Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель – на основе теоретического анализа представить формы работы по ознакомлению дошкольников с природой Забайкалья.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Оглавление

Введение

Глава I. Экологизация воспитательно-образовательной деятельности

1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников

1.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ

1.3 Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников

Вывод по главе I

Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

2.1 Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой Забайкалья

2.2 Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Вывод по главе II

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

2.docx

— 53.19 Кб (Скачать)

 

Принцип гуманизации помогает, на основе возрастных, индивидуальных особенностей и потребностей детей, определить содержание экологического образования по объему сложности. Личность каждого ребенка представляет собой  уникальное явление, отличающееся индивидуальным подбором качеств и собственным  вариантов развития. Принцип гуманизации  дает возможность строить «вектор  развития» от ребенка к определению  индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его воспитанию и  развитию на основе накопления субъективного  опыта.

 

Принцип интеграции заключается  в синтезе содержания дошкольного  компонента экологического воспитания содержанием из разных областей естествознания, прикладных и гуманитарных наук, а  также в интеграции содержания, форм и методов экологического воспитания детей.

 

Принцип регионализации, в  связи с возрастными особенностями  детей и необходимостью использования  ближайшего природного и социокультурного окружения как ресурса воспитания и развития детей, является фундаментальной  основой организации процесса экологического воспитания. Он лежит в основе отбора содержания и планирования работы по экологическому воспитанию. Характерные  особенности народонаселения, времен года, внебазового состава животных и растений Забайкалья и социоприродного  окружения детского сада должны лежать в основе отбора содержания. На основе полученных чувственных представлений  о растениях, животных Забайкальского края и средах их обитания, дошкольники  могут знакомиться с обитателями  других регионов при помощи наглядных  пособий.

 

При планировании работы с  детьми, содержание экологического воспитания последовательно выстраивается  в соответствии с региональными  особенностями сезонных явлений  в Забайкалье и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного  обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок, экскурсий) с другими  формами организации жизнедеятельности  детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезоны года, на разных возрастных этапах позволяет  систематизировать педагогический процесс.

 

Ознакомление с конкретными  примерами растений и животных, их обязательной связью с определенной средой обитания и полной зависимостью от нее позволяет сформировать у  дошкольников первоначальные представления  экологического характера. Дети усваивают: механизмом связи является приспособленность  строения и функционирования различных  органов, контактирующих с внешней  средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на различных стадиях роста и развития.

 

Условиями реализации цели и  принципов дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:

 

1. Отбор содержания экологического  воспитания в соответствии с  выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только  природного, но и социокультурного  мира.

 

2. Подготовка педагогов  и родителей к реализации цели  экологического воспитания детей,  включающую социальный, специальный,  психолого-педагогический и методический  аспекты. 

 

3. Использование окружающей  дошкольное учреждение природной  и социокультурной среды как  ресурса воспитания и развития  детей.

 

4. Организация развивающих  сред для обеспечения педагогического  процесса экологического воспитания  в дошкольном учреждении.

 

5. Организация систематизированного  педагогического процесса экологического  воспитания детей.

 

6. Осуществление постоянного  мониторинга результатов экологического  образования.

 

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста должно включать познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.

 

Познавательный компонент  – включает знания и умения:

 

- о многообразии живых  организмов, взаимосвязях растительных  и животных организмов в процессе  роста и развития со средой  обитания, морфофункциональной приспособленности  к ней;

 

- о взаимосвязях и взаимозависимостях  их с неживой природой в  экосистеме;

 

- о человека как живом  существе, как части природы, среде  его жизни, обеспечивающей здоровье  и нормальную жизнедеятельность;

 

- об использовании природных  ресурсов в хозяйственной деятельности  человека, недопустимости загрязнения  окружающей среды, охране и  восстановлении природных богатств.

 

Ценностный компонент  включает знания и ценностные ориентации:

 

- о самоценности жизни  во всех ее проявлениях, природы  и человека как части природы;

 

- об универсальной ценности  природы для жизни и деятельности  человека (познавательный,, эстетической, практической и т.д.);

 

- об основных нравственных  ценностях человеческого общества;

 

- о созидательной, культурной  ценности человеческой деятельности.

 

Нормативный компонент включает знания и умения:

 

- о законах, декларирующих  права и обязанности детей  и взрослых, их исполнения и  соблюдения;

 

- о нормах и правилах  поведения в общественных местах  и природе;

 

- о необходимости и  способах проявления личного  участия отношений к окружающим  людям и природе.

 

Деятельностный компонент - включает знания и умения:

 

- о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной  деятельности в общественных  местах, детском саду, семье, природным  окружении;

 

- о способах осуществления  созидательной и творческой деятельности;

 

- о необходимости проявления  личной инициативы и участия  созидательной деятельности и  т.д.

 

Таким образом, экологические  представления лежат в основе развития экологического сознания, отношения  детей к окружающему миру, самим  себе - способствуют развитию ценностных ориентаций, определяющих и поведение.

 

Вывод по главе I

 

Экологическое образование  выступает как сложный педагогический процесс. В условиях современной  экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним  из важнейших принципов экологического образования считается принцип  непрерывности – взаимосвязанный  процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

 

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к  природе. Нет ни одного объекта или  явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача воспитателя  – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно  наблюдать явления природы, воспитывать  деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо  относиться к бессмысленной порче  растений и уничтожению животных.

 

Постоянное наблюдение за явлениями живой и неживой  природы невозможно без организации  в ДОУ развивающей природной  среды, которая выступает фактором экологического воспитания дошкольников.

 

Формы организации детей, методы и приемы ознакомления их с  природой самые разнообразные, выбор  их зависит от воспитательно-образовательных  задач, программного материала и  возраста детей, а также от местных  условий и природного окружения.

 

Правильные представления  о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего  ее познания, воспитания любви и  бережного к ней отношения.

 

экологический воспитание дошкольник природа

 

 

Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

 

 

 

2.1 Создание экологического  пространства в ДОУ для ознакомления  с природой Забайкалья

 

Практическая работа осуществлялась нами на базе ДОУ №22.

 

Рассмотрим, какое экологическое  пространство создано в данном дошкольном учреждении для ознакомления детей  с природой Забайкальского края.

 

Ознакомление детей с  природой Родного края в детском  саду требует постоянного непосредственного  общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация  в детском саду уголков природы.

 

В детском саде №22 каждая возрастная группа имеет свой уголок природы.

 

В подготовительной группе «Самоцветики», где осуществлялась наша практическая работа, в уголке природы имеется  большое количество разнообразных  растений в горшках, а также есть аквариум с рыбками и в клетке живет хомячок. Кроме того, на стене  висит оформленное воспитателями  панно с гербарием, где подобраны  растения, произрастающие на территории Забайкалья.

 

Значение уголка живой  природы в детском саду - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате  кратковременны. В уголке же живой  природы дошкольники могут в  течение всего дня подходить  к животным и растениям, рассматривать  их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес  к природе. Во время ухода за обитателями  уголка природы у детей формируются  трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение  к живому, ответственность за порученное дело.

 

Труд и наблюдение детей  за растениями и животными в уголке природы в группе «Самоцветики»  воспитатели организуют в течение  всего года.

 

Итак, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной  систематической работы по ознакомлению детей с природой, в том числе  и с природой Забайкальского края.

 

Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках  и тем самым обеспечить более  глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно  в природе, затрудняет выделение  общего, существенного и закономерного  в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы  позволяет решить эту сложную  и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность  хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

 

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать  требования, предъявляемые «Программой  воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечит  воспитательное и образовательное  воздействие на детей труда и  наблюдений.

 

Экологически правильное содержание животных – это создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства (наземного, воздушного, почвенного, водного); оснащения помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей  атрибутикой из природного материала; создание необходимого температурного режима; подбор нужных кормов. Такие  условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что  важно с точки зрения нравственного  воспитания детей. В таких условиях животные активны, поэтому можно  организовать наблюдение разных сфер их жизни: питания, гнездостроения, передвижения, выращивания потомства и др. В  таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности  животных: маскировочную окраску, запасание  кормов, заботу о потомстве, гнездостроение и др.

 

Рассмотрим требования, предъявляемые  к отбору обитателей уголка природы:

 

1. Растение или животное  должно быть типичным для той  или иной систематической или  экологической группы. При этом  становится возможным познакомить  детей с основными, типичными  чертами, условиями или образом  жизни, характерными для большой  группы растений и животных.

 

2. Уход за обитателями  уголка по качеству, характеру  труда, по затрачиваемым силам  и времени должен быть доступен  детям дошкольного возраста (при  участии и руководстве со стороны  воспитателя). Поэтому отбираются  растения и животных, неприхотливых  к пище и уходу за ними.

 

3. Растения и животные  в уголке природы должны быть  внешне привлекательными, способными  вызвать и удержать еще не  очень устойчивое внимание дошкольника.

 

4. Необходимо иметь несколько  экземпляров одного вида растений  и животных; дети увидят в объектах  наблюдения не только общие,  но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию  разнообразия и неповторимости  живых организмов.

 

5. Растения и животные  должны быть абсолютно безопасны,  не приносить ни малейшего  вреда здоровью детей.

 

6. Необходимо учитывать  возможность нормальной жизнедеятельности,  роста и развития животных  и растений в условиях посещения  детского учреждения.

 

В уголке природы старшей  и подготовительной групп можно  иметь одинаковых животных, но в  подготовительной группе усложняются  знания, получаемые о них детьми, умения, навыки, связанные с уходом. Кроме того, в уголке подготовительной группы некоторых животных можно  держать дольше, так как здесь  большое место должны занимать длительные наблюдения (за одним и тем же животным, за ростом молодняка).

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края