Механизмы социализации детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации личности ребенка-дошкольника, выявить педагогические условия эффективности социализации личности ребенка в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
На основе анализа основных проблем социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;
разработать систему критериев и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста;
выявить организационные условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения;
разработать рекомендации для создания условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

Файлы: 1 файл

механизмы социализации детей дошкольного возраста.docx

— 86.98 Кб (Скачать)

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного  возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи  на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для  успешной социализации ребёнка, охватывая  развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать  нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Психолого-педагогические исследования (Е.П. Арнаутовой, А.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении создаются необходимые условия для полноценного сотрудничества с семьей.

Актуальность  темы дипломного исследования.

Ценность человека состоит  не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно  работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать  свои возможности и максимально  использовать их в своей жизни  и деятельности. Только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявление тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере (В.Г. Маралов).

В настоящее время, когда  научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный человек с  высоким творческим потенциалом, способный  к быстрому и конструктивному  принятию решений, гармонично взаимодействующий  с окружающим миром.

Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в  детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Устанавливая взаимоотношения  с семьей, дошкольное образовательное  учреждение создает условия для  полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать  непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью  дошкольного учреждения, то ребенок  будет развит социально и как  личность. Этим и определяется актуальность темы дипломной работы.

Степень разработанности  проблемы исследования.

Характерной особенностью исследований проблемы социализации личности является рассмотрение её с позиций различных  наук: философии (Э. Дюркгейм, В.В. Зеньковский, И. Кант, Т. Парсонс и др.), социологии и психологии (И.С. Кон, В.В. Рубцов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), педагогики (С.Т. Шацкий, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) Изучением этой проблемы в разное время занимались В.Р. Беспалова, П.П. Блонский, Е.А. Радина, П.М. Саморукова и др. педагоги.

Элементы социальной и  психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка  были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.

Особый социальный феномен  на исторически разных этапах развития общества раскрывается в теоретико-методологических трудах психологов Е.А. Аркина, Л.Б. Эльконина и др. Влияние социальной среды: семьи, ДОУ и др. на развитие личности ребёнка и раскрытие сущности и структуры явления социализации освещены в трудах В.В. Абраменковой, Н.Ф. Головановой, И.С. Кона, А.В. Мудрика и др.

В содержании трудов зарубежных исследователей по проблеме социализации (Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Т. Тард и др.) представляет интерес анализ воспитания как социального института. Французский социолог Э. Дюркгейм одним из первых обративший пристальное внимание на проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Исключительно важное место  в социальном развитии ребёнка занимает дошкольное образование. “Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно  воспитывать себя, но внимание к  себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому  и психическому здоровью. Осознав  себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более  осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности”. (С.А. Козлова)

На первый план выдвигается  задача приобщения детей дошкольного  возраста к социальному миру, что  означает для него “открытие путей  для оптимального освоения норм общества, а главное расширение его способностей саморазвития. (Д.И. Фельдштейн)

Следует отметить положения  концепции В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Усовой, которые отмечают, что ребёнок дошкольного возраста способен усваивать и понимать систему информации о социальном мире.

В исследованиях С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.Н. Радиной освещены вопросы формирования определённых знаний о социальной действительности.

Анализ отечественной  психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить и  различные подходы к проблеме приобщения ребёнка к социальному  миру. Так, предметами изучения становятся вопросы “социальной компетентности” ребёнка (Е.П. Арнаутова, Н.А. Разганова и др.), осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С.А. Козлова, О.А. Князева, С.Е. Шукшина и др.), восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова), о роли игры в процессе формирования детской среды (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.), о формировании коммуникативной функции (Л.К. Шипицына и др.).

Таким образом философия, социология, педагогика и психология понимают под социализацией совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид воспроизводит определённую систему знаний, норм, ценностей и функционирует как полноценный член общества..

Благодаря усилиям отечественных  учёных (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в детском саду строится на научной основе и обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач в процессе социализации личности ребёнка.

В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в  науке сложились предпосылки  для решения проблемы обеспечения  социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и  институтов социализации, но не все  используемые на практике образовательные  программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. В связи с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности ребенка-дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Данное противоречие обуславливает  актуальность проблемы обеспечения полноценной социализации личности ребенка-дошкольника в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Цель исследования - на основе современной теории и методологии изучения проблем и особенностей процесса социализации личности ребенка-дошкольника, выявить педагогические условия эффективности социализации личности ребенка в процессе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования - процесс социализации личности дошкольника

Предмет исследования - условия полноценной социализации личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

На основе анализа основных проблем социализации личности ребенка-дошкольника, раскрываемые в отечественной и  зарубежной литературе и существующие в современной практике, выявить  сущность и содержание процесса социализации ребенка-дошкольника;

разработать систему критериев  и показателей оценки эффективности процесса социализации детей дошкольного возраста;

выявить организационные  условия эффективного функционирования процесса социализации личности ребенка в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения;

разработать рекомендации для  создания условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс социализации личности дошкольника в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если

в дошкольном учреждении будут  реализованы условия включения  семьи как микрофактора в процессе социализации личности ребенка-дошкольника;

будет создана и реализована  модель, обеспечивающая активное усвоение детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности;

будут разработаны рекомендации по учету условий, обеспечивающих полноценную  социализацию личности ребенка-дошкольника  в процессе взаимодействия ДОУ и  семьи.

Теоретическую основу исследования составили психологическая теория личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн и др.), философские, педагогические и социальные концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (Э. Дюркгейм, И.С. Кон, С.А. Беличева, Н.И. Шевандрин, Б.Д. Парыгина и др.)

Труды исследователей С.А. Козловой, Т.Д. Пашкевич и др. раскрывают психолого-педагогические особенности ознакомления детей  с социальной действительностью, учитывая возможности и особенности детей  дошкольного возраста в образовательном  процессе в ДОУ, в том числе  в процессе познавательного и  социального развития.

Исследования Т.А. Куликовой, О.И. Давыдовой, Л.Г. Богославец, А.А. Майера позволили рассмотреть проблему взаимодействия ДОУ с семьей ребенка в свете «новой философии» работы с семьей, в ракурсе открытости ДОУ в процессе социализации ребенка-дошкольника.

Значительное влияние  на исследование оказали труды ученых, в которых рассмотрены ведущие  идеи личностно-ориентированного подхода (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.В. Петровский и др.), а также работы, в которых рассматривались пути и средства развития личности в различных видах деятельности (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.К. Шипицына и др). Факторы социализации, определенные А.В. Мудриком, Г.М. Андреевой и рядом других исследователей, позволяют расставить основные акценты в образовательной работе и социальном воспитании, организуемых в ДОУ.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, диагностика методом анкетирования, опрос, методы статистической обработки и анализа результатов, изучение документов.

Глава I. Теоретические основы исследования процесса социализации детей дошкольного возраста

1.1 Сущность процесса  социализации

В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом  которого является включение социального  в структуру личности.

Понятие «социальное» имеет  в истории психологии как минимум  три трактовки: социальное как общечеловеческое, социальное как общественное, социальное как коллективное.

Понимание социального как  общечеловеческого предполагает наличие  некой общей сущности, которая  объединяет людей. Остается, правда, нерешенным вопрос: социальное как всеобщее дано человеку изначально или оно приобретается  в процессе взаимодействия с обществом. Иными словами, новорожденный ребенок  обладает уже данной всеобщей характеристикой  или он должен ее приобрести. В истории  психологии известны разные точки зрения на этот вопрос. Л.С. Выготский утверждал, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. По его мнению, «… очень наивно понимать социальное только как коллективное, как наличие множества людей. Социальное и там, где есть только один человек и его личные переживания». (17)

В настоящее время этой же точки зрения придерживается А.В. Брушлицкий, утверждающий, что «… любой человеческий индивид и его психика изначально и всегда социальны…социальное - это всеобщая, исходная и наиболее абстрактная характеристика субъекта и его психики в их общечеловеческих качествах».(12,с.15) В противовес данной трактовке служит утверждение о необходимости присвоения социального, обретения личностью своей сущности в процессе взаимодействия с обществом. Это утверждение более распространено как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

Информация о работе Механизмы социализации детей дошкольного возраста