Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:49, курсовая работа
Цель исследования – теоретически обосновать работу воспитателя по формированию ЗОЖ у дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Уточнить сущность и структуру ЗОЖ.
Определить особенности формирования ЗОЖ у дошкольников на занятиях по ознакомлению с природой.
Изучить сформированность здорового образа жизни у дошкольников.
Определить систему работы воспитателя по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………………………………7
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников……...…..7
1.2. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой ……………………………………..…12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ……………………………………19
2.1. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста………19
2.2. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой ……………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………32
Приложения
Обратитесь к опыту детей, узнайте их отношение к прогулкам, раскройте необходимость выбора места для прогулки, отвечающего в условиях большого города следующим требованиям: удаленность от автомобильных дорог, стоянок транспорта и магазинов; наличие зеленых насаждений; отсутствие людей, демонстрирующих негативные виды введения; доступность, в случае необходимости, помощи взрослых. Предложите детям рассказать о любимых играх и забавах во время прогулки. Раскройте значение для здоровья теплового режима. Попросите подобрать одежду для прогулок в разное время года. Раскройте знание для здоровья двигательной подвижности во время прогулки.
Подведите детей к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и организацией прогулки.
8. Занятие «Закаливание»
Цель. Закреплять представления детей о признаках здоровья и болезни, формировать представления о причинах простудных заболеваний, о роли закаливающих мероприятий в профилактике этих заболеваний.
Ход занятия
Попросите детей описать, опираясь на собственный опыт, состояние здорового и больного человека. Подведите их к выводу о том, что здоровое состояние организма способствует росту и развитию ребенка позволяет играть, гулять, ходить с родителями в гости и т. д. Раскройте необходимость бережного отношения к своему здоровью.
Познакомьте детей со свойством человеческого организма чутко реагировать на изменения температуры, а в случае переохлаждения некоторых органов — болеть.
Раскройте
значение для здоровья человека закаливающих
мероприятий. Предложите детям вспомнить
и рассказать, какие закаливающие процедуры
они выполняют в детском саду, какое оборудование
этого необходимо. Поинтересуйтесь отношением
ребят к закаливанию.
Приложение
2
Физкультурно-познавательные
занятия
Тема: «Мы - юные силачи»
Задачи: воспитывать интерес к движениям и здоровому образу жизни. Познакомить с карточками, на которых изображены движения. Учить использовать карточки в самостоятельной двигательной деятельности. Упражнять в ходьбе и беге с высоким подниманием колен. Упражнять в правильном дыхании. Развивать силу в упражнениях без предметов. Учить выполнять упражнения в паре. Познакомить с правилами русской народной игры «Пустое место».
Оборудование: карточки с изображением движений.
Ход занятия:
- Здравствуйте, дети! Какие вы красивые и здоровые! А вы знаете, что такое здоровье? Я думаю, что здоровье - самое большое богатство. А вы как думаете? Когда человек здоров, то он и силен. Хотите, я вам прочитаю стихотворение про силача?
Чтение стихотворения «Силач» (из книги «Румяные щеки»).
Силачом я стать хочу,
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
На меня силач взглянул,
К потолку подкинул стул.
А затем, его поймав,
Как пушинку, поднял шкаф.
Вот к столу он подошел,
Ухватил за ножку стол,
Стал жонглировать им ловко.
- Это просто - тренировка!
Свой секрет не утаю.
Рано утром я встаю
И при солнце и в ненастье
Открываю окна настежь.
Приступаю я к зарядке.
Вместе пятки, врозь носки –
Приседанья и прыжки.
Сто веселых упражнений
Со скакалкой и мячом!
Будешь делать их без лени,
Тоже станешь силачом.
Вы хотите стать силачами? Что нужно делать, чтобы стать силачом? (Рано вставать, делать зарядку, любить физкультуру и спорт.)
Самое главное - заниматься физкультурой надо не только на занятиях, но и самостоятельно дома, в детском саду, на улице.
В следующий раз я вам расскажу про знаменитого циркового силача Валентина Ивановича Дикуля. А пока мы с вами рассмотрим карточки, которые можно использовать для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Посмотрите внимательно.
Для того чтобы карточки имели всегда такой красивый вид, с ними нужно правильно обращаться: нельзя мять, грызть, рвать. После занятий с карточкой ее нужно положить на место, в коробочку. Тогда и другие дети смогут так же, как вы сейчас, познакомиться с интересными упражнениями, которые изображены на карточке.
Давайте сделаем несколько упражнений. Эти упражнения помогут вам стать сильными, ловкими и красивыми.
Карточка
«Цирковая лошадка».
(Ходьба, бег и снова ходьба
все с высоким подниманием колен.)
- Устали? Сделаем дыхательное упражнение.
Карточка «Петух».
- А теперь давайте повторим то, что выучили. Посмотрите на эту карточку. Как называется это упражнение? Правильно, это упражнение называется «Цирковая лошадка». Покажите, как цирковая лошадка важно ходит по манежу в цирке.
А теперь покажите, как она скачет. Молодцы. Устали лошадки. Посмотрите на эту карточку. Выполните упражнение «Петух».
А сейчас выучим несколько упражнений, которые нужно выполнять в паре. Эти упражнения развивают силу мышц ног, а также помогут сделать осанку правильной.
Упражнение на внимание. (Воспитатель показывает карточки, которые знакомы детям. Они стараются правильно выполнить упражнение, которое изображено на карточках.)
- А теперь поиграем в русскую народную игру «Пустое место». Чему мы научились?
В какое время можно выполнять упражнения, которые изображены на карточках? Не забудьте, что эти карточки вы можете использовать и на утренней гимнастике, и на физкультурных занятиях, а также в течение дня. Можно даже брать с собой на улицу и там выполнять упражнения по карточкам. Глядя на карточки, вы быстрее запомните упражнения и быстрее станете силачами.
Тема: «Как стать сильнее волка?»
Задачи: формировать интерес к движениям и здоровому образу жизни с помощью рассказа «Заячья дорожка». Познакомить с карточками «Любопытный щенок», «Ходите на четвереньках, как собачка», «Тачка», «Чей толчок сильнее?», «Перекат назад», «Часики» Познакомить с новой подвижной игрой «Стоп!», разучить правила игры. Научить использовать карточки в самостоятельной деятельности. Закрепить упражнения «Ходите на коленях», «Ходите, как медведь», «Любопытный», «Что находится в пакете?», «Паровозик» Развивать ловкость, равновесие с помощью упражнений «Тачка» «Перекат назад». Развивать силу ног с помощью упражнений «Чей толчок сильнее?», «Ходите на четвереньках, как собачка», «Ходни на коленях», «Ходите, как медведь». Укреплять мышцы спины, формировать правильную, красивую осанку с помощью упражнении «Любопытный щенок», «Любопытный», «Что находится в пакете?» Учить правильному дыханию с помощью упражнений «Петух», «Паровозик», «Часики». Воспитывать с помощью подвижной игры «Пу стое место» самостоятельность. Упражнять в быстрой ходьбе (в игре «Стоп!»).
Ход занятия:
Чтение рассказа «Заячья дорожка».
- Про кого я вам сейчас прочитала рассказ? Почему маленький (Зайчишка Длинное Ухо перегнал большого Волка Серая Лапа. Как стать сильнее волка? Что нужно делать, чтобы стать сильным, ловким и здоровым?
Выполнение знакомых упражнений «Цирковая лошадка», «Петух», «Ходите, как медведь», «Ходите на коленях», «Паровозик», «Что находится в пакете?», «Любопытный».
Знакомство с новыми упражнениями по карточкам «Любопытный щенок», «Ходите на четвереньках, как собачка», «Часики», «Тачка», «Чей толчок сильнее?», «Перекат назад».
Подвижная игра «Пустое место».
Подвижная игра «Стоп».
Итог занятия:
- Как стать сильным?
- Какие упражнения для этого надо делать?