Механизмы социализации детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации личности ребенка-дошкольника, выявить педагогические условия эффективности социализации личности ребенка в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
На основе анализа основных проблем социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;
разработать систему критериев и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста;
выявить организационные условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения;
разработать рекомендации для создания условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

Файлы: 1 файл

механизмы социализации детей дошкольного возраста.docx

— 86.98 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Рекомендации  по созданию условий полноценной  социализации детей дошкольного  возраста на основе взаимодействия ДОУ  и семьи

По выводам проведенного анкетирования мы составили рекомендации для повышения степени взаимодействия ДОУ и семей воспитанников.

1. Необходимо претворять  в жизнь психологию доверия  в ДОУ.

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к  нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).

Родители должны быть уверены  в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы  заслужить доверие родителей, педагог  может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский).

1-й этап - «Трансляция  родителям положительного образа  ребенка». Педагог никогда не  жалуется на ребенка, даже если  он что-то натворил.

2-й этап - «Трансляция  родителям знаний о ребенке,  которых они не могли получить  в семье». Воспитатель сообщает  об успехах и особенностях  развития ребенка в ДОУ, особенностях  общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При  этом соблюдается принцип «ваш  ребенок лучше всех».

3-й этап - «Ознакомление  воспитателя с проблемами семьи  в воспитании ребенка». На данном  этапе активная роль принадлежит  родителям, воспитатель только  поддерживает диалог, не давая  оценочных суждений.

4-й этап - «Совместное  исследование и формирование  личности ребенка». Только на  этом этапе педагог, завоевавший  доверие родителей при успешном  проведении предыдущих этапов, может  начинать осторожно давать советы  родителям.

Общая продолжительность  этапов занимает около полутора-двух месяцев. (3)

2. Осуществление педагогами  ДОУ работы по вовлечению родителей  в учебно-воспитательный процесс  дошкольного учреждения.

В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающие общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Осуществление контактов  и связей между родителями и педагогами ДОУ:

а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных  встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;

б) предоставление родителям  письменного материала об их детях;

в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;

г) оформление доски объявлений для родителей;

д) организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ.

- Привлечение родителей  для оказания помощи ДОУ:

а) в организации совместных целевых прогулок, досуга;

б) организация видеосъемки  занятий или праздников и т.д.;

г) сбор материала для  детских нужд

- Участие родителей в  ежедневном посещении детьми  ДОУ:

а) приглашение остаться со своим ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми;

б) оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии.

- Вклад родителей в  развитие и обучение своего  ребенка:

а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте  понимания педагогами необходимости  научить родителей взаимодействию с ребенком);

б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут  педагоги.

- Организация общественной  деятельности для родителей:

а) установление социальных контактов на разовой или постоянной основе, например, организация вечернего  кафе;

б) постоянная группа или  клуб общения для родителей;

в) приглашение лекторов по интересующим вопросам.

3) Своевременное проведение  диагностики общих и частных  проблем в воспитании и развитии  ребенка (с учетом стиля и  особенностей семейного воспитания) для оказания помощи родителям.

Оказание помощи родителям  в воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому  к нему отношению для гуманизации детско-родительских отношений.

- Накопление информации  и практических советов.

- Помощь в решении проблем,  в поисках выхода из кризисных  ситуаций;

Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям  или обучение практическим навыкам), проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.

В рамках психологической  поддержки семьи возможна реализация следующих направлений: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция.

На совместных занятиях воспитатель  демонстрирует родителям те приемы и упражнения, проводимые с детьми, которые помогают предупредить нежелательные  проявления в поведении и развитии детей.

Воспитатель избирательно работает с теми детьми и их родителями, у  которых замечены затруднения в  общении, замкнутость, повышенный агрессивный  фон во взаимодействии.

Психологическое просвещение  родителей (развитие психологической  грамотности).

В отдельных случаях предполагается индивидуальная коррекционная работа с детьми.

Таким образом, в ходе занятий  с детьми (при наблюдении) намечается план работы с родителями по профилактике, диагностике психических состояний, поведения, а также психическому развитию детей (Приложен. № 2).

Выполнение данных рекомендаций, по нашему мнению, способен оказать  положительное воздействие на процесс  взаимодействия ДОУ и семьи ребенка  в целях успешной и полноценной  социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). В полной мере будет учитываться индивидуальность ребенка, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в работе, учитывает тип семьи и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Также дает возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В дипломной работе рассматривалась  специфика процесса социализации ребенка-дошкольника. Мы рассмотрели процесс социализации личности ребенка как процесс  его активного включения в  существующую социальную систему через  усвоение знаний о социальной действительности в условиях взаимодействия дошкольного  образовательного учреждения и семьи.

Социализация по сути является отображением процесса становления человека, жизнедеятельность которого, начиная с появления на свет, развертывается как «вхождение» в семью и социум. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Личностное развитие ребенка, освоение им многообразных культурных ценностей осуществляется через включение его в совокупность доступных отношений. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир.

Исходя из признания важности семьи для процесса социализации ребенка, необходимо находить пути вовлечения семьи в образовательный процесс. Это является объективной необходимостью на сегодняшний день, ведь педагогов  и родителей объединяет одна и  та же цель - воспитание развитой личности.

Исследования теоретических  источников позволили выявить основные проблемы социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и  зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить  сущность процесса социализации, выделить стадии освоения социальной действительности. Была отмечена специфика и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника. В работе были разработаны критерии и показатели оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста. Проводилась работа по выявлению организационных условий эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Проведенный теоретический анализ позволил организовать практическую работу (анкетирование) для изучения процесса интеграции семьи и дошкольного учреждения и на основе этой работы разработать рекомендации для создания условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

Анализ теоретических  источников и исследования, проводимые в дипломной работе, позволили  подтвердить гипотезу дипломной  работы и сделать следующие выводы:

1) Процесс социализации  личности ребенка-дошкольника в  дошкольном образовательном учреждении  будет эффективным, если в ДОУ  будут соблюдены условия включения  семьи как микрофактора в воспитательно-образовательный процесс. Если в ДОУ будет признаваться роль семьи в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности. Родители должны быть вовлечены в воспитательно-образовательный процесс для создания единой развивающей среды. Только в случае тесного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей возможно соблюдение условия единства задач и содержания воспитательной работы в ДОУ и семье, возможно соблюдение преемственности в содержании и технологиях педагогического процесса. ДОУ должно нести ответственность за налаживание атмосферы сотрудничества с семьями воспитанников, признавая за семьей приоритет в выборе основной линии развития ребенка.

При тесном сотрудничестве с семьей дошкольное образовательное  учреждение, изучив опыт и стиль  семейного воспитания и взаимоотношения  между членами семьи, будет способно обеспечить в полной мере индивидуальный и дифференцированный подход к процессу социализации личности каждого ребенка. Такие взаимоотношения сотрудничества педагогов ДОУ и родителей  помогут в оказании помощи семье  при возникновении проблем и  вопросов, связанных с воспитанием  и развитием ребенка, помогут  в налаживании гармоничных отношений  родителей с детьми (гуманизация детско-родительских отношений), что способно оказать положительное влияние на процесс социализации личности ребенка.

2)Для того чтобы процесс  социализации детей дошкольного  возраста происходил наиболее  полноценно, необходимо использовать  в ДОУ программу ознакомления  детей с социальной действительностью  в единстве мотивационного, когнитивного  и деятельностно-практического аспекта их жизнедеятельности. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы развивающая среда в дошкольном учреждении способствовала формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней и способствовала включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества.

Основные характеристики личности ребенка связываются развитием  высших психических функций, поэтому  важно, чтобы педагогическое управление развитием ребенка происходило  через создание условий для врастания  компонентов социального опыта  в структуру личности ребенка, что  способствует формированию его собственной  картины мира в единстве сознания, отношения и поведения.

Дошкольное образовательное  учреждение должно реализовывать социально-педагогическую деятельность как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка  в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка-дошкольника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.

3) Разработанные рекомендации  направлены на повышение эффективности  взаимодействия и сотрудничества  ДОУ и семьи, что обеспечивает  полноценность процесса социализации  личности ребенка-дошкольника.

Предложенные рекомендации направлены на создание единой развивающей  среды, способствуют более дифференцированному  и индивидуальному подходу к  воспитательно-образовательному процессу, позволяют учитывать опыт семейного  воспитания для построения взаимодополняющей  тактической линии воспитательного  воздействия. Рекомендации позволяют  педагогам ДОУ оказывать информативную  и обучающую поддержку семьям воспитанников.

В результате проведенного исследования мы выяснили специфику  процесса социализации ребенка-дошкольника  в аспекте взаимодействия дошкольного  образовательного учреждения и семьи. Процесс социализации ребенка-дошкольника - тема достаточно многогранная и обширная и предполагает дальнейшее исследование.


Информация о работе Механизмы социализации детей дошкольного возраста