Конфликты в работе преподавателя, воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Педагогическое общение, конфликты в педагогическом общении 5
1.1 Понятие педагогического общения и его виды 5
1.2 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания. 8
1.3 Объективное содержание конфликтной ситуации. 19
Глава 2. Конфликты в педагогическом общении 22
2.1 Причина конфликта и особенности педагогического конфликта 22
2.2 Конфликт как столкновение субъектов 27
2.3 Профилактика и способы решения конфликта 30
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

курсач царапкина.docx

— 82.37 Кб (Скачать)

Приведем ряд ситуаций и поведение социального педагога при их возникновении:

  • невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня “трудности” материала и др.);
  • неправильное выполнение учебных поручений (скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);
  • эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);
  • эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).

В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу  для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя  границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к  себе.

Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

  • воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
  • не делать поспешных выводов;
  • при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
  • научиться ставить себя на место другой стороны;
  • не давать конфликту разрастись;
  • проблемы должны решаться теми, кто их создал;
  • уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
  • всегда искать компромисс;
  • преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в  другой конфликт.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование  конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

• истощения ресурсов обеих  сторон, необходимых для борьбы;

• потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

• переориентации мотивации  оппонентов (возникновение новых  проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Устранение конфликта  возможно с помощью следующих  способов:

• изъятие из конфликта  одного из участников;

• исключение взаимодействия участников на длительное время;

• устранение объекта конфликта.

Перерастание  в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

 Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

• устранение одной или  обеих сторон;

• приостановка конфликта  с возможностью его возобновления;

• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

• деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

• согласие о правилах совместного  использования объекта;

• равнозначная компенсация  одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

• отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.

Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или  близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше  решать сообща, объединив усилия. Этому  способствует, во-первых, критический  анализ собственной позиции и  действий. Выявление и признание  собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или  оправдать. Однако это расширит представление  об оппоненте, сделает его более  объективным. В-третьих, целесообразно  выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

Таким образом, мы рассмотрели  различные методы и способы преодоления  конфликтов. В результате анализа можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев конфликты можно избежать. Необходимо только правильно научиться анализировать конфликтные ситуации и препятствовать их дальнейшему перерастанию в конфликты.

 

Заключение

 

Подводя итог всей проделанной  работы, можно сказать, что цель, поставленная в начале работы, была достигнута, т.е. были выявлены конфликты в педагогическом общении, а также были определены пути их разрешения.

В результате изучения литературы, соответствующей выбранной теме, было проанализировано педагогическое общение между учителем и учеником, были выявлены причины возникновения  конфликтов в педагогическом общении  и их специфика, а также способы  разрешения конфликтов. Таким образом, были разрешены все поставленные задачи.

Было выяснено, что педагогическое общение – это такое общение  учителя с учеником в процессе обучения, при котором учитель  создает благоприятные условия  для обучения учеников, для развития их мотивации к учебе с целью  правильного формирования личности школьника. При этом то, каким будет  это общение, в первую очередь  зависит от самого учителя, поскольку  все его действия должны прежде всего соответствовать интересам ученика. Все действия учителя должны быть направлены на то, чтобы в итоге все ученики действительно стали настоящими личностями.

В силу того, что в педагогическом общении происходит столкновение интересов учителя (интерес развития) и пока еще сиюминутных, временных интересов ученика, нередки случаи возникновения конфликтов. Конфликт – это момент в межличностных отношениях двух или более субъектов, обладающих индивидуальным внутренним миром, когда между этими личностными структурами возникает противоречие, происходит столкновение личностных смыслов.

Педагогический конфликт занимает особое место среди конфликтов. Субъекты конфликта в педагогическом общении имеют один общий интерес. В этом случае конфликт происходит не между субъектами, а между двумя интересами различного характера. И очень важно в данном случае, чтобы разрешение конфликта происходило на профессиональном уровне.

Разрешить конфликты, как  было выяснено в ходе работы, можно  различными способами: провести психологический  анализ сложившейся ситуации; пытаться не только слушать, но и слышать ученика; попытаться не упрекать его, а поговорить с ним по поводу имеющегося конфликта;

Какими бы различными не были методы и способы преодоления  конфликтов в педагогическом общении, важно помнить, что в большинстве  случаев их возникновения можно  избежать. Для этого необходимо научиться грамотно оценивать и анализировать конфликтные ситуации и препятствовать их дальнейшему перерастанию в конфликты.

 

 

Список литературы

 

  1. Блонский П.П. Курс педагогики, изд. 2, испр., М., 1918.
  2. Брофи Дж., Гуд Т Отношения учителя и ученика, 1974.
  3. Громова О.И. Конфликтология, курс лекций. – М.: ЭКСМО, 2000.
  4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: «Знание», 1979. – с. 48, ил.; 20 см. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №1).
  5. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Леонтьев, – 3-е изд. – М.: «Смысл», «Академия», 2005, – 365, /1/с.
  6. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя, М.: Изд-во Рос. пед. агентство, 1998, – 79./1/с.
  7. Макаренко А.С. Соч., т. 4., М., 1957.
  8. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. – М., 1994, – 272 с.
  9. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя, М.: «Просвещение», 1991. – 227, /1/с. – /психолог. наука – школе.
  10. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека, Киев, 1975
  11. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Изд. 2-е. М., 1971.
  12. Темина С.Ю. Конфликт школы или «школа конфликта»? (Введение в конфликтологию образования). – М., 2002
  13. Щуркова Н.Е., ред. Культура современного урока. – М.: Пед. Общество России, 2000.
  14. Щуркова, Н.Е. Школа и семья: пед. альянс / Н.Е. Щуркова, М.: Пед. Общество России, 2004. – 110.
  15. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. – М.: Пед. Общество России, 2000. – 182., /10/с.: ил. /Профессиональная культура педагога.
  16. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1986.
  17. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – 720 с.
  18. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: «Большая Рос. энциклопедия», 2021. – 527
  19. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. – 544 с.

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Конфликты в работе преподавателя, воспитателя