Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель – на основе теоретического анализа представить формы работы по ознакомлению дошкольников с природой Забайкалья.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Оглавление

Введение

Глава I. Экологизация воспитательно-образовательной деятельности

1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников

1.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ

1.3 Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников

Вывод по главе I

Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

2.1 Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой Забайкалья

2.2 Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Вывод по главе II

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

2.docx

— 53.19 Кб (Скачать)

Комитет образования, науки  и молодежной политики Забайкальского края

 

ГОУ СПО Читинского педагогического  колледжа

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

студентки III курса

 

специальность 050704 «Дошкольное  образование»

 

Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

 

 

Содержание

 

Введение

 

Глава I. Экологизация воспитательно-образовательной  деятельности

 

1.1 Роль природы в экологическом  воспитании дошкольников

 

1.2 Ознакомление детей  с природой Родного края в  педагогическом процессе ДОУ

 

1.3 Развивающая природная  среда как фактор экологического  воспитания дошкольников

 

Вывод по главе I

 

Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

 

2.1 Создание экологического  пространства в ДОУ для ознакомления  с природой Забайкалья

 

2.2 Формы работы по ознакомлению  дошкольников с растительным  и животным миром Забайкалья

 

2.3 Анализ результатов  экспериментальной работы

 

Вывод по главе II

 

Заключение

 

Литература

 

 

Введение

 

 

 

Актуальность поднимаемой  нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и  образование детей – чрезвычайно  актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих  людей могут вывести планету  и человечество из того катастрофического  состояния, в котором они пребывают  сейчас.

 

Экологическое воспитание значимо  и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных  учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние  на его ум, чувства, волю.

 

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего  развития детей. Продуманная организация  обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность  видеть и чувствовать красочное  многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения  окружающего мира. Размышляя о  природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

 

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение  с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

 

Каких бы образовательных  концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного  воспитания не работал, он не может  не ставить перед собой цель: научить  бережно относиться к природе  своего края, своей Родины.

 

В дошкольном учреждении ребят  знакомят с природой, происходящими  в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются  такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему  живому. Любовь к природе, навыки бережного  отношения к ней, ко всему живому.

 

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы  детского сада, где содержатся комнатные  растения и некоторые животные.

 

Обитателей уголка природы  дети видят ежедневно, что облегчает  работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и  ухаживают за живыми существами. В  процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного  и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для  них нужно создавать. Воспитатель  учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и  различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства  прекрасного.

 

Предмет – формы работы по ознакомлению дошкольников с природой Забайкалья.

 

Объект исследования –  экологизация воспитательно-образовательной  деятельности в ДОУ.

 

Цель – на основе теоретического анализа представить формы работы по ознакомлению дошкольников с природой Забайкалья.

 

Цель реализуется через  следующие задачи:

 

1. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую и методическую  литературу по проблеме исследования.

 

2. Организовать опытную  проверку полученных данных и  апробировать их на практике.

 

Для достижения цели были использованы следующие методы научного исследования:

 

1. метод теоретического  анализа

 

2. метод научного наблюдения

 

3. метод беседы

 

4. метод постановки оптимальной  работы.

 

Практическая значимость данной курсовой работы заключается  в исследованиях проблемы, методов  и средств организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ при ознакомлении с природой Родного края.

 

Структура курсовой работы состоит  из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, литературы и приложения.

 

 

Глава I. Экологизация воспитательно-образовательной  деятельности

 

 

 

1.1 Роль природы в экологическом  воспитании дошкольников

 

В «Программе воспитания в  детском саду» предусмотрено  всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и  эстетическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется  личность ребенка.

 

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в  процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Нам  думается, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего  развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой  и живой природы.

 

Экологическое воспитание –  новая категория, которая непосредственно  связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

 

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный  опыт, получаемый им от восприятия различных  предметов, мира природы, общественной жизни.

 

Природа окружает ребенка  с ранних лет. Мы считаем, что это  – источник новых знаний различных  природных явлений.

 

Особую роль природы в  развитии логического мышления и  связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых  зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут  само собой логическая речь и понимание  грамматических законов».

 

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает  привычку делать выводы, воспитывает  логику мысли, четкость и красоту  речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

 

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

 

Разнообразие, яркость, красота  природы, наглядность ее связей и  зависимостей обеспечивают доступность  их понимания детьми и оказывают  существенное влияние на совершенствование  их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

 

Чтобы развитие мышления ребенка  при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя  этим процессом.

 

Воспитатель должен уметь  правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и  приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

 

Красота и многообразие природы  во всякое время года, изменения  внутри каждого из них непосредственно  влияют на эмоциональное состояние  детей, вызывают у них желание  наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы  и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы  улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает  благоприятные условия для развития логического мышления и речи.

 

За время пребывания в  детском саду ребенок должен научиться  замечать и выделять характерные  особенности сезона, устанавливать  простейшие связи и зависимости  между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

 

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона, например: осенью созревают плоды, улетают  птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать  простейшие связи, например: между внешним  видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега  и состоянием погоды, между трудом людей и временем года.

 

Воспитатель подводит ребят  к пониманию зависимости жизни  животных от сезона, необходимости  создания определенных условий для  роста растений.

 

Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выделять несколько характерных признаков  сезона, особенности его начала и  конца, знать последовательность времен года; устанавливать зависимость  между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом  людей.

 

В подготовительной к школе  группе ребята могут уже объяснить  некоторые причинные, последовательные и временные связи; сравнивать не только резко отличающиеся, но и  сначала похожие «смежные» сезоны, находя отличительные, сходные и  общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой  природы, растительного и животного  мира, труда и быта людей.

 

Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе  в разнообразной деятельности перед  воспитателем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно  открывающую дошкольникам красоту  природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды любую деятельность, в том числе и такую, которая  в силу своей специфики формирует  иные, чем эстетические отношения  к внешнему миру. Например, для формирования умения воспринимать красоту природы  важно, чтобы познавательные задачи ставились достаточно часто. Педагогические ситуации, стимулирующие эстетическое восприятие природы, необходимо создавать  регулярно.

 

1.2 Ознакомление детей  с природой Родного края в  педагогическом процессе ДОУ

 

Воспитание правильного  отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том  случае, если система работы в детском  саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

 

Для создания и улучшения  развивающей среды в семье  и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями.

 

Установить контакт, взаимопонимание  и выявить потребности родителей  в вопросах воспитания детей. Прежде всего, для установления контакта и  взаимопонимания с родителями необходимо каждому педагогу оценить, какими возможностями  он обладает, чтоб оказать помощь родителям  в воспитании детей. Кроме того, важно  задуматься над тем, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так педагоги могут выявить предварительную  «картину» взаимодействия и сопоставляют ее со своими возможностями.

 

Необходимо учесть, что  родители могут знать далеко не все  возможности педагогов в решении  проблем воспитания детей, следовательно, потребуется раскрыть их для родителей. В связи с этим педагоги могут предложить родителям анкету или провести с ними беседу. Это возможно при проведении родительских собраний, организуя сообщения или лекции.

 

Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в  данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня.

 

Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает  влияние на развитие ребенка.

 

Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и  домашних животных.

 

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее  от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое.

 

Воспитывая у детей  интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными  видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в  определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная  почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого  узнает, что без этих условий они  не могут оставаться живыми. Эти  условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает  охлаждения.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края