Конфликты в работе преподавателя, воспитателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Человек – существо социальное и общение является неотъемлемой частью его существования. В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Педагогическое общение, конфликты в педагогическом общении 5
1.1 Понятие педагогического общения и его виды 5
1.2 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания. 8
1.3 Объективное содержание конфликтной ситуации. 19
Глава 2. Конфликты в педагогическом общении 22
2.1 Причина конфликта и особенности педагогического конфликта 22
2.2 Конфликт как столкновение субъектов 27
2.3 Профилактика и способы решения конфликта 30
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

курсач царапкина.docx

— 82.37 Кб (Скачать)

Тогда конфликт выглядит довольно странно: он есть, и одновременно с  этим, его нет, потому что нет столкновения противоречащих интересов двух субъектов. Есть только противоречия интересов  одного и того же субъекта – ребенка. Поэтому очень важно, чтобы разрешение конфликта происходило на профессиональном уровне.

Тяжело переживается учителями  конфликт отношений, когда он происходит не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если учитель навязывает ребятам свой характер взаимоотношений, ожидая от них  ответной любви и уважения.

Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, выходят за рамки  ролевых – учитель-ученик -, если учитель на самом деле интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями  вне школы, а не делает вид, что  интересуется. Это дает возможность  реализовать воспитательную ценность ситуация или конфликта. В противном случае возможен полный разрыв отношений.

Подводя итог, можно сказать, что педагог, в силу более высокого уровня развития личности, создает  для ребенка школу конфликта  и проводит его через нее. Ребенок же, следуя за педагогом, учится видеть конфликт и находить выход из проблемной ситуации. Преодоление конфликта в педагогическом общении приобретает особую сложность, так как само воспитание уже содержит в себе противоречие. Значит, педагогический конфликт развивается на фоне уже имеющихся противоречий, поскольку конфликтность в данном случае удвоенная, а, может быть, и возведенная в несколько степеней. В связи с этим, особое внимание стоит уделить преодолению конфликтов в педагогическом общении.

2.3 Профилактика  и способы решения конфликта

 

Как уже говорилось, педагогическое общение может приводить к  возникновению конфликтов.

Исходя из того, что педагог, в силу своего профессионализма и  опыта способен видеть два интереса: ситуативный интерес и интерес  развития ученика, как нами упоминалось  ранее, то задача педагога в таком  случае состоит в том, чтобы показать ребенку эти два плана его  интересов.

В педагогическом конфликте  педагог как бы перекладывает  ответственность за разрешение конфликта  на плечи своего ученика. В таком  случае конфликт приобретает внутриличностный характер, где противостоящими сторонами  являются «я» ребенка и его  другое «я». Необходимо понимать, что  в данной ситуации педагог полностью  несет ответственность за столкновение двух «я» ребенка, за его разрешение.

Профессиональная хитрость состоит в том, чтобы сначала  поднять ученика до уровня «равного», потом скрытым образом указать  ему возможный путь выхода из столкновения, далее инициировать его активность и признать его достойный выход из противоречия, а самому остаться незамеченным [6, c. 63].

Предупредить конфликт, разрешить  его на уровне педагогической ситуации – это наиболее оптимальный для обеих сторон вариант выхода из ситуации. Учитель при этом определяет момент возможного перехода ситуации в конфликт, снижает косвенными приемами напряженность и берет ситуацию под контроль.

Успешное разрешение конфликтов обычно включают цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.

Прежде всего, надо выяснить, что произошло. В чем проблема? На этом этапе важно изложить факты, чтобы все согласились с определением проблемы. Чувства и ценностные оценки должны четко отделяться от фактов. И руководитель должен представить  идеальное решение со своей стороны. фактов.

Затем спросим у всех заинтересованных лиц: какие чувства они испытывают и что бы хотели увидеть в качестве идеального решения? Возможно несколько вариантов.

Когда конфликт проанализирован, можно переходить к совместному  в духе сотрудничества поиску шагов, чтобы привести всех к примирению.

Конфликты есть деструктивные  и конструктивные. Деструктивный  – когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.

Конструктивный конфликт – когда открывается острая проблема,  приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. (Можно сравнить: в споре рождается истина.) 

При разрешении конфликтов между учителем и учащимся необходимо помимо анализа причин конфликта, учитывать  возрастной фактор  

Наряду с деловыми конфликтными ситуациями “учитель-ученик” нередки  противоречия и личностного характера.

Как правило, они возникают  из-за  возникшего у подростка  чувства взрослости и стремления признать себя таковым, а с другой стороны, отсутствием у педагога    оснований         для  признания его равным себе. И в  случае неверной тактики педагога способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде.

Попадая в конфликтную  ситуацию учитель может направлять свою активность либо на то, чтобы лучше  понять своего собеседника, либо на регуляцию  собственного психологического состояния  с целью погашения конфликта  или его профилактики. В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания  взаимопонимания между людьми, устранения недомолвок, несогласованности. Впрочем  проблема понимания другого человека довольно сложная.

Опытные педагоги знают, что  следует сказать (отбор содержания в диалоге), как сказать (эмоциональное  сопровождение разговора), когда  сказать, чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи (время и место), при ком сказать и зачем  сказать (уверенность в результате).

В общении педагога с учениками  большое значение имеют не только содержание речи, но и ее тон, интонация, мимика. Если при общении взрослых интонация может нести до 40% информации, то в процессе общения с ребенком воздействие интонации существенно  увеличивается. Принципиально важно  уметь слушать и слышать ученика. Это не так легко сделать по ряду причин: во-первых, трудно ждать  от ученика плавной и связной  речи, в силу чего взрослые часто  прерывают его, чем еще больше затрудняют высказывание (“Ладно, все  понятно, иди!”). Во-вторых, учителям часто некогда выслушать ученика, хотя у того есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору.

Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно  проанализировать на трех уровнях:

  • с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении;
  • с точки зрения социально-психологических особенностей группы, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика;
  • с точки зрения возрастных, половых, ндивидуально-психологических особенностей его участников.

Конфликт может считаться  продуктивно разрешенным, если налицо реальные объективные и субъективные изменения в условиях и организации  всего образовательного процесса, в  системе коллективных норм и правил, в позитивных установках субъектов  этого процесса по отношению к  друг другу, в готовности к конструктивному  поведению в будущих конфликтах.

Реальный механизм установления нормальных отношений видится в  снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию, когда не нарушается взаимодействие в педагогическом процессе, хотя такая  работа связана с определенными  трудностями для учителя.

 

В социальной психологии и  педагогике выделено пять типов отношений:

  • отношения диктата – строгая дисциплина, четкие требования к порядку, к знаниям при официально-деловом общении;
  • отношения нейтралитета – свободное общение с учениками на интеллектуально – познавательном уровне, увлеченность учителя своим предметом, эрудированность;
  • отношения опеки – забота до навязчивости, боязнь всякой самостоятельности, постоянный контакт с родителями;
  • отношения конфронтации – скрытая неприязнь к ученикам, постоянное недовольство работой по предмету; пренебрежительно деловой тон в общении;
  • отношения сотрудничества – соучастие во всех делах, интерес друг к другу, оптимизм и взаимное доверие в общении.

 

Говорить с ребенком намного  труднее, чем со взрослым; для этого  надо уметь адекватно оценивать  по внешним проявлениям его противоречивый внутренний мир, предвидеть его возможную  ответную эмоциональную реакцию  на обращенное к нему слово, его чувствительность к фальши в общении со взрослыми. Слово педагога обретает убедительную силу воздействия лишь в том случае, если он хорошо знает ученика, проявил  к нему внимание, в чем-то помог  ему, т.е. установил с ним соответствующие  отношения через совместную деятельность. Между тем начинающие учителя  склонны считать, что их слово  само по себе должно привести ребенка  к послушанию и принятию их требований и установок.

Для принятия правильного  решения педагогу часто недостает  времени и информации, он видит  факт нарушения хода занятия, но ему  трудно понять, чем это вызвано, что  этому предшествовало, что приводит к неправильному толкованию поступков. Подростки, как правило, более информированы  о причинах происходящего и обычно об этом молчат, а при попытке  объяснить учителю, внести ясность, тот нередко останавливает их (“Сам разберусь”). Учителю трудно принять новую информацию, противоречащую сложившимся у него стереотипам, изменить отношение к случившемуся и свою позицию.

Конфликтные ситуации на уроках в подростковом возрасте, большинством признаются типичными, закономерными. Для их разрешения учителю надо уметь  организовать коллективную учебную  деятельность учащихся, усиливая деловую  взаимосвязь между ними; дело доходит  до конфликта, как правило, с учеником, плохо успевающим, “трудным” по поведению. Нельзя наказывать за поведение  плохими отметками по предмету –  это ведет к затяжному личностному  конфликту с учителем. Для того, чтобы конфликтная ситуация была успешно преодолена, она должна быть подвергнута психологическому анализу. Его основной целью является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного  решения в условиях возникшей  ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену “словесными ударами”, и ситуация становится конфликтной.

Психологический анализ также  используется для переключения внимания с возмущения поступком ученика  на его личность и ее проявление в деятельности, поступках, отношениях.

Существенную помощь социальному  педагогу может оказать прогнозирование  ответных реакций и действий учеников в конфликтных ситуациях. На это  указывали многие педагоги-исследователи (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский, Н.Н.Лобанова, М.И.Поташник, М.М.Рыбакова, Л.Ф.Спирин и  др.). Так, М.М.Поташник рекомендует либо вынужденно примеряться, приспосабливаться  к ситуации, либо сознательно и  целенаправленно влиять на нее, т.е. творить новое.

М.М.Рыбакова предлагает учитывать  ответные реакции учащихся в конфликтных  ситуаций следующим образом:

  • описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, причина и место возникновения, деятельность участников и т.д.);
  • возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации;
  • ситуация глазами ученика и учителя;
  • личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;
  • новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;
  • варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;
  • выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

  • анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;
  • определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;
  • планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;
  • анализ результатов;

-    корректировка  результатов педагогического воздействия;

-    самооценка классного  руководителя, мобилизация им своих  духовных и умственных сил.

Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи  считают открытое и эффективное  общение конфликтующих сторон, которое  может принимать различные формы:

  • высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;
  • открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;

информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и  толкует его поведение;

  • демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.

Действия педагога по изменению  хода конфликта можно отнести  к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.

Информация о работе Конфликты в работе преподавателя, воспитателя