Механизмы социализации детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации личности ребенка-дошкольника, выявить педагогические условия эффективности социализации личности ребенка в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
На основе анализа основных проблем социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;
разработать систему критериев и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста;
выявить организационные условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения;
разработать рекомендации для создания условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

Файлы: 1 файл

механизмы социализации детей дошкольного возраста.docx

— 86.98 Кб (Скачать)

Включаясь на самых ранних стадиях развития личности, механизм идентификации, считает В.С. Мухина, не утрачивает своего значения на протяжении всего периода развития личности, приобретая специфические черты  на каждом возрастном отрезке. Взаимодействие механизмов идентификации-обособления  предопределяет картину возрастного  развития ребёнка от этапа к этапу.

Механизм идентификации  обеспечивает необходимый уровень  и характер мотивации для овладения  личностью нормами, он является пусковым механизмом для процесса научения, в результате которого личность овладевает нормами общества. В основе его лежит осознанный или неосознанный выбор личностью определённой позиции. Кроме того, этот выбор может быть не только осознанным или неосознанным, но и вынужденным или добровольным.

Идентификация, являясь необходимым  условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью  социальных норм и осуществляется:

- с конкретным лицом  (собственно идентификация);

- с группой (большой  или малой) (социальная идентичность);

- с собирательным идеалом  (личностная идентичность).

Идентификационная модель, на которую ориентируется личность, существенно меняется на протяжении онтогенеза: как правило, в раннем возрасте это конкретный человек (мать, отец), в более старшем возрасте - группа, зрелая личность характеризуется ориентацией на идеал - собирательный образ социально желаемых черт, структурно смоделированный самой личностью.

Сущностью идентификации  является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться  при овладении новыми видами деятельности, системы эталонов, в соответствии с которыми будет проходить научение. Поэтому вторая группа механизмов социализации должна представлять собой собственно механизмы научения.

Как правило в связи с научением упоминается механизм обусловливания. Первые исследования обусловливания были проведены видным представителем отечественной психологии И.П. Павловым, который выделил, наряду с безусловными рефлексами, условные, обратив внимание на то, что если нейтральный стимул многократно объединяется с безусловным, то он также начинает вызывать безусловную реакцию даже в отсутствии безусловного стимула. Позднее Скиннер внёс дополнения в схему И.П. Павлова, разграничив респондентское обусловливание и оперантное. Респондентское обусловливание описывает обусловливание, где стимул появляется до реакции и выявляет её, оперантное обусловливание, напротив, определяется событием, которое следует за реакцией. Суть оперантного научения состоит в том, что подкреплённое поведение стремится повториться, а поведение неподкреплённое или наказуемое, имеет тенденцию не повторяться или подавляться.

Выявлено несколько закономерностей  развития обусловливания:

- поведение, усиленное  в одной ситуации, весьма вероятно  повторится при столкновении  с другими ситуациями, напоминающими  её;

- развитие способности  к обобщению (генерализации стимула)  сочетается с развитием способности  к их различению;

- развитие обусловленности  ведёт к его всё большей  опосредованности интеллектом, речью,  сознанием личности;

- процесс обусловливания характеризуется постепенным переходом от конкретных стимулов к абстрактным - нормативным образованиям в сознании человека;

- поведение зрелой личности  контролируется не только исключительно  внешними последствиями, но и  стимулами, имеющими источники  в самой личности.(77,с.343)

Многочисленные исследования показали, что наряду с прямым подкреплением  косвенное подкрепление (полученное в результате не личного, а наблюдаемого опыта, представление о возможных  результатах того или иного поведения) и самоподкрепление или самоналагаемое подкрепление. В основном, поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за превышение или неудачу. (77)

Самоподкрепление способствует саморегулированию поведения и тем самым способствует её самообучению, самосовершенствованию. Существуют три процесса, входящие компонентами в саморегулирование поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Кроме самоподкрепления, существует также и самонаказание.

Отсюда следует вывод, что существенную роль в процессе самоподкрепления играет самооценка личности, на основе которой строится самоуважение. К. Роджерс считал, что одна из ведущих потребностей личности состоит в потребности в самоуважении. Эта потребность является мощным подкрепляющим стимулом социального поведения личности.

 

 

 

2.1 Детский  сад и школа как важные институты  социализации в жизни ребенка

Рассмотрев, что  же такое социализация, а в частности  семейная социализация, вернемся к  тому, где же все-таки дети проходят этот процесс передачи опыта, т.е. к  главным институтам социализации «детский сад и школа», главными, после  института «семьи».

Итак, детский сад  – это учреждение для общественного  воспитания детей дошкольного возраста является первым звеном в общей системе  народного образования [6].

В детский сад  принимают детей по желанию их родителей. Задача: оказать помощь семье  в воспитании детей.

В детском саду дети в возрасте до 3 лет находятся  на попечении сестер-воспитательниц (лица со специальным медицинским  образованием); детей с 3 до 7 лет воспитывают  педагоги со специальным педагогическим образованием. Возглавляет детский  сад заведующая, имеющая высшее или  среднее педагогическое образование  и стаж воспитательной работы.

Каждый детский  сад тесно связан с семьями  детей. Воспитатели ведут пропаганду педагогических знаний среди родителей.

В детском саду детей  объединяют в группы по 20-25 человек  по возрастному принципу: 1-ая группа раннего возраста – дети до года, 2-ая группа раннего возраста – дети второго года жизни; 1-ая младшая  группа – дети третьего года; 2-ая младшая  группа – дети четвертого года; средняя  группа – дети пятого года; старшая  группа – дети шестого года; подготовительная к школе группа – дети седьмого года. В случае необходимости организуются параллельные группы.

Прием детей в  детский сад производится осенью после организованной передачи семилетних детей в школу; на свободные места  детей принимают в течение  всего года.

Дети в детском  саду находятся по 9 или 12 часов в  день; для детей, родители которых  работают по сменам или работа которых  связана с отъездами, имеются  интернатные детские сады, откуда детей берут домой только на выходной день. Дети собираются в детском саду с 8 до 9 часов утра. Этот час они проводят в играх, разговорах друг с другом, с воспитателями, рассматривают картинки в книгах, поливают комнатные цветы, кормят обитателей уголка живой природы и т.п. Затем под руководством воспитателя дети проделывают утреннюю гимнастику, моют руки и завтракают. После завтрака воспитатель проводит занятия (с детьми 3-4 лет – одно занятие продолжительностью 10-15 мин., с детьми 5-6 лет – два занятия по 20-30 мин. С небольшим перерывом). На занятиях дети рисуют, лепят, заучивают стихи, слушают чтение книг и рассказы воспитателя, учатся считать, рассказывать, петь, танцевать, слушать музыку.

У детей постепенно формируются элементарные навыки учебной  деятельности: умение слушать и понимать объяснения воспитателя, действовать  согласно его указаниям, доводить работу до конца и т.п. Такие навыки вырабатываются и во время экскурсий в парк, в лес, по улицам города и т.д. На экскурсиях детей приучают наблюдать природу, воспитывают любовь к природе, к  труду людей. Время после занятий  дети проводят на воздухе: играют, бегают, играют в песочнице. В 12 часов –  обед, а затем 1,5 – 2 часа – сон. После  сна дети играют самостоятельно или, по их желанию, воспитатель организует игры, показывает диафильмы, читает книги  и т.д. После полдника или ужина  до ухода домой дети гуляют на воздухе.

По мнению Трубайчук.Л.В., сравнительно недавно первая ступень отечественной образовательной системы изменила свое официальное название, вместо традиционного «дошкольного воспитания» появилось «дошкольное образование».[26].

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными  институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В новом  веке детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны  педагогического коллектива, с другой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и  ближайшими социальными институтами.

Сотрудничество  предполагает общение на равных, где  никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности разных сторон в условиях открытости.

Т.И. Алексанрова выделяет внутренние и внешние взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения. К внутренним она относит сотрудничество воспитанников, родителей и педагогов. К внешним – партнерство с государством, школой, вузами, культурными центрами, медицинскими учреждениями, спортивными организациями и др., обеспечивающее целостное развитие ребенка дошкольного возраста [2].

Таким образом, можно  сделать вывод, что детский сад  играет огромную роль в развитии личности ребенка. Дошкольник, при нормальной работе учреждения ребенок всесторонне  развивается и готов к дальнейшему  этапу развития в своей жизни, готов к обучению в школе.

Сложились различные  точки зрения на определение понятия  «школа» [6]. Школа – это учебно-воспитательное учреждение. Одни теоретики педагогики акцентируют внимание на развитии в  школе личности, а саму школу рассматривают  как «подготовку к взрослой жизни», другие специалисты подчеркивают образовательные  функции школы, ряд педагогов  считает основными в школе  воспитательные аспекты. В реальности школа объединяет в себе множество  функций, включая и те, на которых  сосредоточивают свое внимание приведенные  точки зрения.

Существует также  большое число самых различных  классификаций типов и видов  школ. Школы могут содержаться  на средства государства или частных  лиц и организаций (частные школы, негосударственные образовательные  учреждения). По характеру сообщаемых знаний школы делятся на общеобразовательные и профессиональные (специальные); по уровню даваемого образования – на начальные, неполные средние, средние, высшие; по полу учащихся – на мужские, женские, совместного обучения. По различным принципам организации образования и обучения выделяются: единая школа, трудовая школа (ее подвид – иллюстративная школа). Для детей, не имеющих условий для нормального существования и воспитания, создаются школы-интернаты, для детей, нуждающихся в лечении, - санаторно-лесные школы и др.

На протяжении всей истории человечества одним из основных вопросов педагогики было взаимодействие «школы и жизни». Уже в первобытном  обществе в подготовке к инициации  видны основные черты формальной школы, какой она сохранилась  до настоящего времени: она дополняет  стихийную, естественную, в частности  семейную, социализацию. В повседневной жизни растущему человеку для  приобретения необходимых ему и  сообществу качеств недостаточно только практического показа и подражания. Для достижения этих целей нужно  также сообщение и усвоение концентрированного, специально отобранного знания; нужны  упражнения, чтобы овладеть сложными умениями. Отбор содержания школьного  образования определяется его целями и принципами, т.е. предполагает осмысленный  план или программу образования. Образование осуществляется в школе  как институции, которая обеспечивает контакт, общение сравнительно небольшого числа более совершенных и  опытных людей (учителей, воспитателей) со многими менее совершенными и  опытными (учащимися, воспитуемыми). Содержание образования сообщается и усваивается  благодаря особому взаимодействию учителей и учащихся – преподаванию и обучению. Школьное образование  признается успешным, когда завершается  публичной демонстрацией приобретенных  знаний и умений – экзаменами.

Задачи школы  многообразны и говорит о них  можно долго. Фомина В.П. важнейшей  задачей школы видит в повышении  эффективности работы педагогического  коллектива [27]. Четкость организации  образовательного процесса и охрана труда дают возможность успешно  решать поставленную задачу. Важно  также, чтобы присутствовало нормальное распределение нагрузки умственного  и физического труда, как педагогов, так и учащихся.

Итак, школа и  поныне остается важным институтом социализации ребенка, именно здесь закладывается  тот «фундамент», который будет  необходим, и который ребенок  будет помнить всю жизнь. Недаром  говорят, что школьные годы - самые  яркие годы. На педагогах, в свою очередь, лежит огромная ответственность (не меньше родительской) за будущее  своих воспитанников, они становятся им вторыми родителями и в полной мере отвечают за их безопасность, в  том числе моральную.

Таким образом, из всего  выше перечисленного можно сделать  следующие выводы: детский сад  и школа – неотъемлемые составляющие жизни каждого человека.

Детский сад и  школа – важные институты социализации в жизни ребенка. В этих учреждениях  ребенок проводит большую часть  своей жизни (почти 18 лет), здесь он получает самое большое количество информации, здесь он знакомится с  обществом взрослых, детей, сверстников, с правилами, нормами, санкциями, традициями, обычаями, принятыми в конкретном обществе. Именно в этих учреждениях  ребенок получает огромный социальный опыт. Ребенок учится познавать мир  сначала вместе с взрослым, а затем  самостоятельно. Он ошибается, учится на своих ошибках, а так как  он находится в обществе, учится и на ошибках других, также перенимая  их опыт. Именно в этом и заключается  главная цель этих учреждений –  не дать ребенку потеряться в обществе людей, помочь ему адаптироваться, подтолкнуть  его на самостоятельные пути решения  его проблем, при этом не давать ему  оставаться наедине со своими страхами и неуверенностью в себе. Ребенок  должен знать, что он не один в этом мире, что, если что, рядом есть люди, которые ему помогут. То есть необходимо донести до ребенка то, что «мир не без добрых людей», при этом он должен быть готов к неудачам, ведь не все в жизни складывается так, как мы хотим. Это очень сложная  задача, именно поэтому с детьми работают специалисты в этом деле, именно поэтому для продуктивной деятельности этих учреждений необходима комплексная работа. Ведь когда человек, например, простужается, с ним работает не один врач, а сразу несколько. Так и здесь только совместно  с семьей, обществом в целом, администрацией города, государством и т.д. мы добьемся того успеха, к которому так стремимся. Не нужно все складывать на учителей и воспитателей.

Информация о работе Механизмы социализации детей дошкольного возраста