Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель – на основе теоретического анализа представить формы работы по ознакомлению дошкольников с природой Забайкалья.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Оглавление

Введение

Глава I. Экологизация воспитательно-образовательной деятельности

1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников

1.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ

1.3 Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников

Вывод по главе I

Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

2.1 Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой Забайкалья

2.2 Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Вывод по главе II

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

2.docx

— 53.19 Кб (Скачать)

 

Основное требование, которое  необходимо выполнять при содержании животных в уголке природы – создание нормальных условий для их жизни. Прежде чем приобретать животных, необходимо приготовить помещение  для них, стараясь приблизить условия  в неволе к естественным, и заранее  заготовить корм. Животных нельзя держать  в маленьких, узких, низких, неподходящих для них клетках, стесняющих естественные движения.

 

Постоянные обитатели  уголков природы в детском  саду – комнатные растения. Они  издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго  цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны. Большинство  комнатных растений – выходцы  из тропических и субтропических стран: в зависимости о места  произрастания в природе комнатные  растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т.д.) Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет  вои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения –  ценный дидактический материал, они  являются обязательными обитателями  уголка природы.

 

Ценной находкой мы считаем  созданное воспитателями панно  с гербарием, где засушены некоторые  из растений Забайкальского края, частности  веточки багульника, ивы, сосны, соцветия мака, саранок, подснежника и другие растения.

 

Итак, ознакомление детей  с природой в детском саду требует  постоянного непосредственного  общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском  саду уголка природы, что и было сделано  в каждой группе детского сада №22. Растения и животных, находящихся в уголке природы, можно по-разному расположить  и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для  проведения разнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» - это небольшая территория или  отдельное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими  пространствами» как формами  организаций зеленой зон в  детском саду являются групповые  уголки природы.

 

2.2 Формы работы по ознакомлению  дошкольников с растительным  и животным миром Забайкалья

 

В настоящее время специалистами  разработаны различные формы  работы по экологическому воспитанию дошкольников. Вне дошкольного учреждения это могут быть экскурсии с  детьми на природу, например в ближайший  парк или групповой выезд в  лесную зону, на участке детского сада это может быть такая форма, как  работа по экологической тропе.

 

В группе же на занятиях формами  работы являются рассказ и беседа, в том числе рассматривание картин о природе и их обсуждение, а  также чтение детям стихов и рассказов  о природе и беседа после прочтения.

 

В нашей практической работе в подготовительной группе «Самоцветики»  мы использовали только те формы работы, которые проводятся на занятиях в  группе, в частности, чтение детям  рассказов о природе известного забайкальского писателя Георгия Граубина и дальнейшее групповое обсуждение прочитанного.

 

Гео́ргий Рудо́льфович Гра́убин (родился 11 июня 1929 года в селе Усть-Дая  Сретенского района Читинской области) — забайкальский писатель, детский  поэт, переводчик, заслуженный работник культуры РСФСР, почётный гражданин  Читинской области, член Союза писателей  СССР, член правления Союза писателей  РСФСР, кавалер ордена «Знак Почёта». Стихи Граубина переведены на многие языки, положены на музыку, их включают в школьные учебники, пособия для  учителей, антологии. Граубин — лауреат  российской премии за лучшее произведение о работниках милиции и обладатель специального диплома Всесоюзного  конкурса на лучшую детскую книгу. Он активно участвует в жизни Читы, является инициатором и организатором Дня города, праздников книги «Забайкальская осень».

 

Нами были прочитаны детям  следующие рассказы и стихи Георгия  Граубина: «Почему осенью – листопад?» (1985 г.), «Чем пахнут ветра?» (1965 г.), «Весенние  хлопоты» (1971 г.), отрывки из произведения «Четырехэтажная тайга» (1965 г.) и  др.

 

После прочтения каждого  произведения с детьми проводилась  беседа, где нами задавались вопросы  детям по содержанию стихотворения  или рассказа, по особенностям описания природы Родного края.

 

Для примера представим фрагмент работы в группе с произведениями Г.Граубина.

 

Речь экспериментатора: Богатейшая природа родного Забайкалья - особая любовь Георгия Рудольфовича Граубина. Исходив и объездив вдоль и  поперек наш необозримый край, где есть тайга, степи, тундра, он написал  стихотворения, полные любви, восхищения и гордости за свой родной любимый  край, который прекрасен в разные времена года. Каждый период года он описывает с любовью, и оно  особенное, ведь недаром цикл его  стихотворений называется “Веселый год”.

 

Прослушайте стихотворение  “Зима” и подумайте: почему герою  весело жить зимой? (Экспериментатор  читает стихотворение “Зима” под  музыку П.И. Чайковского “Времена года”)

Как полотно простынное,

 

Пороша на полях.

 

А ели в шерстке инея,

 

Как в белых свитерах.

 

Под щит, морозом кованный,

 

Забился ручеек.

 

Ветрами утрамбованный,

 

Скрипит, скрипит снежок.

 

Как головешки, вороны

 

На этой белизне,

 

На зимние диковинки 

 

Смотреть забавно мне!

 

Вот мама входит весело

 

С мороженым бельем:

 

Его сушить повесила,

 

Оно взялось колом.  

И я трясусь от хохота:

 

Сорвавшись, на меня

 

Летят с железным грохотом

 

Трусы и простыня!

 

А следом – чудо новое:

 

Был папа на реке

 

И воду родниковую

 

Домой принес в мешке.

 

Как гири, в бочку падают

 

Большие глыбы льда.

 

Кого же не обрадует

 

Стучащая вода!

 

Я подышал на синее

 

Оконное стекло -

 

Оно покрылось инеем

 

И сразу расцвело.

 

 

Сливаясь с занавесками,

 

Возник пейзаж лесной…

 

И я подумал: весело

 

Бывает жить зимой!

 

Речь экспериментатора: Дети, ответьте на вопросы: Какое настроение у этих произведений? Что их объединяет?

 

Ответы детей.

 

Речь экспериментатора: У  Граубина есть редкостный дар –  увидеть в окружающем необыкновенное и поделиться своим впечатлением с читателями. В цвете обыкновенного  снега, он нашел столько разнообразных  оттенков знакомых вам не понаслышке. (Экспериментатор читает стихотворение  “Снег”).

Снега в нас в Сибири

 

На всякий вкус и цвет.

 

Наверно, в целом мире

 

Снегов подобных нет.

 

Бывает снег колючим,

 

Бывает снег скрипучим.

 

А есть литой,

 

Крупчатый,

 

Как рожь, ядреный снег,

 

Хоть загребай лопатой 

 

И засыпай в сусек!

 

Бывает снег пушистым,

 

Бывает черствым снег

 

И даже каменистым,

 

Как высохший чурек.  

А есть, как мяч, упругий,

 

Спрессованный пургой, -

 

Его ни взрезать плугом,

 

Ни распилить пилой…

 

Придет неумолимо 

 

В край сибирский 

 

Снег

 

И в будущую зиму,

 

И в двадцать первый век.

 

Он будет всяким:

 

Блеклым

 

Блестящим, как слюда,

 

С дорожной пылью в порах,

 

Сухим, как в банке порох,

 

Таким сырым и мокрым,

 

 

Что липнет даже к стекла

 

Но хоть немного теплым не будет никогда.

 

Речь экспериментатора: Дети, как Вы думаете, какое настроение передает это стихотворение? Какие  оттенки имеет снег?

 

Ответы детей.

 

Итак, нашей формой работы по ознакомлению дошкольников подготовительной группы с растительным и животным миром Забайкалья явилась чтение и совместное обсуждение рассказов  и стихов известного забайкальского писателя Георгия Граубина. Дети проявляли  искренний интерес, внимательно  слушали произведения и охотно разговаривали  об услышанном.

 

В конце нашей практической работы в группе мы провели общегрупповое  представление – слушание стихов, на которое пригласили родителей  дошкольников и заведующую детского сада. На этом представлении дети читали наизусть некоторые из стихотворений  о природе Г.Граубина. Все –  и родители, и дети – остались очень довольными.

 

В Приложении к данной курсовой работе представлены фотографии с природой Забайкалья, которые мы показывали детям на каждом занятии перед  чтением произведений Г.Граубина.

 

3.3 Анализ результатов  экспериментальной работы

 

Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой  и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых  существенных особенностях растений и  животных как живых организмов, влиянии  факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и  природы; подведение детей к пониманию  и установлению доступных для  этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.

 

Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические  особенности личности с целью  оценки их состояния и прогнозирования  дальнейшего развития. Процедура  диагностики состоит из сбора  психодиагностической информации и  постановки диагноза для последующих  рекомендаций. Получить нужную информацию можно при длительном изучении ребенка (или детей) в условиях образовательного учреждения, а также при кратком  обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых  заданий, теста и др.

 

В соответствии с критериями оценки ответов выясняют уровень  знаний дошкольников о природном  окружении, сформированности умений устанавливать  разнообразные связи, зависимости  между объектами и явлениями  природы, взаимодействии человека и  природы.

 

Диагностика природоведческих знаний детей старшего дошкольного  возраста:

 

Позиция 1

 

Цель: выявить сформированность понятия "живое"; понимание детьми слов "живое" и "неживое" (на основании каких признаков дошкольники  судят о "живом", классифицируют объекты на живые и неживые).

 

Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем "живое" отличается от "неживого". В случае затруднения помогают вопросами.

 

Вопросы и задания:

 

·  Что относится к  живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой?

 

·  Что объединяет все  живые существа?

 

·  Как ты думаешь, все  живое может передвигаться? А  деревья, цветы – живые? Передвигаются  ли они?

 

·  Что нужно всему  живому на Земле? Отбери картинки, на которых  нарисовано то, что относится к  неживой природе, но необходимо всем живым существам.

 

·  Что произойдет с  живым существом, если не будет света (воздуха, воды, земли и др.)?

 

Позиция 2

 

Цель: выявить умение различать  сезоны и определять словом их характерные  признаки.

 

Вопросы и задания:

 

·  Какое сейчас время  года? Почему ты так считаешь?

 

·  Назови признаки данного  сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.

 

·  Как ты узнал, что  наступает осень?

 

·  Какое время года было до нее? Какое наступит после?

 

·  Чем отличается осень  от лета и зимы? (Сравнить длину дня, состояние погоды и др.).

 

·  Затем ребенку предлагают разложить по порядку картинки с  изображением сезонов и их периодов (начало, середина, конец), обосновывая  свои действия.

 

Позиция 3

 

Цель: выявить понимание  детьми слова "растение", знание общих  потребностей растений, зависимости  их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном  питании; умение классифицировать растения по месту произрастания.

 

Из разложенных на столе  картинок ребенку предлагают выбрать  те, на которых изображены растения. Назвать знакомые растения, указать  их части. Дают задание "собрать растение". Ребенок складывает растение из частей, используя карточки-модели, на которых  изображены стебель, листья, корень, цветок.

 

Вопросы и задания:

 

·  Зачем растению нужны  стебель, листья, корень, цветки?

 

·  Что нужно для того, чтобы растение росло?

 

·  Как ты узнаешь, что  растению не хватает воды (света, тепла)?

 

·  Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает  растение.

 

·  Где растут растения?

 

·  Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде и др.)? Назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).

 

·  Найди ошибку художника  и дай пояснения. (Использование  картинок с сознательно допущенными  ошибками: водные растения растут в  лесу, лесные – на огороде и др.).

 

·  Когда листва берез  начинает желтеть, а клена и осины  – краснеть?

 

·  В какой период осени  начинается листопад?

 

·  Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники?

 

·  Почему весной и летом  растения растут, цветут, дают плоды  и семена?

 

·  Что происходит с  ними зимой? Как узнать, что деревья  и кустарники зимой живые?

 

Позиция 4

 

Цель: выявить характер, объем  конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру  взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды.

 

Ребенку предлагают назвать  известных птиц (рыб, насекомых и  др.), определить характерные признаки представителей разных классов (что  есть у всех птиц (рыб, насекомых  и др.), чего нет у других животных).

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края