Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:32, реферат

Краткое описание

Цель работы: раскрытие сущности коммуникативной компетенции руководителя, выявление основных её составляющих.
Цель предполагает решение следующих задач:
Изучить основные средства общения
Рассмотреть средства общения
Исследовать развитие коммуникативной компетентности руководителя.

Оглавление

Введение 4
1. Понятие и виды общения 5
2. Профессиональные коммуникации как форма общения 13
3. Коммуникативная компетентность руководителя 18
Заключение 21
Литература: 22

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный университет  им. В.П. Астафьева»

Факультет психологии и педагогики детства

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: «Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности»

По предмету «Основы  психологии управления»

 

 

 

                                                                                                           

 

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2010 г.

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывали особый интерес и внимание со стороны философов, психологов, социологов, а также специалистов-практиков.

В последнее время  активизировалось исследование проблемы коммуникативной деятельности руководителя, как на теоретическом, так и на прикладном уровне.

Сегодня проблематика, связанная  с изучением коммуникативной  деятельности руководителя бесспорно, актуальна. К проблемам эффективного общения проявляются интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и педагоги, социальные работники, политики и т.д., словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

Новые социально–экономические  условия жизни в нашей стране порождают иные стили отношений между людьми, влияющие на взаимопонимание между ними.

Цель работы: раскрытие  сущности коммуникативной компетенции  руководителя, выявление основных её составляющих.

Цель предполагает решение  следующих задач:

  1. Изучить основные средства общения
  2. Рассмотреть средства общения
  3. Исследовать  развитие коммуникативной компетентности руководителя.

 
 
 

  1. Понятие и виды общения

 

Общение – сложный  процесс взаимодействия между людьми, заключающейся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются люди. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель, средства.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения –  отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека цели могут быть разнообразными и  являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения –  способы кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Процесс общения (коммуникации) состоит:

    1. Непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся.
    2. Коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).
    3. Необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Структура общения. К  структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет  охарактеризована структура путем  выделения в общении трех взаимосвязанных  сторон: коммуникативной, интерактивной  и перцептивной.

Что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Все это если не универсальные способы общения, то по крайней мере помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Известны два основных вида социальных контактов: деятельность и общение. Между общением и деятельностью, как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания). Итогом общения становиться взаимное влияние людей друг на друга. И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности.

В общении выделяют: содержание, цель, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры.

Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. По содержанию общение может быть представлено как:

Материальное - обмен  продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное - обмен знаниями.

Деятельное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

Мотивационное - обмен  побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое - это общение, необходимое для подержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение  преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвигов биологических и социальных потребностей. Выделим основные из них:

- Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

- Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологи-ческих проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

- Инструментальное - общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

- Целевое - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

Средства общение можно  определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодировка информации - это способ передачи ее от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения: инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия; интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей; самовыражение функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста; трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Общение чрезвычайно  разнообразно по своим формам. Под  прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при  помощи вербальных и невербальных средств, когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п. Опосредствованное (то есть посредствам чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Массовое общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.

Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям. В качестве средств описания влияния используется приказ, указания, предписания и требования. Манипуляция - это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Диалогическое общение, позволяет перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Структуру общения мы можем охарактеризовать путем выделения  в ней трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона  общения состоит во взаимном обмене информацией между партнера между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Выделяют два типа информации - побудительную и констатирующую. Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, то есть организации межличностного взаимодействия, позволяющимся реализовать для них некоторую общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений и означает процесс воспитания «социальных объектов».

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование  информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Невербальная коммуникация - вся совокупность этих средств  призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация  эмоциональных состояний партнеров  по коммуникативному процессу.

Первым среди них  нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Паралингвистическая система - это система вокализации, то качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком.

Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливание, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняю функцию  фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Вербальное и невербальное общение

Остановимся на анализе  еще одного важного специфического свойства межличностной коммуникации - его двухуровневой организации. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровне.

На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального и эгоцентрического в план общечеловеческий.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т.д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого. Передача любой информации возможна лишь посредствам знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При глубоком делении различают вербальную и невербальную коммуникации. Главные фомы невербальных знаковых систем: кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика, визуальное общение. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

Информация о работе Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности