Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать работу воспитателя по формированию ЗОЖ у дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Уточнить сущность и структуру ЗОЖ.
Определить особенности формирования ЗОЖ у дошкольников на занятиях по ознакомлению с природой.
Изучить сформированность здорового образа жизни у дошкольников.
Определить систему работы воспитателя по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………………7
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников……...…..7
1.2. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой ……………………………………..…12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ……………………………………19
2.1. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста………19
2.2. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой ……………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………32
Приложения
Во время подготовки атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья» неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с «телевизором», устанавливает его. Во время «настройки» «телевизора» выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.
8. Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении
Наблюдения направлены: а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности; б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.
Распределение результатов выполнения дошкольниками заданий диагностического комплекса по уровням сформированности представлений о ЗОЖ представлено в таблице 1.
Где
1 задание - беседа, 2
задание - диагностическое задание
«Что делать, чтобы быть здоровым?»,
3 задание - диагностическое задание
«Полезная покупка», 4
задание - проблемная ситуация «Место
для отдыха», 5 задание
- рисуночный тест «Полезная для здоровья
покупка», 6 задание - игровая ситуация
«Больница», 7 задание - игровая
ситуация «Телевизор дома», 8
задание - наблюдения за детьми в режимные
моменты и в свободном общении.
Таблица
1. Результаты исследования
Имя ребёнка | Распределение результатов выполнения диагностических заданий детьми по уровням успешности (в баллах) | |||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | 8 задание | Средний
показатель |
Уровень | |
Лена П. | 12 | 15 | 18 | 16 | 15 | 14 | 16 | 15 | 16 | Средний |
Женя К. | 9 | 12 | 14 | 12 | 14 | 14 | 12 | 12 | 12.4 | Низкий |
Дима Д. | 10 | 16 | 17 | 15 | 12 | 16 | 14 | 14 | 14.3 | Низкий |
Арина Р. | 12 | 18 | 18 | 14 | 14 | 16 | 18 | 17 | 16 | Средний |
Саша И. | 9 | 12 | 12 | 12 | 14 | 14 | 15 | 13 | 12.6 | Низкий |
Кирилл В. | 12 | 13 | 11 | 15 | 16 | 14 | 10 | 14 | 13.1 | Низкий |
Алёна С. | 14 | 16 | 15 | 17 | 18 | 18 | 19 | 19 | 17 | Средний |
Света Ю. | 14 | 17 | 20 | 16 | 16 | 20 | 16 | 18 | 17.1 | Средний |
Катя И. | 9 | 12 | 14 | 12 | 14 | 14 | 15 | 13 | 12.7 | Низкий |
Арсений В. | 18 | 17 | 20 | 19 | 20 | 18 | 19 | 20 | 18.8 | Средний |
Ярослав С. | 15 | 16 | 15 | 17 | 18 | 18 | 19 | 19 | 17 | Средний |
Света Р. | 12 | 18 | 18 | 15 | 14 | 16 | 18 | 17 | 16.2 | Средний |
Итого: средний уровень – 7 человек (58%)
низкий уровень – 5 человек (42%)
Сравнивая результаты диагностики (табл. 1), можно сделать следующие выводы:
Результаты проведенного нами исследования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста показали следующее:
недостаточно сформированы представления о значении для здоровья физической и двигательной активности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды;
недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов и продуктов.
Эти трудности и недостатки свидетельствуют о том, что работа по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников является фрагментарной, ее содержание не создает у детей целостных представлений о ЗОЖ и не раскрывает влияние на человека комплекса факторов угрозы здоровью. В целом результаты анализа показали, что у большинства детей первоначальный уровень сформированности здорового образа жизни находился на необходимом и недостаточном уровне.
2.2. Система работы с детьми при формировании представлений о ЗОЖ
В программе «Пралеска» отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правила личной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях. Для группы «Фантазёры» поставлены свои задачи:
-
расширять и углублять
- формировать представление о том, что быть здоровым — хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья («когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, крепкий сон, хорошее настроение, правильная осанка, походка»);
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов и поменьше сладкого; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; своевременно ложиться спать, не смотреть много телепередач; закаляться;
- помочь овладеть устойчивыми навыками культуры поведения (культура еды; без напоминания чистить зубы, полоскать рот и горло, стричь ногти, причесываться, аккуратно одеваться);
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки, выполнять упражнения для ее закрепления;
-
научить подбирать 4—5
-
обогащать знания детей о
-
включать олимпийскую тематику
в содержание физкультурных мероприятий
(спортивных досугов, праздников);
читать детям легенды, сказки, стихи, доступные
их пониманию;
-
развивать интерес к
При формировании здорового образа жизни у старших дошкольников используются разнообразные формы работы. Одной из форм являются занятия. Цель занятий − формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
-
дать детям общее
- помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков;
- расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
-
формировать положительные
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети
всегда и везде в той или
иной форме соприкасаются с
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Целью занятий по ознакомлению с природой является формирование у детей элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.
1. Задачи оздоровительной направленности:
Поэтому мы считаем, что занятия по ознакомлению с природой содействуют представлению о ЗОЖ у дошкольников.
Исходя из результатов исследования, мы разработали ряд занятий по ознакомлению с природой исходя из следующих направлений:
- «Я — человек. Что я знаю о себе?»
- «Образ жизни человека и здоровье» (Приложение 1)
- «Физкультура и здоровье» (Приложение 2)
Результатами
формирования представлений о ЗОЖ у старших
дошкольников в процессе обучения
мы предполагаем следующие результаты:
предлагаемые занятия по ознакомлению
с природой способствуют формированию
у дошкольников здорового образа жизни;
предлагаемые занятия являются эффективными
при работе с детьми старшего дошкольного
возраста; представления о ЗОЖ у старших
дошкольников стали более осознанными
и систематизированными; содержание представлений
о ЗОЖ доступно для старших дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования было установлено, что проблема формирования основ здорового образа жизни является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического осмысления. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст является определяющим этапом, как в становлении жизни, так и в формировании основ здорового образа жизни. В этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития всех содержательных (соблюдение режима дня, двигательная активность и т.д.) и структурных (когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий) компонентов основ здорового образа жизни.
Проведенное исследование позволило уточнить понятие «основы здорового образа жизни у старших дошкольников», представленное наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоциональным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности, в доступных для ребенка способах (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
В процессе исследования доказано, что формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников обеспечивается с учетом деятельностного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей детей, с опорой на содержательное взаимодействие взрослого и ребенка, при усилении активности самого ребенка в данном взаимодействии.
Выявлено
и доказано, что основными организационно
педагогическими условиями
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Формирование здорового образа жизни
может иметь активный, управляемый характер
в случае, если обеспечена его исходная
диагностика, создаются условия для удовлетворения
мотивов деятельности детей, реализация
мотивов и ценностей детей получает эмоциональное
подкрепление, ребенок осознает его субъективное
положение в образовательной деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов.– М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 352 с.