Концепция деятельности классного руководителя в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Файлы: 1 файл

Концепция деятельности классного руководителя в школе Яр. области.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

7. Взаимодействие классного  руководителя и семьи

7.1. Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат  решения которых существенным образом  зависит от характера их взаимодействия.

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая прежде всего предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано как в школе, так и в каждом первичном объединении /классе, клубе, кружке/.

Для формирования сотруднических отношений  важно представлять классный коллектив  как единое целое, как большую  семью, которая сплачивается и интересно  живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

7.2. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.

Формирование сотруднических отношений  между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Взаимодействие педагогов с  родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение  воспитательных задач и организацию  совместной деятельности педагогов  и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка  в семье и школе с помощью  специальных методик и составление  программы его развития.

7.3. Характер взаимодействия  педагогов с семьей зависит  от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень. Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка.

Основу составляют групповые и  индивидуальные формы работы с семьей и родителями. В то же время есть проблемы, которые волнуют всех родителей  или имеют отношение к воспитательной деятельности детей в данном классе. Такие вопросы обсуждаются на общих собраниях.

7.4. Родительское собрание - это основная форма работы родителей, где решаются проблемы жизни класса и родителей. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собраниях должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Педагогам следует исходить из того, что родители собираются для обсуждения вопросов, которые затрагивают их интересы и интересы детей.

7.5. Классный руководитель  предусматривает различные формы психолого-педагогического просвещения родителей, которые предполагают активное, творческое участие родителей в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. В определении тематики лектория участвуют сами родители.

Активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут  быть конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, администрацией, специалистами /медиками, психологами, юристами и др./

Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой  школы и к организации деятельности классов, что предполагает:

а) обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни  школы;

б) участие родителей в организации  воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации  экскурсий, выходов в театры, музеи; помощь в оформлении, ремонте кабинета, в профориентации; в ведении кружков;

в) создание органов самоуправления, организация их деятельности в школе  и классах (родительские собрания, конференции, родительский комитет, советы дел, проблемные группы).

7.6. Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года).

Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и  детей, созданию комфортных условий  для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно  проводить в школе “Праздник семьи”, конкурс “Семья года”, соревнования с участием мам и дочерей, отцов и сыновей, организовывать выставки семейных творческих работ. В классах могут проводиться совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, расскажут о родословной семьи, своих семейных традициях.

Классный руководитель предусматривает  и стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации  кружков и других объединений  по интересам, приобщает их к совместной деятельности с детьми в коллективах  клубного типа.

Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между  детьми и их родителями, создает  ситуации для воспитания уважительного  отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:

а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);

б) сочинения, тематика которых связана  с рассказом о своих близких;

в) рассказы о профессиях своих  родителей;

г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;

д) организация выставок результатов труда родителей.

* * *

Предлагаемая концепция деятельности классного руководителя отражает общий  взгляд на проблему института классного  руководства. Она адресована как  классным руководителям всех типов, так и руководителям школ и  органов образования. Основные идеи прилагаемой концепции могут  быть использованы при планировании работы учебного заведения и работы классного руководителя, разработки дневника его работы.

Концепция предполагает разработку модели деятельности классного руководителя, учитывающей возрастные особенности  учащихся, специфику их различных  групп.

Авторы данной концепции считают, что она может помочь классному  руководителю определить методологические позиции в своей работе, понять современные требования к педагогической деятельности в условиях гуманизации образования в нашей стране. 

 


Информация о работе Концепция деятельности классного руководителя в школе