Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа
Цель – на основе теоретического анализа представить формы работы по ознакомлению дошкольников с природой Забайкалья.
Цель реализуется через следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Введение
Глава I. Экологизация воспитательно-образовательной деятельности
1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
1.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ
1.3 Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников
Вывод по главе I
Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
2.1 Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой Забайкалья
2.2 Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы
Вывод по главе II
Заключение
Литература
Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным вариантов развития. Принцип гуманизации дает возможность строить «вектор развития» от ребенка к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и развитию на основе накопления субъективного опыта.
Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.
Принцип регионализации, в
связи с возрастными
При планировании работы с
детьми, содержание экологического воспитания
последовательно выстраивается
в соответствии с региональными
особенностями сезонных явлений
в Забайкалье и срокам их протекания.
Повторяемость форм реализации содержания
и взаимосвязь форм непосредственного
обобщения с природой (прогулок,
целевых прогулок, экскурсий) с другими
формами организации
Ознакомление с конкретными примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.
Условиями реализации цели и
принципов дошкольного
1. Отбор содержания
2. Подготовка педагогов
и родителей к реализации цели
экологического воспитания
3. Использование окружающей
дошкольное учреждение
4. Организация развивающих
сред для обеспечения
5. Организация
6. Осуществление постоянного
мониторинга результатов
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.
Познавательный компонент – включает знания и умения:
- о многообразии живых
организмов, взаимосвязях растительных
и животных организмов в
- о взаимосвязях и
- о человека как живом
существе, как части природы, среде
его жизни, обеспечивающей
- об использовании природных
ресурсов в хозяйственной
Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:
- о самоценности жизни
во всех ее проявлениях,
- об универсальной ценности
природы для жизни и
- об основных нравственных
ценностях человеческого
- о созидательной, культурной
ценности человеческой
Нормативный компонент включает знания и умения:
- о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;
- о нормах и правилах
поведения в общественных
- о необходимости и
способах проявления личного
участия отношений к
Деятельностный компонент - включает знания и умения:
- о многообразии возможностей,
видов и форм проявления
- о способах осуществления
созидательной и творческой
- о необходимости проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д.
Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения детей к окружающему миру, самим себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.
Вывод по главе I
Экологическое образование
выступает как сложный
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой природы невозможно без организации в ДОУ развивающей природной среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.
Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с природой самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.
Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
экологический воспитание дошкольник природа
Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
2.1 Создание экологического
пространства в ДОУ для
Практическая работа осуществлялась нами на базе ДОУ №22.
Рассмотрим, какое экологическое пространство создано в данном дошкольном учреждении для ознакомления детей с природой Забайкальского края.
Ознакомление детей с
природой Родного края в детском
саду требует постоянного
В детском саде №22 каждая возрастная группа имеет свой уголок природы.
В подготовительной группе «Самоцветики»,
где осуществлялась наша практическая
работа, в уголке природы имеется
большое количество разнообразных
растений в горшках, а также есть
аквариум с рыбками и в клетке
живет хомячок. Кроме того, на стене
висит оформленное
Значение уголка живой природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке же живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Труд и наблюдение детей за растениями и животными в уголке природы в группе «Самоцветики» воспитатели организуют в течение всего года.
Итак, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой, в том числе и с природой Забайкальского края.
Уголок природы представляет
возможность сосредоточить
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Экологически правильное содержание животных – это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащения помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдение разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.
Рассмотрим требования, предъявляемые к отбору обитателей уголка природы:
1. Растение или животное
должно быть типичным для той
или иной систематической или
экологической группы. При этом
становится возможным
2. Уход за обитателями
уголка по качеству, характеру
труда, по затрачиваемым силам
и времени должен быть
3. Растения и животные
в уголке природы должны быть
внешне привлекательными, способными
вызвать и удержать еще не
очень устойчивое внимание
4. Необходимо иметь несколько
экземпляров одного вида
5. Растения и животные
должны быть абсолютно
6. Необходимо учитывать
возможность нормальной
В уголке природы старшей и подготовительной групп можно иметь одинаковых животных, но в подготовительной группе усложняются знания, получаемые о них детьми, умения, навыки, связанные с уходом. Кроме того, в уголке подготовительной группы некоторых животных можно держать дольше, так как здесь большое место должны занимать длительные наблюдения (за одним и тем же животным, за ростом молодняка).