Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель – на основе теоретического анализа представить формы работы по ознакомлению дошкольников с природой Забайкалья.

Цель реализуется через следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.

Оглавление

Введение

Глава I. Экологизация воспитательно-образовательной деятельности

1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников

1.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ

1.3 Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников

Вывод по главе I

Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края

2.1 Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой Забайкалья

2.2 Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы

Вывод по главе II

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

2.docx

— 53.19 Кб (Скачать)

 

При обследовании знаний детей  выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания.

 

Вопросы и задания:

 

·  Где живут рыбы (птицы  и др.)?

 

·  Могут ли рыбы жить без  воды?

 

·  Что помогает рыбам  жить и передвигаться в воде?

 

·  Как передвигаются  другие животные?

 

·  Чем питаются животные?

 

·  Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?

 

·  Почему не видно насекомых?

 

·  Почему зимой медведь  спит, а заяц и белка нет?

 

·  Почему у большинства  животных детеныши рождаются весной?

 

С помощью различных "экологических  пирамид" и построения пищевых  цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.

 

Вопросы и задания:

 

·  Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?

 

·  Есть ли в природе "ненужные" животные (растения)? Что случится, если исчезнут все насекомые?

 

·  Какие враги есть у животных? Как они спасаются  от врагов?

 

·  Ребенку предлагают, используя картинки-модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и др.).

 

·  Выявляя понимание  детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:

 

·  Почему человек заботится  о животных?

 

·  Какие это животные?

 

·  Как люди охраняют природу?

 

В нашем экспериментальном  исследовании в подготовительной группе «Самоцветики» мы использовали некоторые  из перечисленных выше вопросов для  диагностики природоведческих знаний детей. Диагностику мы проводили  до проведения занятий и после  них.

 

Результаты диагностики  представлены в следующих диаграммах:

 

 

 

Диаграмма 1

 

Ответы детей на вопрос: Что такое природа?

 

 

 

Диаграмма 2

 

Ответы детей на вопрос: Что природа дает человеку?

 

 

 

 

Диаграмма 3

 

Ответы детей на вопрос: Какие насекомые появляются в  Забайкальском 

 

крае весной первыми?

 

 

 

Диаграмма 4

 

Ответы детей на вопрос: Что такое фотоохота?

 

 

 

 

Диаграмма 5

 

Ответы детей на вопрос: Как человек разрушает природу

 

 в Забайкальском крае?

 

 

 

 

 

Диаграмма 6

 

Ответы детей на вопрос: Что могут сделать дети Забайкалья для охраны природы?

 

 

 

 

Вывод по главе II

 

Итак, мы рассмотрели в  данной главе вопросы экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного  края. Выяснили, что работа воспитателя  по ознакомлению с природой детей  подготовительной к школе группы направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых  новых, неизвестных детям связей и закономерностей.

 

Целенаправленно проведенные  наблюдения, экскурсии на природу, закрепление  воспринятого в последующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторых  связей и зависимостей в неживой  природе, к пониманию зависимости  изменений в неживой природе.

 

Постоянное наблюдение за явлениями неживой природы невозможно без организации уголка природы  в ДОУ. Главная особенность и  преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных  эколого-педагогических мероприятий  и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии  даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь  в каждой возрастной группе. Расположить  его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Последний  вариант особенно хорош – растения и животных будут видеть родители, вместе с детьми наблюдать за ними, обсуждать разные моменты, связанные  с их жизнью. Родители смогут увидеть, как дети трудятся в уголке природы, что немаловажно для единства воспитания дошкольников в семье  и детском саду.

 

Проведенное нами экспериментальное  исследование показало, что после  проведения с детьми занятий по формированию природоведческих знаний, уровень знаний детей о растительном и животном мире Забайкалья существенно повысился, что наглядно видно в представленных диаграммах.

 

 

Заключение

 

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный  опыт, получаемый им от восприятия различных  предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание - новая  категория, которая непосредственно  связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с  природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

 

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ  экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под  руководством взрослых с предметно-природным  миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем  воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

 

Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста предполагает:

 

o  воспитание гуманного  отношения к природе (нравственное  воспитание)

 

o  формирование системы  экологических знаний и представлений  (интеллектуальное развитие)

 

o  развитие эстетических  чувств (умение видеть и прочувствовать  красоту природы, восхититься  ею, желания сохранить ее)

 

o  участие детей в  посильной для них деятельности  по уходу за растениями и  животными, по охране и защите  природы.

 

Экологическое воспитание детей  следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так  как в основе отношения человека к окружающему его миру природы  должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание  ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и  т.д.

 

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного  отношения к природе являются следующие:

 

o  понимание необходимость  бережного и заботливого отношения  к природе, основанное на ее  нравственно-эстетическом и практическом  значении для человека;

 

o  освоение норм поведения  в природном окружении и соблюдении  их в практической деятельности  и в быту;

 

o  проявление активного  отношения к объектам природы  (действенной заботы, умения оценить  действия других людей по отношению  к природе).

 

Формируя гуманное отношение  к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что  человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а  то, что наносит вред природе, наносит  вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается  общий для всех нас Дом, безнравственны.

 

Как же сформировать у детей  гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность  и эмоциональная отзывчивость, через  сострадание, сопереживание, которые  помогают ребенку войти «в жизнь  другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую  боль как свою собственную. Чувства  сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей  к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях  и т.д.) а активная позиция, как  правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими  птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание  и боль всему живому.

 

Очень важно показать детям, что по отношению к природе  они занимают позиции более сильной  стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о  ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и  возможностей противостоять действиям  антигуманным и безнравственным.

 

Необходимо помнить о  том, что зачастую небрежное, а порой  и жестокое отношение детей к  природе объясняется отсутствием  у них необходимых знаний. Вот  почему воспитание сопереживания и  сострадания происходит в неразрывном  единстве с формированием системы  доступных дошкольникам экологических  знаний, которая включает:

 

o  представления о растениях  и животных как уникальных  и неповторимых живых существах,  об их потребностях и способов  удовлетворения этих потребностей;

 

o  понимание взаимосвязи  между живыми существами и  средой их обитания, приспособленности  растений и животных к условиям  существования;

 

o  осознание того, что  все живые существа на Земле  связаны друг с другом сложной  системой связей (все друг другу  нужны, все друг от друга  зависят, исчезновение любого  звена нарушает цепочку, т.е.  биологическое равновесие) и в  то же время каждое из них  имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать  одновременно.

 

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у  детей гуманного отношения к  природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия  для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость  от выполненной работы, удостоенной  похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания  и сопереживания.

 

Активное гуманное отношение  к природе поддерживается и укрепляется  и при формировании у детей  осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей  красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых  условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

 

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить  и развить эстетическое к ней  отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить  наблюдать за состоянием растений и  поведением животных, получая от этого  удовольствие и замечая красоту  жизни, осознавать, что красота никак  не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного  как эстетической категории, надо развивать  их эмоциональную сферу, ибо чувства  дошкольников еще недостаточно устойчивы  и глубоки, носят избирательный  и субъективный характер.

 

Ознакомление детей с  природой в детском саду требует  постоянного непосредственного  общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском  саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.

 

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует  отобрать литературный материал для  каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы.

 

Задача воспитателей и  родителей – подвести детей к  пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности  в ответе за Землю, и каждый может  сохранять и приумножать ее красоту.

 

 

Литература

 

1.  Азбука экологического  воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.

 

2.  Букин А.П. В дружбе  с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.

 

3.  Вересов Н. Основы  гуманитарного подхода к экологическому  воспитанию старших дошкольников // «Дошкольное воспитание», 1995.

 

4.  Веретенникова С.  А. Ознакомление дошкольников  с природой. – М.: «Просвещение», 1993.

 

5.  Виноградова Н.Ф. Умственное  воспитание детей в процессе  ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978.

 

6.  Виноградова Н.Ф., Куликова  Т.А. Дети взрослые и мир  вокруг. М.,

 

7.  Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.

 

8.  Воспитание и развитие  детей в процессе обучения  природоведению. Сост. Л.Ф. Мельчакова  – М., 1981.

 

9.  Горшеков С.П. –  Экология и географические основы  охраны природы. М., 1992.

 

10.  Граубин Г.Р. // Детская  литература. -1977.-№1.

 

11.  Граубин Г.Р. Четырёхэтажная  тайга/ Г.Р.Граубин. - Иркутск: Восточно-Сибирское  кн. изд-во, 1965.-Рец.: Голышкин В. На  равных с учебниками // Детская  литература.-1966.-.№3.

 

12.  Дерябо С. Д., Ясвин  В. А. Природа: объект или  субъект отношений личности. –  М.: «Школа здоровья», 1995, т. 1,2.

 

13.  Дерябо С.Д., Ясвин  В.П.. Экологическая педагогика и  психология. – Ростов на Дону.: Феникс, 1996.

 

14.  Дмитриев Ю.Д. Большая  книга леса. - М. Детская литература, 1974.

 

15.  Жуковская Р. Н.  и др. Родной край: пособие для  воспитателей детского сада / Под  ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985.

 

16.  Как знакомить дошкольников  с природой: Пособие для воспитателей  детсада. – М.: Просвещение, 1982.

 

17.  Козлова С.А. Дошкольная  педагогика: учебник для студ.сред.проф.учеб. заведений. – 8-е изд., стер. –  М.: Изд.центр «Академия»,

 

18.  Коробкин В.И., Передальский  Л.В. Экология. Ростов н/Д: изд-во  «Феникс», 2001. с.545-549.

 

19.  Лаврентьева Н.Г.  Экологическое воспитание детей  дошкольного возраста.: Учеб.-метод.  пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.

 

20.  Мазурина А.Ф. Наблюдения  и труд детей в природе. Изд.3-е.  М., 1976.

 

21.  Макаровская М.М.  Уголок природы в детском саду. М., 1989.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края