Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:24, контрольная работа
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.
Эта работа должна осуществляться в предвыпускных и выпускных классах и завершаться обоснованным советом школьнику относительно выбора профессии. Современная концепция профориентационной работы предусматривает несколько этапов: ознакомление школьников с миром профессий, формирование “образа Я” в мире профессий путем осуществления профессиональных проб и, наконец, проверка обоснованности выбора и допрофессиональная подготовка.
В политической области молодой человек должен не только определить свои политические позиции, но и попробовать свои силы в роли лидера, оценить свою роль избирателя и сформировать ответственное отношение к ней, понять смысл участия в представительских органах власти, понять роль законов и сформировать у себя готовность к их неуклонному исполнению.
Воспитание
культуры демократических отношений выст
Учитывая значимость отношения
к окружающей среде, состояние которой
сегодня угрожающе для
В духовной области - это формирование нравственной позиции во взаимодействии с людьми, определение своего отношения к религии, проба сил в гуманных поступках, определение своих возможностей в эстетической деятельности.
Основным регулятором этих отношений является нравственность ребенка, те моральные нормы, которые им интериоризированы и определяют его поведение в различных социальных ситуациях.
Одной из главных задач в воспитательной работе являются формирование потребности здорового образа жизни, который предполагает рациональное питание, нормальные условия быта, рациональную организацию учебного процесса, труда и отдыха, сформированность устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.
Реализуемые комплексно перечисленные направления воспитания учащихся и составляют сущность одной из целевых функций в деятельности классного руководителя - функции воспитания. Результатом реализации этой функции являются изменения в уровне воспитанности учащихся.
4.3. Подготовка учащихся к участию
в социальных отношениях в
экономической, политической и
духовных областях должна быть
пронизана идеей региональности
Россия - страна разнообразных природных, этнических, экономических, экологических и социокультурных условий. Естественно поэтому, что каждый ее регион имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в ходе воспитательной работы с детьми.
Ярославль - крупный промышленный центр России. При переходе к рынку его экономика, как и всей России, испытывает трудности. Останавливаются крупные предприятия, такие, например, как моторный завод, завод дизельной аппаратуры. Недостает средств, чтобы вовремя выплачивать заработную плату рабочим и служащим. Разоряются и ликвидируются мелкие предприятия, все больше и больше растет в области безработица, в связи с экономическим кризисом и постоянно растущей шкалой цен обострились все социальные проблемы.
Региональный подход предполагает
органическое включение местных
материалов в живую ткань учебно-
Разумеется, учитывая возрастные возможности
восприятия и обобщения, классный руководитель,
его коллеги-предметники
Значимо и возможное разнообразие
форм работы классного руководителя
в данном направлении. Это не только
беседы, встречи ребят со специалистами,
экскурсии и походы, конкурсы знатоков,
но и выступления самих школьников
с записью воспоминаний старожилов,
преданий, историй местных имен и
фамилий, названий природных и культурных
объектов. Особенно интересны творческие
работы, обращенные к личному опыту
ребят, их самостоятельный поиск
и реализация путей и средств
личностного участия в
Реализация регионального
Одним из направлений является создание
благоприятного психологического климата
в классном коллективе. Оно включает
в себя сведения о существующих в
городе психологических
Взаимодействие с семьей с целью усиления ее роли в становлении и развитии личности ребенка - также важное направление деятельности классного руководителя. Реализуя его классный руководитель должен опираться на информацию о семьях по данному региону, о полных и неполных семьях, семейных конфликтах, бракоразводных процессах; на анализ обращений в консультационные центры, телефоны доверия по проблемам детско-родительских отношений. Необходимо наличие у классного руководителя аналогичных статистических данных по школе, сведений о существующих в городе и области медико-психологических центрах по оказанию помощи родителям и детям, знаний о работе с семьями в других образовательных учреждениях.
Помощь учащимся в решении проблем профессионального выбора - актуальное направление на современном этапе развития нашей школы. У классного руководителя должны быть сведения о потребностях региона в профессиональной сфере: какие профессии наиболее востребованы, какие учебные учреждения могут обеспечить подготовку по выбранным специальностям, статистика о безработице в регионе. Классный руководитель должен владеть информацией о профориентационных центрах и УПК.
4.4. Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является функция социальной защиты ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
Под социальной защитой в целом
понимается целенаправленная, сознательно
регулируемая на всех уровнях общества
система практических социальных, политических,
правовых, психолого-педагогических, экономических,
медико-экологических и
Реализация этой функции предполагает
обеспечение условий для
Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут встать.
Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широком и узком смысле слова. В узком смысле слова- это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Это дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и остальные, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями по различным направлениям.
Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.
В качестве критерия эффективности деятельности классного руководителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объективные - это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д.
В качестве субъективных можно принять
показатели, характеризующие степень
удовлетворенности или
Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится вся система деятельности классного руководителя и наполняется соответствующим содержанием.
4.5. Для достижения поставленных
целей воспитания и социальной
защиты учащихся классный
Главное назначение организаторской
Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников.
4.6. В процессе работы
с классом представляется
Необходимо четко понимать, что различные отношения создают разные группы. Они могут быть как сплоченными, так и несплоченными. Сплочение происходит на разной основе. При этом в результате интеграции могут возникнуть совершенно разные группы (социальной и асоциальной направленности, различного уровня деятельностного опосредования).
Они отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения, в качестве которого могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы, и т.д. В зависимости от перечисленного фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других групп.
В педагогической практике часто сплочение
рассматривалось как
Несомненно, что работа с группой должна осуществляться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние на учащихся, классный руководитель должен учитывать специфику группы, особенности ее сплочения, с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.
Реализуя функцию сплочения, клас-сный руководитель стремится регулировать структуру отношений в классе, стимулировать проявления лидерства, а также формирует отношения ответственности, взаимопомощи, совместного творчества.
Особое значение для формирования коллектива имеет организация коллективной творческой деятельности, использование разнообразных методик ее организации как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
4.7. Одной из задач, стоящих перед классным руководителем, является развитие ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление - это
форма организации
Пpоцесс развития самоуправления должен быть ориентирован на учащихся. От их отношения к целям совместной деятельности зависит их участие в решении управленческих проблем. Между целями и содержанием деятельности коллектива и отношением к ним каждого воспитанника возникает основное противоречие, которое можно разрешить, сформировав групповой мотив, интегрирующий мотивы отдельных членов коллектива. Цель, поставленная педагогом, органами самоуправления, пpевpащается в мотив группового действия, когда учащиеся видят, что удовлетворение их потребностей зависит от достижения этой цели.
Информация о работе Концепция деятельности классного руководителя в школе