Концепция деятельности классного руководителя в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Файлы: 1 файл

Концепция деятельности классного руководителя в школе Яр. области.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

1. Введение

Во всех сферах социальной жизни  происходят серьезные изменения, которые  затрагивают широкий спектр отношений  общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более  жесткими, требующими конкурентоспособности  всех субъектов этих отношений, с  другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Эти изменения требуют поиска новых  подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях  и прежде всего - в школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Основу этих отношений все в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнерство.

Основным структурным элементом  в школе является класс. Именно здесь  организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения  между учащимися. Представительские  функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах  осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения  коллективов, формируется соответствующая  эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно  взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.

Однако сегодня до сих пор  четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими  педагогических задач. В связи с  этим актуальной является проблема обеспечения  оптимальной деятельности классного  руководителя.

Поскольку Россия - страна разнообразных  природных, этнических, экономических, социокультурных условий, а Ярославская область - одна из крупных областей страны, обладающая своеобразной социальной и производственной инфраструктурой, своими традициями школьного и семейного воспитания, то отличается своеобразием и контингент детей. Поэтому в системе работы классного руководителя должны учитываться все особенности региона. С другой стороны, учет особенностей региона - это ориентация и опора на общие идеи и принципы, нормы педагогической работы, которые выработаны и основаны на историческом опыте деятельности института классного руководства Ярославской области, и реализация этих идей и принципов в собственном опыте.

Настоящая концепция включает оба  значения региональности, которые органически пронизывают весь целостный учебно-воспитательный процесс, затрагивают все его компоненты от постановки целей до текущего и итогового анализа результатов.

В процессе организации воспитательной работы с детьми педагоги Ярославской  области учитывают богатые педагогические традиции области, воспитывают детей  на примере исторической действительности ярославцев, поддерживают народные традиции, опираются на краеведческий материал и культурное богатство области, обогащая педагогическое наследие области личным творчеством.

Региональным подходом предполагается ряд особенностей воспитательной работы со школьниками, в том числе деятельности классного руководителя:

  • по содержанию - органическое включение местных материалов в живую ткань учебно-воспитательного процесса на двух “уровнях” - познания истории и культуры региона и сознательного, активного участия ребят в его преобразовании;
  • по технологии - помощь школьникам в осознании, прочувствовании ими своей принадлежности к региону, которая начинается с личного участия в его жизнедеятельности, самостоятельного поиска и реализации самими учениками путей и средств такого участия;
  • по педагогическому стилю - использование в педагогической деятельности передового опыта педагогов региона, участие в его развитии, использование традиционных для данного региона педагогических средств, в том числе средств народной педагогики.

Таким образом, деятельность классного  руководителя, определяемая общими и  специфическими региональными задачами, может быть различна по технологии и обогащаться индивидуальным творчеством  каждого педагога.

2. Теоретические основы  деятельности классного руководителя  школ региона

2.1. Положения данной концепции  базируются на человекоцентристском подходе, который рассматривает ребенка как главную ценность, при этом педагогическая деятельность прежде всего направлена на создание условий для развития его личности.

Исходя из этого, основная цель в  работе классного руководителя (классного  воспитателя) определяется как оказание помощи учащимся в реализации ими  своих социальных функций и решении  возникающих социальных проблем. Классный руководитель является координатором  в решении этих задач как в педагогическом, так и в ученическом коллективе. Такой подход к определению цели деятельности классного руководителя и является основной идеей данной концепции.

Он может быть реализован только на основе более полного учета  интересов ребенка. Речь идет не только о его актуальных интересах: педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложным  перипетиям жизненного пути.

2.2. Организаторская деятельность классного руководителя должна носить субъектно-субъектный характер.

Управляя ученическим коллективом  класса, координируя деятельность педагогов, работающих с данным классом, классный руководитель занимает двоякую позицию. С одной стороны - он представитель  администрации школы, а с другой - представляет интересы учащихся своего класса в ходе управленческой деятельности.

2.3. Педагог, выступающий  в качестве руководителя детского  коллектива, реализует свои функции как в отношении всего класса, так и в отношении каждого конкретного ученика.Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста учащихся и сложившимися в классе взаимоотношениями. Отношения с каждым учащимся строятся классным руководителем с учетом его индивидуальных особенностей. Деятельность классного руководителя основывается на потребностях каждого конкретного классного коллектива, каждого конкретного ребенка, и главное в ней - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Индивидуальная работа классного  руководителя с учащимися носит  стимулирующий характер, направлена на развитие прежде всего их мотивационной сферы.

2.4. Работа классного  руководителя должна учитывать  закономерности воспитательного  процесса и следовать принципам,  соответствующим этим закономерностям.

Первая закономерность: воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие - через  физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность и  т.п.

Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотиваций. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.

Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания. Образование направлено на формирование общей культуры человека. При этом происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формирующего комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Рассматривая процесс образования и воспитания как единый, необходимо выделять специфику этих двух социально-педагогических явлений. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению сферы своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений.

Такой подход требует постоянной коррекции содержания как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся.

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога ( отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, но проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.

При этом осуществляется педагогическое регулирование социального взаимодействия, означающее непосредственное и опосредованное влияние педагогов на систему  отношений детей в социальной микросреде как в образовательном  учреждении, так и вне его. Это влияние направлено на реализацию личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение учащимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры.

Сущность целостности воспитательного  процесса - в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека (развитию индивидуальности ребенка  и его социализации). Такой подход к организации воспитательной работы предполагает реализацию следующих  условий:

  • на уровне педколлектива каждый педагог должен работать на общую цель: не содействовать достижению общей цели, а именно обеспечивать его;
  • во-вторых, комплексно решать задачи обучения, развития и воспитания на каждом уроке, системе уроков так, чтобы каждая часть (урок) работала на целое (процесс);
  • в-третьих, обеспечить единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования. При этом необходимо установление связей между элементами педагогической системы. Ими являются информационные связи (обмен информацией), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленной на развитие сущностных сфер человека. Эти сферы характеризуют  образ его жизнедеятельности, гармоничность, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие среди  людей.

Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к  содержанию, определению форм и методов  воспитательной работы.

Принципы всегда соответствуют  целям и задачам воспитания, в  соответствии с возможностями их достижения.

Принцип гуманистической  ориентации воспитания. Этот принцип требует: добровольности включения ребенка в ту или иную деятельность, наличия у него цели - доступной, понятной, осознанной; доверия ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели, веры в возможности каждого ребенка и его собственной веры в возможность достижения поставленных задач.

Реализация этого принципа предполагает отход от привычного, прежде удобного для всех принципа мероприятийной организации воспитательной работы. Реализация этого принципа ориентирует на учет всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов.

Этот принцип требует  также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, участия в общественных и политических организациях и движениях, не противоречащих конституционным и нравственным нормам; упрочения норм уважительного  отношения к каждому человеку.

Гуманистическая ориентация направлена на индивидуализацию воспитания, учет индивидуальных особенностей каждого  ученика при включении его  в различные виды деятельности, требует  раскрытия потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, а также предоставления возможности каждому учащемуся самореализации и самораскрытия во внеучебной деятельности.

Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.

Социальная защита ребенка  выступает в качестве одной из основных функций школы. Ребенок  должен чувствовать заботу педагогов  о себе и сам заботиться о своих  товарищах.

Для того, чтобы наступила социальная зрелость, необходимо поставить ребенка в такие условия, при которых он был бы вынужден проявить волевые усилия для решения возникающих социальных проблем, испытать страдания от невозможности легкого достижения собственных целей.

Информация о работе Концепция деятельности классного руководителя в школе