Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 22:45, доклад
Это дает возможность реально «опредметить» «зону ближайшего развития» и «привязать» ее к границе между уже «созревшими и еще созревающими процессами», в соответствии с представлениями Л.С. Выготского. Это же позволяет использовать так называемый принцип замещающего развития для построения адекватной программы работы с ребенком. 
Естественно, что каждый возрастной период характеризуется собственными особенностями и показателями сформированности базовых составляющих как при условно нормативном развитии, так и в ситуации отклоняющегося развития.
 Мы должны 
выявить тот уровень, на котором 
произошел «сбой» в развитии ребенка, 
и определить «исходную точку» и объем 
работы с базовыми составляющими для их 
дальнейшего гармоничного формирования 
и развития.  
Это дает возможность реально «опредметить» 
«зону ближайшего развития» и «привязать» 
ее к границе между уже «созревшими и еще 
созревающими процессами», в соответствии 
с представлениями Л.С. Выготского. Это 
же позволяет использовать так называемый 
принцип замещающего развития для построения 
адекватной программы работы с ребенком. 
Естественно, что каждый возрастной период 
характеризуется собственными особенностями 
и показателями сформированности базовых 
составляющих как при условно нормативном 
развитии, так и в ситуации отклоняющегося 
развития.  
Методическим инструментарием для оценки 
пространственных представлений ребенка 
являются такие общеизвестные психологические 
методики, как «Кубики Кооса», «Разрезные 
картинки», Диагностический комплект 
исследования особенностей развития познавательной 
сферы детей дошкольного и младшего школьного 
возраста (1), нейропсихологические пробы 
и тесты (4, 10, 11).  
Практически каждая психологическая методика 
может дать определенную информацию о 
сформированности того или иного уровня 
пространственных представлений. В этом 
заключается предлагаемый нами интегративный 
подход к проведению диагностической 
(впрочем, и коррекционной) работы.  
Сформированность пространственных и 
пространственно-временных представлений 
производится в соответствии с выделенными 
четырьмя уровнями (и подуровнями), оценивается 
в той последовательности, в какой они 
формируются и «простраиваются» в онтогенезе. 
Безусловно, следует отметить, что эти 
уровни не просто надстраиваются друг 
над другом в процессе развития, но пересекаются 
во времени, как бы перекрывая друг друга 
в соответствии с законом перекрытия стадий 
и последовательной дифференциации (2, 
8).
В соответствии 
с цефало-каузальным законом развития 
(развитие пространственных представлений 
идет от головы к рукам и в дальнейшем 
— к туловищу и к ногам), вначале анализируются 
представления по отношению к собственному 
лицу, затем — по отношению к телу в целом 
и только после этого — относительно собственных 
рук (в соответствии с проксимо-дистальным 
законом). 
Существуют более или менее сенсибилизированные 
варианты исследования подобных представлений, 
равно как и облегченные варианты, включающие 
зрительную поддержку, тактильные ощущения 
и иные межанализаторные взаимодействия. 
При проведении предлагаемых ниже методик 
предварительно нужно выяснить, какие 
слова, обозначающие части лица или тела, 
знает ребенок, и именно их использовать 
при опросе.
Ребенку предлагается 
оценить, что находится у него 
на лице, и каково взаиморасположение 
отдельных его частей (сначала по вертикальной 
оси, а затем в горизонтальной плоскости). 
Инструкция. Закрой глаза и скажи, 
что у тебя находится над глазами, под/над 
носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что 
у тебя находится сбоку от носа, сбоку 
от уха и т.п. 
Если ребенок не справляется с подобным 
заданием, ему предлагается помощь.  
Виды помощи 
Ребенок выполняет задание с закрытыми 
глазами, но с помощью прощупывания указываемых 
частей пальцем (сначала пальцем психолога, 
а затем, если это не помогло, собственным). 
Выполняет задание с открытыми глазами, 
с ориентацией на лицо психолога или вертикально 
расположенное изображение лица. 
Выполняет задание, глядя в зеркало. 
Выполняет задание, глядя в зеркало и ощупывая 
свое лицо. 
На этом этапе можно использовать стандартные 
пробы Хеда (4, 10). Психолог делает жесты, 
показанные на рисунках, и просит ребенка 
повторить их.
Анализ 
частей собственного тела. Данный анализ 
проводится по вертикальной оси. 
Инструкция. Покажи, что у тебя 
находится над плечами, под шеей, под коленями 
и т.п. 
На этом этапе также можно использовать 
стандартные пробы Хеда (4, 10). 
Примечание. Не анализируются части 
тела, находящиеся между животом (пупком) 
и бедрами.
Анализ 
положения рук относительно собственного 
тела и частей рук относительно друг друга. 
Подобный анализ можно проводить относительно 
обеих рук. Так выясняется, какая рука 
доминантная. Ощущения от доминантной 
руки в целом более «мощные», чем от субдоминантной. 
Таким образом может быть получено еще 
одно подтверждение профиля латерализации. 
Инструкция. Покажи, что выше: 
плечо или локоть, плечо или ладонь/запястье, 
локоть или ладонь и т.п. 
Оценка производится при различном положении 
каждой руки. 
Примечание. Подобная оценка в отношении 
ног не производится.
Диагностика проводится в следующем порядке в соответствии с основными осями тела:
а) анализ 
взаиморасположения объектов и тела 
по вертикальной оси; 
б) анализ взаиморасположения объектов 
и тела по горизонтальной оси (cпереди 
и сзади от тела); 
в) анализ взаиморасположения объектов 
и тела в направлении вправо/влево.
Данный 
анализ производится как на конкретных 
предметах, так и в наглядно-образном 
плане (в соответствии с листами 
Диагностического комплекта (1)). 
Подобную диагностику невозможно провести 
без помощи речи, поэтому этот уровень 
сливается с диагностикой лингвистических 
представлений (пространством языка). 
Здесь также оценивается использование 
ребенком предлогов и простых предложных 
конструкций.  
Сначала анализируется понимание и использование 
предлогов по отношению к собственному 
телу, далее — по отношению к конкретным 
объектам.  
В работе с конкретными объектами можно 
использовать различные кубики, коробочки, 
карандаш или ручку. 
Ребенку показывается 
коробочка с лежащим на ней 
карандашом/ручкой. Эти предметы называются.  
Инструкция. 
 
Вот видишь, карандаш находится НА коробке. 
А как сказать (для детей 6–7 лет можно 
употребить слово «объяснить»), если мы 
расположим эти предметы вот так (карандаш 
помещается НАД коробкой)? 
 
Ответ ребенка регистрируется. 
А как сказать, если мы расположим эти 
предметы вот так (карандаш помещается 
ПОД коробкой)? 
Возможны различные виды помощи.  
А как сказать, если мы расположим эти 
предметы вот так (карандаш помещается 
между ребенком и коробкой)? 
А как сказать, если мы расположим эти 
предметы вот так (карандаш помещается 
справа или слева от коробки)? 
В этом случае самое главное — не использовать 
понятий, подсказывающих ребенку правильный 
ответ. Такое описание положения предмета 
по отношению к коробке можно повторить, 
используя какие-либо другие слова, и попытаться 
получить от ребенка ответ в терминах 
взаиморасположения объектов в пространстве 
(например, он может сказать: «Между мной 
и коробкой, спереди от коробки» и т.п.).  
Точно так же анализируется и другое положение 
карандаша, когда он находится ЗА коробкой 
(по отношению к ребенку).  
Можно уточнить, где находится карандаш 
по отношению к самому ребенку или психологу. 
В этом же разделе можно использовать 
методики «Разрезные картинки» и «Кубики 
Кооса».  
«Разрезные картинки» дают возможность 
для исследования особенностей координатных 
представлений ребенка (взаиморасположение 
частей рисунка). 
«Кубики Кооса», помимо координатных представлений, 
позволяют провести анализ и метрических 
представлений (по тому, как изменено количество 
используемых кубиков, по количеству, 
которое используется в тестовом узоре). 
Следует отметить, что в образном плане 
все пространственные параметры (топологические, 
координаторные, метрические) можно проанализировать 
при копировании ребенком фигуры человечка, 
домика, при рисовании стола с четырьмя 
ножками. Такие задания традиционно используются 
в нейропсихологическом обследовании 
(6). 
Стандартные пробы Хеда | |
Наталья СЕМАГО,  
Михаил СЕМАГО, кандидат психологических 
наук, 
кафедра коррекционной 
 
педагогики и специальной психологии 
АПКиПРО РФ, 
г. Москва 
Информация о работе Диагностика пространственных представлений ребенка