Диагностика пространственных представлений ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:45, доклад

Краткое описание

Это дает возможность реально «опредметить» «зону ближайшего развития» и «привязать» ее к границе между уже «созревшими и еще созревающими процессами», в соответствии с представлениями Л.С. Выготского. Это же позволяет использовать так называемый принцип замещающего развития для построения адекватной программы работы с ребенком.
Естественно, что каждый возрастной период характеризуется собственными особенностями и показателями сформированности базовых составляющих как при условно нормативном развитии, так и в ситуации отклоняющегося развития.

Файлы: 1 файл

ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РЕБЕНКА.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  РЕБЕНКА

 Мы должны выявить тот уровень, на котором  произошел «сбой» в развитии ребенка, и определить «исходную точку» и объем работы с базовыми составляющими для их дальнейшего гармоничного формирования и развития.  
Это дает возможность реально «опредметить» «зону ближайшего развития» и «привязать» ее к границе между уже «созревшими и еще созревающими процессами», в соответствии с представлениями Л.С. Выготского. Это же позволяет использовать так называемый принцип замещающего развития для построения адекватной программы работы с ребенком. 
Естественно, что каждый возрастной период характеризуется собственными особенностями и показателями сформированности базовых составляющих как при условно нормативном развитии, так и в ситуации отклоняющегося развития.  
Методическим инструментарием для оценки пространственных представлений ребенка являются такие общеизвестные психологические методики, как «Кубики Кооса», «Разрезные картинки», Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста (1), нейропсихологические пробы и тесты (4, 10, 11).  
Практически каждая психологическая методика может дать определенную информацию о сформированности того или иного уровня пространственных представлений. В этом заключается предлагаемый нами интегративный подход к проведению диагностической (впрочем, и коррекционной) работы.  
Сформированность пространственных и пространственно-временных представлений производится в соответствии с выделенными четырьмя уровнями (и подуровнями), оценивается в той последовательности, в какой они формируются и «простраиваются» в онтогенезе. Безусловно, следует отметить, что эти уровни не просто надстраиваются друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, как бы перекрывая друг друга в соответствии с законом перекрытия стадий и последовательной дифференциации (2, 8).

ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О СОБСТВЕННОМ  ТЕЛЕ

В соответствии с цефало-каузальным законом развития (развитие пространственных представлений идет от головы к рукам и в дальнейшем — к туловищу и к ногам), вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем — по отношению к телу в целом и только после этого — относительно собственных рук (в соответствии с проксимо-дистальным законом). 
Существуют более или менее сенсибилизированные варианты исследования подобных представлений, равно как и облегченные варианты, включающие зрительную поддержку, тактильные ощущения и иные межанализаторные взаимодействия. 
При проведении предлагаемых ниже методик предварительно нужно выяснить, какие слова, обозначающие части лица или тела, знает ребенок, и именно их использовать при опросе.

Первая  методика

Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости). 
Инструкция. Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха и т.п. 
Если ребенок не справляется с подобным заданием, ему предлагается помощь.  
Виды помощи 
Ребенок выполняет задание с закрытыми глазами, но с помощью прощупывания указываемых частей пальцем (сначала пальцем психолога, а затем, если это не помогло, собственным). 
Выполняет задание с открытыми глазами, с ориентацией на лицо психолога или вертикально расположенное изображение лица. 
Выполняет задание, глядя в зеркало. 
Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая свое лицо. 
На этом этапе можно использовать стандартные пробы Хеда (4, 10). Психолог делает жесты, показанные на рисунках, и просит ребенка повторить их.

Вторая  методика

Анализ  частей собственного тела. Данный анализ проводится по вертикальной оси. 
Инструкция. Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями и т.п. 
На этом этапе также можно использовать стандартные пробы Хеда (4, 10). 
Примечание. Не анализируются части тела, находящиеся между животом (пупком) и бедрами.

Третья  методика

Анализ  положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга. 
Подобный анализ можно проводить относительно обеих рук. Так выясняется, какая рука доминантная. Ощущения от доминантной руки в целом более «мощные», чем от субдоминантной. Таким образом может быть получено еще одно подтверждение профиля латерализации. 
Инструкция. Покажи, что выше: плечо или локоть, плечо или ладонь/запястье, локоть или ладонь и т.п. 
Оценка производится при различном положении каждой руки. 
Примечание. Подобная оценка в отношении ног не производится.

ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  О ВЗАИМООТНОШЕНИИ  ВНЕШНИХ ОБЪЕКТОВ И ТЕЛА

Диагностика проводится в следующем порядке в соответствии с основными осями тела:

а) анализ взаиморасположения объектов и тела по вертикальной оси; 
б) анализ взаиморасположения объектов и тела по горизонтальной оси (cпереди и сзади от тела); 
в) анализ взаиморасположения объектов и тела в направлении вправо/влево.

Данный  анализ производится как на конкретных предметах, так и в наглядно-образном плане (в соответствии с листами  Диагностического комплекта (1)). 
Подобную диагностику невозможно провести без помощи речи, поэтому этот уровень сливается с диагностикой лингвистических представлений (пространством языка). 
Здесь также оценивается использование ребенком предлогов и простых предложных конструкций.  
Сначала анализируется понимание и использование предлогов по отношению к собственному телу, далее — по отношению к конкретным объектам.  
В работе с конкретными объектами можно использовать различные кубики, коробочки, карандаш или ручку.

Методика

Ребенку показывается коробочка с лежащим на ней  карандашом/ручкой. Эти предметы называются.  
Инструкция.  
Вот видишь, карандаш находится НА коробке. А как сказать (для детей 6–7 лет можно употребить слово «объяснить»), если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается НАД коробкой)?
 
Ответ ребенка регистрируется. 
А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается ПОД коробкой)? 
Возможны различные виды помощи.  
А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается между ребенком и коробкой)? 
А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается справа или слева от коробки)? 
В этом случае самое главное — не использовать понятий, подсказывающих ребенку правильный ответ. Такое описание положения предмета по отношению к коробке можно повторить, используя какие-либо другие слова, и попытаться получить от ребенка ответ в терминах взаиморасположения объектов в пространстве (например, он может сказать: «Между мной и коробкой, спереди от коробки» и т.п.).  
Точно так же анализируется и другое положение карандаша, когда он находится ЗА коробкой (по отношению к ребенку).  
Можно уточнить, где находится карандаш по отношению к самому ребенку или психологу. 
В этом же разделе можно использовать методики «Разрезные картинки» и «Кубики Кооса».  
«Разрезные картинки» дают возможность для исследования особенностей координатных представлений ребенка (взаиморасположение частей рисунка). 
«Кубики Кооса», помимо координатных представлений, позволяют провести анализ и метрических представлений (по тому, как изменено количество используемых кубиков, по количеству, которое используется в тестовом узоре). 
Следует отметить, что в образном плане все пространственные параметры (топологические, координаторные, метрические) можно проанализировать при копировании ребенком фигуры человечка, домика, при рисовании стола с четырьмя ножками. Такие задания традиционно используются в нейропсихологическом обследовании (6).

Стандартные пробы Хеда

Наталья СЕМАГО,  
Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наук, 
кафедра коррекционной  
педагогики и специальной психологии АПКиПРО РФ, 
г. Москва

Информация о работе Диагностика пространственных представлений ребенка