Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать работу воспитателя по формированию ЗОЖ у дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Уточнить сущность и структуру ЗОЖ.
Определить особенности формирования ЗОЖ у дошкольников на занятиях по ознакомлению с природой.
Изучить сформированность здорового образа жизни у дошкольников.
Определить систему работы воспитателя по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………………7
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников……...…..7
1.2. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой ……………………………………..…12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ……………………………………19
2.1. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста………19
2.2. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой ……………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………32
Приложения
3. Гутковская, Е.Л. Здоровье педагога как профессиональная ценность // Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения: пособие для педагогов и педагогов-психологов дошкольных учреждений / Е.Л. Гутковская, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.; Под ред. Е.А. Панько.Мн.: Университетское, 2002. – С.42 – 67.
4. Корганова, И.В. Отношение современных дошкольников к природе. ─ М.: МГПУ, 1999. – 207 с.
5. Кудрявцев, В.Г., Егоров Г.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-метод. пособие / В. Г. Кудрявцев, Г.Б. Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 296 с.
6. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практ.пособие. М.: АРКТИ, 2002. 64 с.
7. Лебедева, Н.Т. Профилактическая физкультура для детей: Пособие для педагогов и воспитателей / Н.Т. Лебедева. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 190 с.
8. Логвина, Т.Ю. Физкультура, которая лечит: пособие для педагогических и медицинских работников дошкольных учреждений / Т.Ю. Логвина. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 172 с.
9. Лучич, М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
10. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Маневцевой Л.М. - С-Пб, Акцидент, 1998. – 319 с.
11. Петрикевич, А.А. Человек и природа. – Мн., 1997 – 226 с.
12. Пралеска: программа дошкольного образования / Под ред. Е.А. Панько. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.
13. Шишкина, В.А. В детский сад – за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих дошкольное образование / В.А. Шишкина. – Мн.: Зорны верасень, 2006. – 3 – 18 с., 24 – 165.
14. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования / В.А. Шишкина, Мащенко М.В. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. –137 с.
15. Шукшина С.Е. Я и моё тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и пособиями / С.Е. Шукшина. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 48с.
Приложение 1
1. Занятие «Я — человек»
Цель. Формировать у детей представления о человеке как одном из живых существ, населяющих землю. Расширять и закреплять представления об элементарном строении человека. Раскрыть условия, необходимые человеку для жизни. Формировать представления о значении общения между людьми.
Ход занятия
Предложите детям рассмотреть изображения живых существ, обитающих на земле, назвать знакомые изображения, сгруппировать их следующим образом: насекомые, рыбы, птицы, звери, люди.
Попросите детей проанализировать внешнее строение людей и ответить на вопросы: «Чем отличаются люди от других жителей земли?», «Чем похожи люди?»
Познакомьте детей с условиями, необходимыми человеку для жизни, опираясь на детский опыт и ощущения.
Пища. Предложите детям из множества предметных картинок выбрать те, на которых изображены продукты питания. Обратите внимание ребят на то, что плоды многих растений являются полезными для человека продуктами.
Вода. Предложите детям попробовать питьевую воду. Раскройте значение для здоровья чистой воды.
Воздух. Предложите ребятам сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, при этом ощутить выдыхаемую струю воздуха ладонью. Раскройте значение для здоровья вдыхаемого чистого воздуха. Скажите о влиянии растений на качество воздушной среды.
Тепло. Подведите детей к выводу о значении солнечного тепла для жизни человека. Предложите отгадать загадки про различные предметы одежды и найти картинки-отгадки среди других картинок. Попросите детей выбрать зимнюю одежду, летнюю и ту, в которой можно выйти на прогулку сегодня. Подведите ребят к установлению взаимосвязи между надеваемой одеждой и комфортным для человека тепловым режимом.
Пространство. Предложите детям выполнить различные движения — прыжки, растяжки, наклоны и т. д. Подведите их к выводу о необходимости пространства для жизнедеятельности человека.
Общение с другими людьми. Продемонстрируйте, как при встрече два человека, говорящие на разных языках, сначала не поняли друг друга, а затем договорились и вместе построили дом. Рассмотрите с детьми дом как защиту от непогоды и холода, удобное жилище. Предложите ребятам совместно выполнить постройку дома (конструирование).
2. Занятие «Растения вокруг нас. Овощи»
Цель. Расширять и закреплять представления детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных частей огородных растений.
Ход занятия
Предложите детям назвать растения, выросшие на огородных грядках, рассмотреть различные овощи и сравнить их по цвету, форме, величине, запаху, а также на ощупь.
Предложите
рассмотреть и назвать
Привлеките детей к сбору урожая овощей. Предложите рассказать о том, что можно приготовить из овощей.
3. Занятие «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники»
Цель. Расширять и закреплять представления детей о деревьях и кустарниках; формировать представления о значении деревьев и кустарников для здоровья человека, об использовании плодов некоторых из них.
Ход занятия
Предложите детям рассмотреть листья березы, клена, рябины, шиповника, сравнить их.
Привлеките внимание ребят к листьям шиповника и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это растение на территории сада. Напомните, что в сказке о спящей красавице шиповник образовывал непроходимые заросли. Рассмотрите с детьми куст шиповника. Расскажите о полезных для здоровья человека свойствах плодов этого растения. Угостите детей напитком из плодов шиповника.
Привлеките внимание детей к листьям березы и предложите покажите растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми березу. Расскажите о полезных свойствах этого дерева. Предложите детям поводить вокруг березы хоровод.
Привлеките внимание ребят к листьям клена и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки. Найти это дерево на территории сада.
Рассмотрите с детьми клен. Предложите собрать опавшие с дерева крупные листья и обвести их мелками на асфальте, сделать букет из кленовых листьев. Покажите фотографии, которые напомнят детям, как листва клена укрывала их летом от солнца.
Привлеките внимание ребят к листьям рябины и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми рябину. Расскажите о полезных свойствах ягод этого растения. Обратите внимание детей на то, что плодами шиповника и рябины любят лакомиться птицы.
Предложите детям сравнить плоды рябины и шиповника, рассмотреть их, а затем попробовать пюре из ягод рябины. Предложите посалить плоды шиповника и рябины в заранее подготовленном месте на территории детского сада.
Попросите детей рассказать о проделанном маршруте при опоре на картосхему экологической тропинки.
4. Занятие «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Цель. Формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.
Ход занятия
Познакомьте детей с книгой «Лекарственные растения». Покажите несколько цветных иллюстраций в этой книге.
Привлеките внимание ребят к изображению туи (можжевельника). Попросите найти это растение на картосхеме экологической тропинки, а затем на территории детского сада. Предложите рассмотреть растение, потрогать его листочки, понюхать. Расскажите о свойстве туи (можжевельника) выделять в воздух особые вещества, фитонциды, уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы. Подведите детей к выводу о значении для здоровья человека чистого воздуха. Предложите ребятам выполнить около туи (можжевельника) дыхательную гимнастику.
Привлеките
внимание детей к изображению
подорожника в книге «
Загадайте ребятам загадку о чесноке. Предложите найти это растение на картосхеме экологической тропинки, а затем на территории детского сада. Предложите детям рассмотреть растущий на грядке чеснок. Затем головку чеснока. Расскажите о лечебных свойствах этого растения. Предложите игру с овощами «Что изменилось?».
Познакомьте детей с чистотелом, расскажите о его использовании в лечебных целях. Предложите среди множества картинок с изображениями растений найти изображения чистотела. Вместе с ребятами поместите изображение растения на картосхему экологической тропинки.
Предложите детям сложить разрезные картинки, на которых изображены лекарственные растения.
Объясните,
что лекарственные растения нельзя
собирать вблизи автомобильных дорог.
5. Занятие «Овощи и фрукты — полезные продукты»
Цель. Закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата.
Ход занятия
Предложите детям отгадать загадки об овощах и фруктах, сложить разрезные картинки с изображением овощей и фруктов. Предложите вниманию дошкольников пословицы и поговорки о пользе овощей для здоровья, в случае необходимости поясните их.
Продемонстрируйте приготовление салата из моркови и яблока. Предложите детям попробовать салат и поделиться своими впечатлениями.
Привлеките ребят к выполнению условно-графической схемы для составления рассказа «Как мы делали салат». Предложите с помощью схемы рассказать о приготовлении салата.
Поясните
детям, что полезные для здоровья
блюда могут быть приготовлены из разных
овощей и фруктов.
6. Занятие «Физкультура и здоровье»
Цель. Познакомить детей с понятием «физическая культура»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.
Ход занятия
Предложите детям при опоре на сюжетные картинки сформулировать правила поведения, а также рассказать о том, зачем нужны различные занятия в детском саду.
Познакомьте ребят с понятием «культурный человек». Раскройте понятие «физическая культура» как составную часть общей культуры человека.
Расскажите детям об Олимпийских играх, различных спортивных состязаниях, о способностях и достижениях человека, достойных уважения. Предложите продемонстрировать некоторые из этих качеств.
Раскройте значение для здоровья физических упражнений, подвижных игр, спортивных занятий.
7. Занятие «Прогулка для здоровья»
Цель. Формировать у детей представления о значении для здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во прогулки, теплового режима.
Ход занятия