Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:24, контрольная работа
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.
4.8. Третья группа функций
К функциям этой группы относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.
Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ, на поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Реализуя диагностическую
Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля участия клас-сного руководителя (классного воспитателя) в этом процессе будет изменяться.
Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие цели можно конкретизировать в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок. Сформированность готовности к адекватному включению в социальные отношения и должна отражаться в общих целях воспитательного процесса.
Практические цели трансформируются в цели организации деятельности учащихся, т.е. в частные цели.
В работе классного руководителя можно выделить стратегические и тактические цели. Первые намечаются на определенный период. Они формулируются в виде прогнозируемого результата воспитательного процесса. Тактические цели предполагают обозначение ближней перспективы и прогнозируют результат конкретного воспитательного мероприятия, воздействия и т.д.
4.9. Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности клас-сного руководителя. Планирование воспитательной работы - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя (классного воспитателя) с коллективом класса. Степень детского участия в процессе планирования зависит от возраста учащихся.
Планировать следует то, что ведет к цели. Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, и тактическими, или рабочими.
Форма планирования может быть любой. Каждый классный руководитель выберет ту, которая наиболее удобна для него и удовлетворяет учащихся.
Важными в процессе планирования являются не столько сами планы, сколько процесс их создания, проявляемое при этом творчество детей, их активность и самостоятельность.
4.10. Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.
Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой - результатов негативных и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя с классом как в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля следует рассматривать не только со стороны администрации, других членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
Систематически и грамотно реализуемая функция контроля и коррекции в деятельности классного руководителя (классного воспитателя) имеет большое воспитывающее, развивающее и организующее значение, повышает эффективность воспитательного процесса.
Вышеперечисленные три группы функций определяют содержание деятельности классного руководителя.
5. Классный руководитель в структуре управления школой
5.1. Администрация в лице
Нечетко очерченный круг функциональных обязанностей педагогов снижает продуктивность, активность, ответственность их деятельности. Ошибки в разграничении полномочий приводят к регламентации деятельности, что значительно препятствует включению педагогов и учащихся в решение управленческих задач, способствует их отчуждению от результатов работы коллектива. Только при условии, что все члены коллектива хорошо знают свои права и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий.
5.2. Классные руководители как
организаторы реализуют професс
Вторая группа полномочий связана
с процессом регулирования
Будучи ориентированным на самостоятельную деятельность, наделенным соответствующими правами и ответственностью, каждый классный руководитель получает возможность реализовать себя в конкретной деятельности, что способствует его творческому и профессиональному росту. Оказанное доверие создает такую систему мотиваций, при которой в процессе реализации управленческих функций как субъект, так и объект управления получают растущее удовлетворение.
5.3. Взаимное делегирование полномочий осуществляется на разных уровнях: администрация - классный руководитель, классный руководитель - коллектив класса, администрация - коллегиальные органы-педагоги.
Это важное и ответственное управленческое решение, принимаемое по взаимному согласию руководителя и подчиненных, характеризуется следующими особенностями:
Решение о делегировании принимается
путем коллективного
Сегодня необходимо освободить классного руководителя от мелочной опеки со стороны администрации школы и ориентироваться в оценке его деятельности не на количество проведенных мероприятий в классе, а на реальный результат, отраженный в изменениях, происходящих в каждом учащемся и в коллективе класса в целом.
5.4.Оптимизация управления классом возможна только при условии коренной реконструкции как всех координационных (горизонтальных), так и субординационных (вертикальных) связей, изменения стиля взаимоотношений учащихся - педагогов, задач, способов, приемов, средств их реализации и обеспечения твердых гарантий их соблюдения на нормативном, методическом, организационно-педагогическом уровнях.
В качестве главной идеи нового подхода к управлению группой в школе является положение о взаимном делегировании полномочий как “снизу вверх”, так и “сверху вниз”.
При традиционном подходе суть делегирования полномочий состояла в том, что руководитель единоличным решением наделял подчиненных относительной свободой в решении определенных вопросов, строго очерчивая рамки дозволенного.
Новый подход рассматривает делегирование как процесс функционирования встречных информационных потоков, как установление обратной связи: учащийся-педагог, педагог-администрация.
Особенность педагогического управления состоит в том, что оно не может быть основано на окрике, а предполагает свободное волеизъявление каждого; ведь объект управления - это одновременно и субъект самоуправления, наделенный волей, определенными знаниями, желаниями.
6. Классный руководитель и учителя-предметники
1.Взаимодействуя с учителями-
Он знакомит учителей с результатами
изучения детей и классного коллектива,
привлекая и классный коллектив,
и учителей, работающих в классе,
к обсуждению программы педагогической
помощи ребенку и его семье. Он
организует совместно с учителями-
2. Классный руководитель
3. Классный руководитель
4. Классный руководитель
5. Одной из форм взаимодействия
классного руководителя и
Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов.
Полезно организовать посещение учебных
занятий с последующим
Основной формой работы с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости. Эти беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа в организации работы учителя с ребенком и предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения той или иной проблемы.
В ряде случаев необходимо организовывать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возникают проблемы с ребенком.
6. Классный руководитель изучает
стиль, основные методы и
Информация о работе Концепция деятельности классного руководителя в школе