Концепция деятельности классного руководителя в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Файлы: 1 файл

Концепция деятельности классного руководителя в школе Яр. области.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

Эта работа должна осуществляться в  предвыпускных и выпускных классах и завершаться обоснованным советом школьнику относительно выбора профессии. Современная концепция профориентационной работы предусматривает несколько этапов: ознакомление школьников с миром профессий, формирование “образа Я” в мире профессий путем осуществления профессиональных проб и, наконец, проверка обоснованности выбора и допрофессиональная подготовка.

В политической области молодой человек должен не только определить свои политические позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, оценить свою роль избирателя и сформировать ответственное отношение к ней, понять смысл участия в представительских органах власти, понять роль законов и сформировать у себя готовность к их неуклонному исполнению.

Воспитание  культуры демократических отношений выступает в качестве важной педагогической задачи. Ее суть в способности ребенка вступать в разнообразные связи на основе ноpм и ценностей, отpажающих уpовень pазвития общественных отношений.

Учитывая значимость отношения  к окружающей среде, состояние которой  сегодня угрожающе для существования  человечества, необходимо в качестве одной из приоритетных задач выделить задачу экологического воспитания учащихся, формирующего отношение человека к природе.

В духовной области - это формирование нравственной позиции во взаимодействии с людьми, определение своего отношения к религии, проба сил в гуманных поступках, определение своих возможностей в эстетической деятельности.

Основным регулятором этих отношений  является нравственность ребенка, те моральные  нормы, которые им интериоризированы и определяют его поведение в различных социальных ситуациях.

Одной из главных задач в воспитательной работе являются формирование потребности здорового образа жизни, который предполагает рациональное питание, нормальные условия быта, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.

Реализуемые комплексно перечисленные  направления воспитания учащихся и  составляют сущность одной из целевых  функций в деятельности классного  руководителя - функции воспитания. Результатом реализации этой функции  являются изменения в уровне воспитанности  учащихся.

4.3. Подготовка учащихся к участию  в социальных отношениях в  экономической, политической и  духовных областях должна быть  пронизана идеей региональности.

Россия - страна разнообразных природных, этнических, экономических, экологических  и социокультурных условий. Естественно поэтому, что каждый ее регион имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в ходе воспитательной работы с детьми.

Ярославль - крупный промышленный центр России. При переходе к рынку  его экономика, как и всей России, испытывает трудности. Останавливаются  крупные предприятия, такие, например, как моторный завод, завод дизельной  аппаратуры. Недостает средств, чтобы  вовремя выплачивать заработную плату рабочим и служащим. Разоряются и ликвидируются мелкие предприятия, все больше и больше растет в области  безработица, в связи с экономическим  кризисом и постоянно растущей шкалой цен обострились все социальные проблемы.

Региональный подход предполагает органическое включение местных  материалов в живую ткань учебно-воспитательного  процесса. Задача педагогов - предложить ребятам информацию о Ярославском  регионе, помочь превратить ее в соответствующие  знания, вызвав личностную отнесенность школьников к ней. Такого рода знания стимулируют появление новых  интересов, побуждают к самостоятельному поиску, к иным активным действиям, способны влиять и на отношения между  ребятами, стимулировать осмысление ими своего Я.

Разумеется, учитывая возрастные возможности  восприятия и обобщения, классный руководитель, его коллеги-предметники расскажут  об истории и природе родного  края, культуре и традициях населяющих его народов, противоречивой современной  ситуации, непременно - и о своем  районе, городе, селе. При этом важно  учесть несколько обстоятельств: целесообразна  такая информация о регионе, которая  бы непосредственно затрагивала  его естественную связь с жизнью России, чтобы она воспринималась непосредственно “на месте” - в  зале музея, под сводами храма, в  цехе завода или институтской лаборатории. Успешность ее усвоения во многом определяется тем, насколько классному руководителю удастся вызвать активность самих  школьников в познании и применении полученных знаний: лишь такая активность - путь к устойчивости знаний, к устойчивости интересов, побуждающих к новым знаниям.

Значимо и возможное разнообразие форм работы классного руководителя в данном направлении. Это не только беседы, встречи ребят со специалистами, экскурсии и походы, конкурсы знатоков, но и выступления самих школьников с записью воспоминаний старожилов, преданий, историй местных имен и  фамилий, названий природных и культурных объектов. Особенно интересны творческие работы, обращенные к личному опыту  ребят, их самостоятельный поиск  и реализация путей и средств  личностного участия в жизнедеятельности  региона.

Реализация регионального компонента в деятельности классного руководителя предполагает и различные направления  в его работе, такие, как обеспечение  личностного роста учащихся, заключающееся  в наличии сведений о диагностико-коррекционных центрах и лабораториях города, области, региона. В качестве следующего направления можно выделить формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми через организацию коллективной деятельности, рассматриваемое как информирование ребят о прошлом родного края, его настоящем, о неформальных подростковых объединениях региона, группировках в микрорайоне школы, наличии в городе, области подростковых клубов, кружков по интересам, спортивных секций (знать их адреса).

Одним из направлений является создание благоприятного психологического климата  в классном коллективе. Оно включает в себя сведения о существующих в  городе психологических консультационных центрах, телефонах доверия (знать  адреса и телефоны).

Взаимодействие с семьей с целью  усиления ее роли в становлении и  развитии личности ребенка - также важное направление деятельности классного  руководителя. Реализуя его классный руководитель должен опираться на информацию о семьях по данному региону, о полных и неполных семьях, семейных конфликтах, бракоразводных процессах; на анализ обращений в консультационные центры, телефоны доверия по проблемам детско-родительских отношений. Необходимо наличие у классного руководителя аналогичных статистических данных по школе, сведений о существующих в городе и области медико-психологических центрах по оказанию помощи родителям и детям, знаний о работе с семьями в других образовательных учреждениях.

Помощь учащимся в решении проблем  профессионального выбора - актуальное направление на современном этапе  развития нашей школы. У классного  руководителя должны быть сведения о  потребностях региона в профессиональной сфере: какие профессии наиболее востребованы, какие учебные учреждения могут обеспечить подготовку по выбранным специальностям, статистика о безработице в регионе. Классный руководитель должен владеть информацией о профориентационных центрах и УПК.

4.4. Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является функция социальной защиты ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.

Под социальной защитой в целом  понимается целенаправленная, сознательно  регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических, медико-экологических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия  и ресурсы для физического, умственного  и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и  человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного  развития ребенка в существующих социально-экономических условиях, при этом деятельность классного  руководителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного  исполнителя, но и координатора, помогающего  получить детям и их родителям  социальную помощь и социальные услуги.

Социальная защита как функция  классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию  к существующим социально-экономическим  условиям. Реализуя эту функцию, он должен идти от острых сиюминутных  ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка  те проблемы и трудности, которые  перед ним могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного  руководителя в широком и узком  смысле слова. В узком смысле слова- это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Это дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и остальные, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями по различным направлениям.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий  жизнедеятельности. Разумеется, при  этом остается неоспоримым принцип  дифференцированного подхода к  различным категориям детей, и приоритет  должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

В качестве критерия эффективности  деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного  ребенка, которую можно оценить  двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные - это  показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий  жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности  правовой защиты и т.д.

В качестве субъективных можно принять  показатели, характеризующие степень  удовлетворенности или неудовлетворенности (в оценках детей, а также специалистов-экспертов) работой классного руководителя по реализации функции социальной защиты детей.

Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится вся система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.

4.5. Для достижения поставленных  целей воспитания и социальной  защиты учащихся классный руководитель  должен решать ряд частных  задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют социально-психологические функции.

Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию учащихся классным руководителем, сколько на помощь им в самоорганизации.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение  учащихся, являющееся частью досуга школьников.

4.6. В процессе работы  с классом представляется важным  реализация функции сплочение коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей.

Необходимо четко понимать, что  различные отношения создают  разные группы. Они могут быть как  сплоченными, так и несплоченными. Сплочение происходит на разной основе. При этом в результате интеграции могут возникнуть совершенно разные группы (социальной и асоциальной направленности, различного уровня деятельностного опосредования).

Они отличаются друг от друга и  таким признаком, как доминирующий фактор сплочения, в качестве которого могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в  специфических условиях, авторитет  лидера, наличие социальных норм, принимаемых  всеми членами группы, и т.д. В  зависимости от перечисленного фактора  группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других групп.

В педагогической практике часто сплочение  рассматривалось как единственный признак коллектива, при этом всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отношений, оценивалось педагогами как позитивное явление.

Несомненно, что работа с группой  должна осуществляться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние  на учащихся, классный руководитель должен учитывать специфику группы, особенности  ее сплочения, с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.

Реализуя функцию сплочения, клас-сный руководитель стремится регулировать структуру отношений в классе, стимулировать проявления лидерства, а также формирует отношения ответственности, взаимопомощи, совместного творчества.

Особое значение для формирования коллектива имеет организация коллективной творческой деятельности, использование  разнообразных методик ее организации как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

4.7. Одной из задач, стоящих  перед классным руководителем,  является развитие ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление - это  форма организации жизнедеятельности  коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в  принятии и реализации решения для  достижения общественно значимых целей.

Пpоцесс развития самоуправления должен быть ориентирован на учащихся. От их отношения к целям совместной деятельности зависит их участие в решении управленческих проблем. Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого воспитанника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив, интегрирующий мотивы отдельных членов коллектива. Цель, поставленная педагогом, органами самоуправления, пpевpащается в мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение их потребностей зависит от достижения этой цели.

Информация о работе Концепция деятельности классного руководителя в школе