Концепция деятельности классного руководителя в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Файлы: 1 файл

Концепция деятельности классного руководителя в школе Яр. области.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

Этот принцип предполагает подготовку ребенка к сложным  и далеко не всегда гуманным отношениям, так называемому “социальному закаливанию”, то есть включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного  эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека. Нужны упражнения, в которых учащиеся должны проявить волевые качества, преодолеть себя, выработать определенный иммунитет к негативному влиянию  социальной среды, ориентацию на обязательность выявления причин неудач и поиск  путей их преодоления.

Социальное закаливание  требует: диагностирования волевой  готовности к системе социальных отношений; создания условий для  самореализации учащихся в этих отношениях через комплекс социальных проб; стимулирования самопознания учащихся в этих отношениях; определения своей позиции и  способа адекватного поведения  в различных ситуациях; самоанализа  и вариативного проектирования своего поведения в сложных жизненных  ситуациях.

Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и учащихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей, делегирование им полномочий и ответственности при соответственном росте ответственности педагогов перед детьми. В основе этого принципа - определение общих целей педагогов и учащихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Исследования показывают, что авторитарность педагога, усиленная  опека порождают такое явление, как социальная инфантильность, которая  характеризуется иллюзорным восприятием  социальных проблем, неготовностью  к их решению.

Должна быть организована не просто совместная деятельность, а  взаимная активная деятельность педагога и учащихся (педагоги-ческое взаимодействие).

Принцип эвристической среды означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Этот принцип требует  также создания условий для выбора учащимися форм участия в учебной  и внеучебной деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и детей.

3. Вариативность классного  руководства

3.1. В условиях разнообразия задач,  решаемых классным руководителем,  целесообразно рассматривать вопрос  о вариативности классного руководства, которая в школе может быть представлена в разных аспектах:

  • в организационном - варианты профессионального и должностного статуса;
  • в содержательном - варианты выделения доминирующих функций в деятельности классного руководителя и определения содержания его работы;
  • в психолого-педагогическом - выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюдатель, старший товарищ, куратор и т.д.);

3.2. Вариативность классного  руководства обусловлена следующими факторами:

  • условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;
  • экономическими возможностями школы и родителей;
  • возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;
  • подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

3.3. Возможны следующие  варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

  • классный воспитатель (освобожден-ный классный руководитель);
  • классный руководитель;
  • классный куратор.

Классный  воспитатель работает на полную учительскую ставку. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

3.4. В профессиональной  школе основные функции классного  руководителя, определенные в данной  концепции, реализуются также мастером производственного обучения, который в соответствии со своими служебными обязанностями организует воспитательную работу с учащимися, координирует работу с родителями, воспитателями общежитий и другими участниками педагогического процесса.

3.5. Должностной статус  классного руководителя во многом  определяет задачи, содержание и  формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Не могут быть единообразными воспитательные задачи , содержание и формы работы классного руководителя. Они определяются запросами, интересами, потребностями, возможностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

3.6 Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной - классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта  коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

3.7. Существенно отличается  деятельность классного руководителя в сельской школе. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

3.8. В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, где обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8-15 человек) и замена классных руководителей воспитателями разновозрастных отрядов.

Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие данному  возрасту учащихся, а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и  сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать  в работе как консультанты разновозрастных  коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных  объединений представляет большие возможности для развития самоуправления, реализации социальных проб, например, проб себя в роли лидера, педагога и т.д.

При организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе, где коллектив учащихся приближается по количественному составу к классному (40-50 учащихся), целесообразно вместо ставок классных руководителей ввести должность организатора воспитательной работы в школе (заместителя директора по воспитательной работе). 

 

4. Содержание деятельности  классного руководителя школ  Ярославского региона

4.1. Содержание деятельности классного  руководителя определяется его  функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся.

В соответствии с концепцией Р.Х.Ша-курова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х.Шакуров относит к группе целевых.

4.2. Традиционно среди педагогических  функций доминирующее значение  имеет функция воспитания учащихся. Перед клас-сным руководителем стоит задача интегрировать усилия всех педагогов, направленные на решение этой задачи.

Рассматривая различные трактовки  понятия “воспитание”, можно назвать  общие признаки, выделяемые большинством исследователей. Прежде всего такими признаками являются:

  • целенаправленность воздействий на воспитанника;
  • социальная направленность этих воздействий;
  • создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;
  • освоение человеком комплекса социальных ролей.

Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы  поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция  воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории  и определяются соответствующими материальными  условиями жизни общества, общественными  отношениями, борьбой идеологий.

В этом плане можно рассматривать  воспитание как педагогический компонент  процесса социализации человека, который  предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.

Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в  различные виды социальных отношений  в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс  становления личности: деятельность, общение, самопознание. В деятельности личность сталкивается с освоением все новых и новых видов. Это предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера - самопознание личности, предполагающее становление в человеке “образа Я”, который возникает у него не сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего “Я” включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий ( отношение к себе).

Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Развитие личности предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений  с людьми, обществом, государством и  миром в целом. Этот процесс обуславливает  социальное становление человека, т.е. формирование у него готовности к  участию в сложной системе  социальных отношений в экономической, политической и духовных сферах.

В экономической области учащиеся должны иметь возможность апробировать свои профессиональные возможности (профессиональные пробы), а также осваивать различные роли в системе рыночных отношений ( предприниматель, акционер, организатор, рядовой участник производства и т.п.)

Приоритетной задачей в этой области сегодня является формирование конкурентоспособной личности, т.е. овладение молодыми людьми определенным способом поведения в реализации своих притязаний на право занять более значимое место в обществе.

Профессиональное  самоопределение является компонентом формирования готовности учащихся к участию в экономических отношениях и предполагает вхождение ее в определенную сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления.

Важнейшим средством профессионального  самоопределения школьников является профессиональная ориентация, т.е. целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи учащимся в сознательном выборе профессии  в соответствии с их способностями  и интересами.

Информация о работе Концепция деятельности классного руководителя в школе