Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:24, контрольная работа
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.
1. Введение
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.
Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и прежде всего - в школе, где многие педагогические проблемы не могут быть решены традиционными средствами. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами и учащимися, между администрацией школы и членами педагогического коллектива. Основу этих отношений все в большей степени составляют сотрудничество и равноправное партнерство.
Основным структурным
Организатором деятельности учащихся
в классе, координатором воспитательных
воздействий на ученика является
классный руководитель. Именно он непосредственно
взаимодействует как с
Однако сегодня до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач. В связи с этим актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.
Поскольку Россия - страна разнообразных природных, этнических, экономических, социокультурных условий, а Ярославская область - одна из крупных областей страны, обладающая своеобразной социальной и производственной инфраструктурой, своими традициями школьного и семейного воспитания, то отличается своеобразием и контингент детей. Поэтому в системе работы классного руководителя должны учитываться все особенности региона. С другой стороны, учет особенностей региона - это ориентация и опора на общие идеи и принципы, нормы педагогической работы, которые выработаны и основаны на историческом опыте деятельности института классного руководства Ярославской области, и реализация этих идей и принципов в собственном опыте.
Настоящая концепция включает оба значения региональности, которые органически пронизывают весь целостный учебно-воспитательный процесс, затрагивают все его компоненты от постановки целей до текущего и итогового анализа результатов.
В процессе организации воспитательной
работы с детьми педагоги Ярославской
области учитывают богатые
Региональным подходом предполагается ряд особенностей воспитательной работы со школьниками, в том числе деятельности классного руководителя:
Таким образом, деятельность классного руководителя, определяемая общими и специфическими региональными задачами, может быть различна по технологии и обогащаться индивидуальным творчеством каждого педагога.
2. Теоретические основы
деятельности классного
2.1. Положения данной концепции
базируются на человекоцентрист
Исходя из этого, основная цель в работе классного руководителя (классного воспитателя) определяется как оказание помощи учащимся в реализации ими своих социальных функций и решении возникающих социальных проблем. Классный руководитель является координатором в решении этих задач как в педагогическом, так и в ученическом коллективе. Такой подход к определению цели деятельности классного руководителя и является основной идеей данной концепции.
Он может быть реализован только на основе более полного учета интересов ребенка. Речь идет не только о его актуальных интересах: педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложным перипетиям жизненного пути.
2.2. Организаторская деятельность классного руководителя должна носить субъектно-субъектный характер.
Управляя ученическим
2.3. Педагог, выступающий
в качестве руководителя
Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися носит стимулирующий характер, направлена на развитие прежде всего их мотивационной сферы.
2.4. Работа классного
руководителя должна учитывать
закономерности
Первая закономерность: воспита
Любая воспитательная задача должна решаться через инициирование активности ребенка: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность и т.п.
Говоря об активности ребенка, мы должны представлять, что она существенным образом зависит от его мотиваций. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы ребенка, определять, что является для ребенка главным на данный момент.
Вторая закономерность определя
Такой подход требует постоянной коррекции содержания как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся.
Третья закономерность предпола
При этом осуществляется педагогическое
регулирование социального
Сущность целостности
Реализация этой закономерности предполагает взаимодействие социальных институтов в организации воспитательной работы, направленной на развитие сущностных сфер человека. Эти сферы характеризуют образ его жизнедеятельности, гармоничность, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие среди людей.
Перечисленные закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы.
Принципы всегда соответствуют целям и задачам воспитания, в соответствии с возможностями их достижения.
Принцип гуманистической ориентации воспитания. Этот принцип требует: добровольности включения ребенка в ту или иную деятельность, наличия у него цели - доступной, понятной, осознанной; доверия ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели, веры в возможности каждого ребенка и его собственной веры в возможность достижения поставленных задач.
Реализация этого принципа предполагает отход от привычного, прежде удобного для всех принципа мероприятийной организации воспитательной работы. Реализация этого принципа ориентирует на учет всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов.
Этот принцип требует
также обеспечения свободы
Гуманистическая ориентация направлена на индивидуализацию воспитания, учет индивидуальных особенностей каждого ученика при включении его в различные виды деятельности, требует раскрытия потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, а также предоставления возможности каждому учащемуся самореализации и самораскрытия во внеучебной деятельности.
Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.
Социальная защита ребенка выступает в качестве одной из основных функций школы. Ребенок должен чувствовать заботу педагогов о себе и сам заботиться о своих товарищах.
Для того, чтобы наступила социальная зрелость, необходимо поставить ребенка в такие условия, при которых он был бы вынужден проявить волевые усилия для решения возникающих социальных проблем, испытать страдания от невозможности легкого достижения собственных целей.
Информация о работе Концепция деятельности классного руководителя в школе