Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:45, доклад
Это дает возможность реально «опредметить» «зону ближайшего развития» и «привязать» ее к границе между уже «созревшими и еще созревающими процессами», в соответствии с представлениями Л.С. Выготского. Это же позволяет использовать так называемый принцип замещающего развития для построения адекватной программы работы с ребенком.
Естественно, что каждый возрастной период характеризуется собственными особенностями и показателями сформированности базовых составляющих как при условно нормативном развитии, так и в ситуации отклоняющегося развития.
Мы должны
выявить тот уровень, на котором
произошел «сбой» в развитии ребенка,
и определить «исходную точку» и объем
работы с базовыми составляющими для их
дальнейшего гармоничного формирования
и развития.
Это дает возможность реально «опредметить»
«зону ближайшего развития» и «привязать»
ее к границе между уже «созревшими и еще
созревающими процессами», в соответствии
с представлениями Л.С. Выготского. Это
же позволяет использовать так называемый
принцип замещающего развития для построения
адекватной программы работы с ребенком.
Естественно, что каждый возрастной период
характеризуется собственными особенностями
и показателями сформированности базовых
составляющих как при условно нормативном
развитии, так и в ситуации отклоняющегося
развития.
Методическим инструментарием для оценки
пространственных представлений ребенка
являются такие общеизвестные психологические
методики, как «Кубики Кооса», «Разрезные
картинки», Диагностический комплект
исследования особенностей развития познавательной
сферы детей дошкольного и младшего школьного
возраста (1), нейропсихологические пробы
и тесты (4, 10, 11).
Практически каждая психологическая методика
может дать определенную информацию о
сформированности того или иного уровня
пространственных представлений. В этом
заключается предлагаемый нами интегративный
подход к проведению диагностической
(впрочем, и коррекционной) работы.
Сформированность пространственных и
пространственно-временных представлений
производится в соответствии с выделенными
четырьмя уровнями (и подуровнями), оценивается
в той последовательности, в какой они
формируются и «простраиваются» в онтогенезе.
Безусловно, следует отметить, что эти
уровни не просто надстраиваются друг
над другом в процессе развития, но пересекаются
во времени, как бы перекрывая друг друга
в соответствии с законом перекрытия стадий
и последовательной дифференциации (2,
8).
В соответствии
с цефало-каузальным законом развития
(развитие пространственных представлений
идет от головы к рукам и в дальнейшем
— к туловищу и к ногам), вначале анализируются
представления по отношению к собственному
лицу, затем — по отношению к телу в целом
и только после этого — относительно собственных
рук (в соответствии с проксимо-дистальным
законом).
Существуют более или менее сенсибилизированные
варианты исследования подобных представлений,
равно как и облегченные варианты, включающие
зрительную поддержку, тактильные ощущения
и иные межанализаторные взаимодействия.
При проведении предлагаемых ниже методик
предварительно нужно выяснить, какие
слова, обозначающие части лица или тела,
знает ребенок, и именно их использовать
при опросе.
Ребенку предлагается
оценить, что находится у него
на лице, и каково взаиморасположение
отдельных его частей (сначала по вертикальной
оси, а затем в горизонтальной плоскости).
Инструкция. Закрой глаза и скажи,
что у тебя находится над глазами, под/над
носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что
у тебя находится сбоку от носа, сбоку
от уха и т.п.
Если ребенок не справляется с подобным
заданием, ему предлагается помощь.
Виды помощи
Ребенок выполняет задание с закрытыми
глазами, но с помощью прощупывания указываемых
частей пальцем (сначала пальцем психолога,
а затем, если это не помогло, собственным).
Выполняет задание с открытыми глазами,
с ориентацией на лицо психолога или вертикально
расположенное изображение лица.
Выполняет задание, глядя в зеркало.
Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая
свое лицо.
На этом этапе можно использовать стандартные
пробы Хеда (4, 10). Психолог делает жесты,
показанные на рисунках, и просит ребенка
повторить их.
Анализ
частей собственного тела. Данный анализ
проводится по вертикальной оси.
Инструкция. Покажи, что у тебя
находится над плечами, под шеей, под коленями
и т.п.
На этом этапе также можно использовать
стандартные пробы Хеда (4, 10).
Примечание. Не анализируются части
тела, находящиеся между животом (пупком)
и бедрами.
Анализ
положения рук относительно собственного
тела и частей рук относительно друг друга.
Подобный анализ можно проводить относительно
обеих рук. Так выясняется, какая рука
доминантная. Ощущения от доминантной
руки в целом более «мощные», чем от субдоминантной.
Таким образом может быть получено еще
одно подтверждение профиля латерализации.
Инструкция. Покажи, что выше:
плечо или локоть, плечо или ладонь/запястье,
локоть или ладонь и т.п.
Оценка производится при различном положении
каждой руки.
Примечание. Подобная оценка в отношении
ног не производится.
Диагностика проводится в следующем порядке в соответствии с основными осями тела:
а) анализ
взаиморасположения объектов и тела
по вертикальной оси;
б) анализ взаиморасположения объектов
и тела по горизонтальной оси (cпереди
и сзади от тела);
в) анализ взаиморасположения объектов
и тела в направлении вправо/влево.
Данный
анализ производится как на конкретных
предметах, так и в наглядно-образном
плане (в соответствии с листами
Диагностического комплекта (1)).
Подобную диагностику невозможно провести
без помощи речи, поэтому этот уровень
сливается с диагностикой лингвистических
представлений (пространством языка).
Здесь также оценивается использование
ребенком предлогов и простых предложных
конструкций.
Сначала анализируется понимание и использование
предлогов по отношению к собственному
телу, далее — по отношению к конкретным
объектам.
В работе с конкретными объектами можно
использовать различные кубики, коробочки,
карандаш или ручку.
Ребенку показывается
коробочка с лежащим на ней
карандашом/ручкой. Эти предметы называются.
Инструкция.
Вот видишь, карандаш находится НА коробке.
А как сказать (для детей 6–7 лет можно
употребить слово «объяснить»), если мы
расположим эти предметы вот так (карандаш
помещается НАД коробкой)?
Ответ ребенка регистрируется.
А как сказать, если мы расположим эти
предметы вот так (карандаш помещается
ПОД коробкой)?
Возможны различные виды помощи.
А как сказать, если мы расположим эти
предметы вот так (карандаш помещается
между ребенком и коробкой)?
А как сказать, если мы расположим эти
предметы вот так (карандаш помещается
справа или слева от коробки)?
В этом случае самое главное — не использовать
понятий, подсказывающих ребенку правильный
ответ. Такое описание положения предмета
по отношению к коробке можно повторить,
используя какие-либо другие слова, и попытаться
получить от ребенка ответ в терминах
взаиморасположения объектов в пространстве
(например, он может сказать: «Между мной
и коробкой, спереди от коробки» и т.п.).
Точно так же анализируется и другое положение
карандаша, когда он находится ЗА коробкой
(по отношению к ребенку).
Можно уточнить, где находится карандаш
по отношению к самому ребенку или психологу.
В этом же разделе можно использовать
методики «Разрезные картинки» и «Кубики
Кооса».
«Разрезные картинки» дают возможность
для исследования особенностей координатных
представлений ребенка (взаиморасположение
частей рисунка).
«Кубики Кооса», помимо координатных представлений,
позволяют провести анализ и метрических
представлений (по тому, как изменено количество
используемых кубиков, по количеству,
которое используется в тестовом узоре).
Следует отметить, что в образном плане
все пространственные параметры (топологические,
координаторные, метрические) можно проанализировать
при копировании ребенком фигуры человечка,
домика, при рисовании стола с четырьмя
ножками. Такие задания традиционно используются
в нейропсихологическом обследовании
(6).
Стандартные пробы Хеда | |
Наталья СЕМАГО,
Михаил СЕМАГО, кандидат психологических
наук,
кафедра коррекционной
педагогики и специальной психологии
АПКиПРО РФ,
г. Москва
Информация о работе Диагностика пространственных представлений ребенка