Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:24, контрольная работа
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.
Этот принцип предполагает
подготовку ребенка к сложным
и далеко не всегда гуманным отношениям,
так называемому “социальному закаливанию”,
то есть включение учащихся в ситуации,
которые требуют волевого усилия
для преодоления негативного
эмоционального воздействия окружающей
среды, для выработки определенных
способов этого преодоления, адекватных
индивидуальным особенностям человека.
Нужны упражнения, в которых учащиеся
должны проявить волевые качества,
преодолеть себя, выработать определенный
иммунитет к негативному
Социальное закаливание требует: диагностирования волевой готовности к системе социальных отношений; создания условий для самореализации учащихся в этих отношениях через комплекс социальных проб; стимулирования самопознания учащихся в этих отношениях; определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; самоанализа и вариативного проектирования своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и учащихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей, делегирование им полномочий и ответственности при соответственном росте ответственности педагогов перед детьми. В основе этого принципа - определение общих целей педагогов и учащихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Исследования показывают, что авторитарность педагога, усиленная опека порождают такое явление, как социальная инфантильность, которая характеризуется иллюзорным восприятием социальных проблем, неготовностью к их решению.
Должна быть организована не просто совместная деятельность, а взаимная активная деятельность педагога и учащихся (педагоги-ческое взаимодействие).
Принцип эвристической среды означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Этот принцип требует также создания условий для выбора учащимися форм участия в учебной и внеучебной деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и детей.
3. Вариативность классного руководства
3.1. В условиях разнообразия задач,
3.2. Вариативность классного
руководства обусловлена
3.3. Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:
Классный воспитатель работает на полную учительскую ставку. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической поддержке.
Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.
В старших классах возможно курат
3.4. В профессиональной
школе основные функции
3.5. Должностной статус
классного руководителя во
Не могут быть единообразными воспитательные задачи , содержание и формы работы классного руководителя. Они определяются запросами, интересами, потребностями, возможностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.
3.6 Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной - классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.
Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.
3.7. Существенно отличается
деятельность классного
3.8. В малочисленной сельской школе организация воспитательной работы по классам, где обучаются несколько человек, становится неэффективной. В таких школах целесообразно создание разновозрастных объединений (8-15 человек) и замена классных руководителей воспитателями разновозрастных отрядов.
Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие данному возрасту учащихся, а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как консультанты разновозрастных коллективов, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления, реализации социальных проб, например, проб себя в роли лидера, педагога и т.д.
При организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе, где коллектив учащихся приближается по количественному составу к классному (40-50 учащихся), целесообразно вместо ставок классных руководителей ввести должность организатора воспитательной работы в школе (заместителя директора по воспитательной работе).
4. Содержание деятельности классного руководителя школ Ярославского региона
4.1. Содержание деятельности
В соответствии с концепцией Р.Х.Ша-курова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х.Шакуров относит к группе целевых.
4.2. Традиционно среди
Рассматривая различные
Общая социальная функция воспитания
состоит в том, чтобы передавать
из поколения в поколение знания,
умения, идеи, социальный опыт, способы
поведения. В этом общем смысле воспитание
- вечная категория, ибо оно существует
с момента возникновения
В этом плане можно рассматривать воспитание как педагогический компонент процесса социализации человека, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.
Создание таких условий
Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание. В деятельности личность сталкивается с освоением все новых и новых видов. Это предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.
Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.
Третья сфера - самопознание личности, предполагающее становление в человеке “образа Я”, который возникает у него не сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего “Я” включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий ( отношение к себе).
Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.
Развитие личности предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом. Этот процесс обуславливает социальное становление человека, т.е. формирование у него готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовных сферах.
В экономической области учащиеся должны иметь возможность апробировать свои профессиональные возможности (профессиональные пробы), а также осваивать различные роли в системе рыночных отношений ( предприниматель, акционер, организатор, рядовой участник производства и т.п.)
Приоритетной задачей в этой
области сегодня является форми
Профессиональное самоопределение является компонентом формирования готовности учащихся к участию в экономических отношениях и предполагает вхождение ее в определенную сферу трудовой деятельности на основе собственного волеизъявления.
Важнейшим средством профессионального самоопределения школьников является профессиональная ориентация, т.е. целенаправленная работа, предполагающая оказание помощи учащимся в сознательном выборе профессии в соответствии с их способностями и интересами.
Информация о работе Концепция деятельности классного руководителя в школе