Концепция деятельности классного руководителя в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Файлы: 1 файл

Концепция деятельности классного руководителя в школе Яр. области.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

4.8. Третья группа функций классного  руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности  самого субъекта управления и организации деятельности учащихся вообще.

К функциям этой группы относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ, на поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослеживать результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента  исследования и изучения ребенка  в руках классного руководителя (классного воспитателя) может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля участия клас-сного руководителя (классного воспитателя) в этом процессе будет изменяться.

Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом  развития личности ребенка. Их можно  подразделить на общие и частные. Общие цели можно конкретизировать в соответствии с основными сферами  социальных отношений, в которые  включается ребенок. Сформированность готовности к адекватному включению в социальные отношения и должна отражаться в общих целях воспитательного процесса.

Практические цели трансформируются в цели организации деятельности учащихся, т.е. в частные цели.

В работе классного руководителя можно  выделить стратегические и тактические  цели. Первые намечаются на определенный период. Они формулируются в виде прогнозируемого результата воспитательного  процесса. Тактические цели предполагают обозначение ближней перспективы и прогнозируют результат конкретного воспитательного мероприятия, воздействия и т.д.

4.9. Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности клас-сного руководителя. Планирование воспитательной работы - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя (классного  воспитателя) с коллективом класса. Степень детского участия в процессе планирования зависит от возраста учащихся.

Планировать следует то, что ведет  к цели. Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, и тактическими, или рабочими.

Форма планирования может быть любой. Каждый классный руководитель выберет  ту, которая наиболее удобна для  него и удовлетворяет учащихся.

Важными в процессе планирования являются не столько сами планы, сколько процесс  их создания, проявляемое при этом творчество детей, их активность и самостоятельность.

4.10. Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.

Реализация функции контроля предполагает, с одной стороны, выявление положительных  результатов, а с другой - результатов  негативных и причин имеющихся недостатков, а также возникающих проблем  в процессе воспитания. На основе анализа  результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителя с классом  как в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля следует рассматривать  не только со стороны администрации, других членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции  самоконтроля классным руководителем. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных  учеников.

Систематически и грамотно реализуемая  функция контроля и коррекции  в деятельности классного руководителя (классного воспитателя) имеет большое  воспитывающее, развивающее и организующее значение, повышает эффективность воспитательного  процесса.

Вышеперечисленные три группы функций определяют содержание деятельности классного руководителя.

5. Классный руководитель  в структуре управления школой

5.1. Администрация в лице директора  и его заместителей руководит  классом в основном опосредованно,  т.е. через членов педагогического  коллектива, опираясь, в первую очередь,  на институт классных руководителей.  При этом главная роль администрации  - координация. Именно администрация  обеспечивает оптимальность учебного  процесса, организует контроль за деятельностью педагогов.

Нечетко очерченный круг функциональных обязанностей педагогов снижает  продуктивность, активность, ответственность  их деятельности. Ошибки в разграничении  полномочий приводят к регламентации  деятельности, что значительно препятствует включению педагогов и учащихся в решение управленческих задач, способствует их отчуждению от результатов  работы коллектива. Только при условии, что все члены коллектива хорошо знают свои права и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий.

5.2. Классные руководители как  организаторы реализуют профессиональные полномочия, к которым можно отнести: право принятия решений о формах взаимодействия педагогов, работающих в классе, в установлении режима работы, право определения стратегии и тактики в организации воспитательной работы, выбора индивидуальных форм и методов работы с учащимися и др.

Вторая группа полномочий связана  с процессом регулирования школьной жизни и предполагает определение  наиболее приемлемой системы методической работы, оценки деятельности всего  коллектива, права на участие в  выборах руководителей, на утверждение  правил внутреннего распорядка и  т.д.

Будучи ориентированным на самостоятельную  деятельность, наделенным соответствующими правами и ответственностью, каждый классный руководитель получает возможность  реализовать себя в конкретной деятельности, что способствует его творческому  и профессиональному росту. Оказанное  доверие создает такую систему  мотиваций, при которой в процессе реализации управленческих функций как субъект, так и объект управления получают растущее удовлетворение.

5.3. Взаимное делегирование полномочий осуществляется на разных уровнях: администрация - классный руководитель, классный руководитель - коллектив класса, администрация - коллегиальные органы-педагоги.

Это важное и ответственное управленческое решение, принимаемое по взаимному  согласию руководителя и подчиненных, характеризуется следующими особенностями:

  • согласует цели, на которые направлено решение, с главной целью управления: гармонизацией личных и общественных интересов и задачами управления группой;
  • вырабатывается на основе анализа деятельности коллективов учащихся и педагогов, степени готовности к управленческой и самоуправленческой деятельности, желаний, межличностных отношений, на основе социально-психологических, деловых, профессиональных характеристик каждого участника управленческого процесса;
  • подготавливается с учетом закономерностей, принципов, требований, предъявляемых к управлению классом, основные из которых - демократизация отношений, единство педагогического управления и самоуправления, приоритет интересов личности;
  • имеет специфическую технологию и организацию подготовки и принятия.

Решение о делегировании принимается  путем коллективного обсуждения. Будучи ориентированным на самостоятельную  деятельность, наделенным соответствующими правами и гарантиями, каждый педагог  или учащийся получает возможность  реализовать себя в конкретной деятельности, что способствует творческому и  профессиональному росту. Оказанное  доверие создает такую систему  мотиваций, при которой в процессе реализации управленческих функций как субъект, так и объект управления получают растущее удовлетворение.

Сегодня необходимо освободить классного  руководителя от мелочной опеки со стороны администрации школы  и ориентироваться в оценке его  деятельности не на количество проведенных  мероприятий в классе, а на реальный результат, отраженный в изменениях, происходящих в каждом учащемся и  в коллективе класса в целом.

5.4.Оптимизация  управления классом возможна только при условии коренной реконструкции как всех координационных (горизонтальных), так и субординационных (вертикальных) связей, изменения стиля взаимоотношений учащихся - педагогов, задач, способов, приемов, средств их реализации и обеспечения твердых гарантий их соблюдения на нормативном, методическом, организационно-педагогическом уровнях.

В качестве главной идеи нового подхода  к управлению группой в школе  является положение о взаимном делегировании  полномочий как “снизу вверх”, так  и “сверху вниз”.

При традиционном подходе суть делегирования  полномочий состояла в том, что руководитель единоличным решением наделял подчиненных  относительной свободой в решении  определенных вопросов, строго очерчивая  рамки дозволенного.

Новый подход рассматривает делегирование  как процесс функционирования встречных  информационных потоков, как установление обратной связи: учащийся-педагог, педагог-администрация.

Особенность педагогического управления состоит в том, что оно не может  быть основано на окрике, а предполагает свободное волеизъявление каждого; ведь объект управления - это одновременно и субъект самоуправления, наделенный волей, определенными знаниями, желаниями.

6. Классный руководитель  и учителя-предметники

1.Взаимодействуя с учителями-предметниками,  классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Он знакомит учителей с результатами изучения детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками  поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной  деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

2. Классный руководитель систематически  информирует учителей о динамике  развития ребенка, его трудностях  и достижениях, об изменении  ситуации в семье. В случае  затруднений, возникающих у ребенка  и его родителей, связанных  с обучением, он стремится привлечь  учителей к обсуждению путей  преодоления этих трудностей  и помогает педагогам скорректировать  их действия. Необходимо познакомить  учителей с особенностями психического  развития детей, имеющих отклонения  в развитии, со специальными способами  педагогического влияния на таких  детей.

3. Классный руководитель регулирует  отношения учителей и родителей.  Он информирует педагогов о  состоянии воспитания, особенностях  родителей, организует их встречи  с учителями-предметниками с целью  обмена информацией, об успехах  обучения и воспитания ребенка,  оказания помощи родителям в  организации домашней работы  с учащимися.

4. Классный руководитель привлекает  учителей-предметников к планированию  и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, приобретенных учащимися на уроке, во внеучебной деятельности, проводит совместную работу с учителями по развитию познавательных и профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.

5. Одной из форм взаимодействия  классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий  и способствующих выработке единых  подходов к воспитанию ребенка,  является педагогический консилиум.  Здесь формируется всесторонний  взгляд на ребенка. Все, кто  работает с учеником, получают  информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка,  его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги  анализируют результаты наблюдений  за учеником, обмениваются информацией,  договариваются о способах решения  возникающих проблем и распределяют  функции в работе с ребенком.

Классному руководителю целесообразно  выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные  семинары для педагогов.

Полезно организовать посещение учебных  занятий с последующим обсуждением  действий учителей по отношению к  конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Основной формой работы с учителями-предметниками  являются индивидуальные беседы, которые  возникают по мере необходимости. Эти  беседы должны быть спланированы так, чтобы не упустить важного этапа  в организации работы учителя  с ребенком и предупредить возможные  трудности и конфликты. Важно  проводить такие беседы как совместные размышления, совместный поиск решения  той или иной проблемы.

В ряде случаев необходимо организовывать индивидуальную консультацию учителя  со специалистами, если у него возникают  проблемы с ребенком.

6. Классный руководитель изучает  стиль, основные методы и приемы  работы своих коллег с учащимися,  выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей  со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической  работы, поддерживает, стимулирует  стремление учителей оказать  педагогическую поддержку ребенку,  установить сотруднические отношения  с родителями. В то же время  он заинтересованно принимает  предложения учителей, проявление  их инициативы, реагирует на замечания,  проблемы, поставленные учителями.

Информация о работе Концепция деятельности классного руководителя в школе