 2004.
  2. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964.
  3. Бетелева, Т.Г., Манелис, Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе.// Школа здоровья. – 1997. - №4.
  4. Большой психологический словарь - Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. –М., 2003.
  5. Венгер, Л.А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 9.
  6. Каразану, В. Ориентирование в пространстве. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях.- СПб., 1994.
  7. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб., 2003.
  8. Леушина, Л.А. ”Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста”. - М., 2002.
  9. Лаврентьева, Т.В. Формирование способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 7.
  10. Лалаева, Р.И. Логопедия: Методическое наследие. / Под ред. Волковой Л.С.: В 5 кн. Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – М., 2003.
  11. Левина, Р.Е. Нарушение чтения у детей дошкольного возраста. - М., 2004.
  12. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологии письма. - М., 1950.
  13. Мусейибова, Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных ориентаций у детей дошкольного возраста. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях.- СПб., 1994.
  14. Мусейибова, Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей пространственным ориентировкам. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. - СПб., 1994.
  15. Мусейибова, Т.А. Формирование некоторых пространственных ориентаций. // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. - СПб., 1994.
  16. Мухина, В.С. Психология дошкольника. Под редакцией Л.А.Венгера – М., 1975.
  17. Немов, Р.С. Общая психология, М.,  2008г.
  18. Нечаева, В.Г., Корзакова, Е.И. Строительные игры в детском саду. - М., 1966
  19. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. -  М., 2004.
  20. Психология детей дошкольного возраста. Академия педагогических наук РСФСР институт психологии. \ Под редакцией А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина – М., 1964.
  21. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Под редакцией М. М. Семаго – М., 1999.
  22. Семаго, Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология. -2000 - № 1.
  23. Семаго, Н.Я., Семаго, М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. -  М., 1999.
  24. Семенович, А.В., Умрихин, С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитие. -  М., 1997.
  25. Степанова, О.А. Методическое пособие. Профилактика школьных трудностей. -  М., 2003.
  26. Токарева, О.Л. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып.2. М., 1963.
  27. http://tiflo.net/index.php?option=com_content&view=article&id=65:2011-11-13-17-50-13&catid=6:2011-07-20-10-56-30

 

Программы:

  1. «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткин и др.; /Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб.,1995.
  2. «Радуга»: программа воспитания и обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду. - М., 1991.
  3. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника. Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутов и др.; /Под ред. Л.А.Парамоновой и др.- М., 2003.
  4. Программа «Развитие» (основные положения).- М., 1995.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М., 2009.

Информация о работе Методика формирования у дошкольников пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве