Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать работу воспитателя по формированию ЗОЖ у дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Уточнить сущность и структуру ЗОЖ.
Определить особенности формирования ЗОЖ у дошкольников на занятиях по ознакомлению с природой.
Изучить сформированность здорового образа жизни у дошкольников.
Определить систему работы воспитателя по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………………7
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников……...…..7
1.2. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой ……………………………………..…12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ……………………………………19
2.1. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста………19
2.2. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой ……………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………32
Приложения
Рациональный распорядок дня. Недопустимо превращать распорядок дня в самоцель. Следует обеспечить его гибкость, учитывая индивидуальные особенности детей, сезон, погоду. Важно создавать определенные традиции проведения режимных моментов, каждый из которых должен нести информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Весь быт в дошкольном учреждении организуется так, чтобы дети имели возможность постоянно упражняться в навыках гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду и т. д.
Таким образом, каждый режимный момент для воспитателя — это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей. Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми, к каждому из которых необходимо специально отобрать программный материал с постепенным усложнением, продумать информационные приемы, обеспечить заинтересованность и активность каждого ребенка. Дети должны научиться элементарно рассуждать о здоровье: что значит быть здоровым, какого человека можно назвать здоровым, что человек должен делать, чтобы быть здоровым, какие пища, одежда, обувь и т. д. полезны для здоровья.
Цель организации двигательного режима состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня их здоровья, всестороннего физического развития; обеспечить овладение двигательными умениями и навыками, элементарными знаниями по физической культуре. Оптимальный двигательный режим является важным условием разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития и воспитания потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Двигательный режим складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. Любое закаливающее мероприятие в условиях детского сада является достаточно сложным: необходимо выделить место и время, подобрать индивидуальные закаливающие дозы для каждого, учитывать не только здоровье ребенка, но и его сиюминутное настроение, желание принимать процедуру.
Интерес самого педагога к вопросам физического воспитания, здорового образа жизни, его направленность на детей чрезвычайно значимы для успеха в работе по укреплению здоровья воспитанников, развития их личности средствами физической культуры.
Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятии, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.
Таким образом, под здоровым образом жизни понимается система поведения ребенка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. От того, какой образ жизни ведет конкретный человек, зависит в основном его здоровье. Эта составляющая является главной, поскольку именно образ жизни оказывает решающее влияние на здоровье человека. Отличие этого фактора от других заключается в возможности самого ребенка управлять своим здоровьем. Поэтому, каков образ жизни −таково и здоровье ребенка.
Здоровый
образ жизни − это индивидуальная
система привычек и поведения человека
в процессе его жизнедеятельности, когда
обеспечивает ему хорошее здоровье.
1.2 Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой
Систематическое обучение на занятиях − важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
На
протяжении ряда десятилетий XX в. все
ведущие исследователи и
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков [3, с. 15].
В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, − расширены, углублены, объединены, систематизированы.
Основные
типы экологических занятий
Знакомить дошкольников с природой и прививать им навыки здорового образа жизни можно на комплексных занятиях. Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников [14, с. 55].
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия − смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку. Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» − это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки [16, с. 27].
Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания [5, с. 94].
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
На занятиях детям сообщают новые сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия могут строиться как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка [11, с. 35].
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
На
занятиях по ознакомлению с окружающим
миром экологической
При формировании здорового образа жизни у старших дошкольников используются разнообразные формы работы. Это − занятия, наблюдения, беседы, игры и др.
Решая вопросы по формированию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, на экологических занятиях используют различные методы. Детям дают знания о строении человеческого тела, об основных функциях внутренних органов и отдельных физиологических систем. В рамках экологического воспитания, в специальных разделах программы предусмотрено дать детям знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека, о взаимосвязи человека и природы, об использовании факторов природной среды (воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья.
Исходя из этого, занятия экологического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения [5, с. 47].
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В основе знаний ребенка о здоровье и здоровом образе жизни должны находиться представления об организме, потому что здоровье - это, прежде всего, здоровый организм. Поэтому детей знакомят с его внешним и внутренним строении, ролью отдельных органов и систем в жизни человека, их строением, функционированием и взаимосвязью в работе, влиянием физических упражнений, закаливания, прогулок на их работу, причинами ухудшения их рабочего состояния, правилами поведения, способствующими сохранению и укреплению всех систем организма [12, с. 237].
Необходимо чтобы на занятиях ребенок знакомился с факторами положительно (режим дня, правильное питание, занятия физической культурой, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, самоконтроль за здоровьем), и отрицательно влияющими на здоровье (болезни, вредные привычки, неблагоприятные средовые условия), получил представление об их негативных последствиях и мерах предупреждения, правилах безопасного поведения в опасных ситуациях, приемах оказания элементарной медицинской и психологической самопомощи [10, с. 37].
Учитывая наглядно-образный характер мышления дошкольников, нужно использовать различные методы, наглядно показывающие необходимость выполнения правил: моделирование, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, проведение опытов, рассматривание иллюстраций, знакомство со схемами. Могут быть использованы различные виды игр и игровые упражнения. При подведении итога каждого занятия педагогу следует выделять правила, которых ребенку необходимо придерживаться для охраны и укрепления своего здоровья.
Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.
В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.
Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом [6, с. 132].
Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.