Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:32, реферат
Цель работы: раскрытие сущности коммуникативной компетенции руководителя, выявление основных её составляющих.
Цель предполагает решение следующих задач:
Изучить основные средства общения
Рассмотреть средства общения
Исследовать развитие коммуникативной компетентности руководителя.
Введение 4
1. Понятие и виды общения 5
2. Профессиональные коммуникации как форма общения 13
3. Коммуникативная компетентность руководителя 18
Заключение 21
Литература: 22
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.
Управленческая деятельность связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и отдельных ее членов для достижения общих целей. Данная координация может осуществляться посредством разнообразных форм, а, прежде всего — при помощи разнообразных контактов членов организации — в процессе коммуникации. Практически все, что совершается в организации, имеет прямую или косвенную связь с коммуникативными процессами, таким образом, они являются значимым средством обеспечения целостности и функционирования организации.
В процессе коммуникации происходит передача информации от одного субъекта другому. В качестве субъектов могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации.
Коммуникационный процесс предъявляет определенные требования к каждому из участников управленческого взаимодействия. Так, каждый из участников коммуникации должен обладать всеми или хотя бы некоторыми специальными способностями, а именно: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных знаний, умений и навыков, а также наличия определенной степени взаимного понимания.
Коммуникация (от лат. communicatio - «общее», «разделяемое всеми») в широком смысле - обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов.
Различают механистический и деятельностный подход к коммуникации.
Коммуникация - в механистическом подходе - однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Для раскрытия содержания
деятельности руководителя необходимо
рассмотреть понятие
С одной стороны, коммуникация — это общественное явление, процесс, который имеет место в организационной системе на всех иерархических уровнях и во всех организационных структурах (они не обязательно должны быть связаны непосредственно с руководителем).
С другой стороны, коммуникация представляет собой естественную практику взаимодействия руководителя с отдельными подчиненными, группами подчиненных и отдельными подразделениями организации.
И, наконец, коммуникация — это особая, специфическая функция управления, которая является объектом целенаправленного регулирования со стороны руководителя, компонент его управленческой деятельности.
Представленные позиции понятия коммуникации включают в себя два понятийных аспекта: нормативно-организационный и субъектно-психологический.
Нормативно-организационный подход связан с объективными организационными формами коммуникации, представлениями о ее оптимальной реализации и объединен системой эффективного коммуникационного процесса.
Субъектно-психологический подход к коммуникации в организации направлен на раскрытие психологических характеристик участников коммуникации (коммуникантов). Он выявляет значимые черты коммуникационного процесса, в том числе и те, которые являются для него барьерами.
Психологическая специфика коммуникации как функции управления многозначна и раскрывается с различных сторон:
1) коммуникативное поведение руководителя;
2) коммуникативные явления в работе руководителя;
3) коммуникативные процессы, связанные с деятельностью руководителя.
Основная цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
Коммуникации в широком смысле слова рассматриваются как процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом контексте. Отсюда, коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.
Коммуникации в социальном контексте — это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.
Все виды управленческой деятельности в рамках коммуникации основаны на обмене информацией. Коммуникация и информация — различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает и то, что передается, и то, как это передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.
Формы коммуникаций в организации
Формы, в рамках которых реализовываются те или иные коммуникации в организации, зависят от фактора известности о получателе (получателях) информации. Таким образом, руководитель должен ориентироваться непосредственно на получателя информации, а не на ее источник. В том случае, когда сам руководитель выступает в качестве источника информации, он должен быть уверен не только в том, что говорит на одном языке с получателем информации, но и что правильно подобрана форма коммуникации. Таким образом, существенным представляется факт, насколько коммуникатор правильно оценивает форму получения информации, а также значимость обратной связи.
К основным формам деловой коммуникации относятся дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др.
Диалог (от греч. διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа между двумя лицами) — тип речевой коммуникации, осуществляющейся в виде словесного обмена репликами между двумя, тремя и большим числом взаимодействующих собеседников. В узком смысле двухсторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством массмедиа. В более широком понимании — горизонтальная передача информации, в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими ее от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Дискуссия представляет собой разновидность спора как словесного состязания.
Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью.
Переговоры - процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон, происходит обмен мнениями с целью выяснить точки зрения сторон и принять решение.
Пресс-конференция - эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации, с раскрытием ее источника или без (закрытая пресс-конференция). Пресс-конференция представляет собой организованную встречу журналистов с представителями компаний, организаций или отдельными персонами. Пресс-конференции организуются с целью предоставление СМИ проблемной и комментирующей информации и характеризуются возможностью получения информации из первых рук, проверки сведений и уточнения версий с помощью вопросов.
Брифинг (от англ. briefing, brief - краткий) - специально подготовленная встреча с журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов (парламент, правительство и др.), а также о текущих событиях, затрагивающих интересы органов власти и населения. Обычно брифинг представляет собой краткую встречу официальных лиц, представителей коммерческих или других структур с работниками СМИ, на которой излагается позиция по определенному вопросу.
Презентация (от лат. praesentatio - представление, предъявление) - официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц.
Прием по личным вопросам — процесс взаимодействия руководителя с сотрудниками с целью выяснения неслужебных вопросов, возникающих у них.
Телефонные разговоры,
служебная переписка с
Хорошим может быть только такое управление, которое в полной мере соответствует своему предназначению, своему понятию. При любых вариантах определения назначения управления исходить, прежде всего, необходимо из понимания управления как деятельности, ориентированной на удовлетворение общественных потребностей, на служение социально значимым ценностям, а также на удовлетворение внутренних потребностей своей организации, ее коллектива:
- в обеспечении их выживания, адаптации к меняющимся внешним и внутренним условиям;
- в обеспечении стабильного, устойчивого и результативного функционирования организации;
- в обеспечении развития организации, ее перехода в новое качественное состояние на основе осуществления планомерных инновационных процессов.
Смысл управления состоит не в полном преодолении неопределенности и случайности, а в способности продуктивно сосуществовать с ними, использовать их в интересах организации, держать их в разумных рамках, при выходе за которые возникает опасность развала организационного целого.
Управленческая компетентность руководителя организации - это комплекс управленческих знаний, умений и опыта, а также профессионально значимых личностных качеств лидерской и творческой направленности. Мастерство управления состоит в умении выбирать наиболее эффективные для данного конкретного момента времени и сложившихся обстоятельств методы управленческой деятельности.
Помимо наличия у
руководителя профессионального образования,
особое значение имеет его способность
к повышению эффективности
Большое значение в деятельности профессионального руководителя имеют факторы опыта, умения импровизировать в своей деятельности, находить творческие и оптимальные решения, адаптироваться к любым изменениям.
Существует общий перечень личностных характеристик руководителя, который способствует эффективности его работы. К их числу относятся:
- доминантность,
- уверенность в себе,
- эмоциональная
- креативность,
- ответственность,
-независимость,
- общительность.
Основными компонентами управленческой компетентности можно считать следующие:
- наличие знаний для успешной деятельности;
- понимание значений этих знаний для практики;
- набор операционных умений;
- владение алгоритмами решения трудовых задач;
- способность творческого
подхода к профессиональной
Руководитель должен обладать высоким управленческим потенциалом. Ему надо быть лидером в полном смысле этого слова: уметь общаться, побуждать работников к творческой деятельности; отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; находить выход из конфликтных ситуаций, быть предельно объективным независимо от своих симпатий; подбирать, обучать и выдвигать работников; уметь подчиняться и соблюдать субординацию; искусно вести деловые переговоры.
Для того чтобы считать себя компетентным управленцем, руководитель должен предъявлять к себе следующие требования:
- уметь управлять собой и своим временем,
- иметь разумные личные ценности и четкие личные цели,
- поддерживать постоянный личный рост и развивать его разными путями,
- владеть умением эффективного решения проблем, а также способностями к инновациям,
- уметь влиять на окружающих, знаниями современных управленческих подходов, способностью формировать и развивать рабочие группы,
- уметь обучать и развивать подчиненных.
Компетентный руководитель использует неожиданные промахи подчиненных как драгоценную и уникальную возможность продемонстрировать истинное доверие. Когда за неудачу никого не наказывают, когда люди видят, что налицо готовность разделить ответственность и извлечь уроки на будущее, возникает атмосфера настоящего доверия.
Развитие коммуникативной компетентности выступает приоритетным направлением в социально-профессиональной и трудовой деятельности руководителя, без чего невозможен рост их профессионализма. Процесс повышения коммуникационный компетенции руководителя коренным образом изменяет обстановку во всей сфере социально-управленческих отношений. Прежде всего, изменяются требования к управленческим кадрам.
На мой взгляд, в новых условиях управления особую актуальность для руководителя приобретают следующие качества управленческой деятельности:
- умение доводить до подчиненных оперативную информацию;
- способность к непринужденному межличностному общению;
- навыки работы в команде;
- коммуникабельность;
- умение убеждать, мотивировать, договариваться.
Высокий уровень коммуникативной компетентности руководителя позволит осуществлять эффективное управление профессиональной деятельностью и обеспечить успешную деятельность организации.