Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа
Цель – на основе теоретического анализа представить формы работы по ознакомлению дошкольников с природой Забайкалья.
Цель реализуется через следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Организовать опытную проверку полученных данных и апробировать их на практике.
Введение
Глава I. Экологизация воспитательно-образовательной деятельности
1.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников
1.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом процессе ДОУ
1.3 Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников
Вывод по главе I
Глава II. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края
2.1 Создание экологического пространства в ДОУ для ознакомления с природой Забайкалья
2.2 Формы работы по ознакомлению дошкольников с растительным и животным миром Забайкалья
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы
Вывод по главе II
Заключение
Литература
При обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания.
Вопросы и задания:
· Где живут рыбы (птицы и др.)?
· Могут ли рыбы жить без воды?
· Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?
· Как передвигаются другие животные?
· Чем питаются животные?
· Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?
· Почему не видно насекомых?
· Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?
· Почему у большинства животных детеныши рождаются весной?
С помощью различных "экологических пирамид" и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.
Вопросы и задания:
· Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?
· Есть ли в природе "ненужные" животные (растения)? Что случится, если исчезнут все насекомые?
· Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?
· Ребенку предлагают, используя картинки-модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и др.).
· Выявляя понимание детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:
· Почему человек заботится о животных?
· Какие это животные?
· Как люди охраняют природу?
В нашем экспериментальном исследовании в подготовительной группе «Самоцветики» мы использовали некоторые из перечисленных выше вопросов для диагностики природоведческих знаний детей. Диагностику мы проводили до проведения занятий и после них.
Результаты диагностики представлены в следующих диаграммах:
Диаграмма 1
Ответы детей на вопрос: Что такое природа?
Диаграмма 2
Ответы детей на вопрос: Что природа дает человеку?
Диаграмма 3
Ответы детей на вопрос: Какие насекомые появляются в Забайкальском
крае весной первыми?
Диаграмма 4
Ответы детей на вопрос: Что такое фотоохота?
Диаграмма 5
Ответы детей на вопрос: Как человек разрушает природу
в Забайкальском крае?
Диаграмма 6
Ответы детей на вопрос: Что могут сделать дети Забайкалья для охраны природы?
Вывод по главе II
Итак, мы рассмотрели в данной главе вопросы экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой Родного края. Выяснили, что работа воспитателя по ознакомлению с природой детей подготовительной к школе группы направлена в основном на углубление полученных ими ранее знаний, на формирование более полных и точных представлений о сезонных изменениях в природе, на уяснение некоторых новых, неизвестных детям связей и закономерностей.
Целенаправленно проведенные наблюдения, экскурсии на природу, закрепление воспринятого в последующих беседах, детском рассказывании подводят ребят к пониманию некоторых связей и зависимостей в неживой природе, к пониманию зависимости изменений в неживой природе.
Постоянное наблюдение за
явлениями неживой природы
Проведенное нами экспериментальное исследование показало, что после проведения с детьми занятий по формированию природоведческих знаний, уровень знаний детей о растительном и животном мире Забайкалья существенно повысился, что наглядно видно в представленных диаграммах.
Заключение
Для развития мышления и речи
ребенка необходим богатый
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
o воспитание гуманного
отношения к природе (
o формирование системы
экологических знаний и
o развитие эстетических
чувств (умение видеть и
o участие детей в
посильной для них
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Критериями сформированности
осознанного и активного
o понимание необходимость
бережного и заботливого
o освоение норм поведения
в природном окружении и
o проявление активного
отношения к объектам природы
(действенной заботы, умения оценить
действия других людей по
Формируя гуманное отношение
к природе, необходимо исходить из следующего:
главное, чтобы ребенок понял, что
человек и природа
Как же сформировать у детей
гуманное отношение к природе? Учитывая
возрастные особенности дошкольников,
к которым относятся
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о
том, что зачастую небрежное, а порой
и жестокое отношение детей к
природе объясняется
o представления о растениях
и животных как уникальных
и неповторимых живых
o понимание взаимосвязи
между живыми существами и
средой их обитания, приспособленности
растений и животных к
o осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний
не достаточно для формирования у
детей гуманного отношения к
природе – необходимо включать их
в посильную для их возраста практическую
деятельность – создать условия
для постоянного и полноценного
общения детей с живой
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.
Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Литература
1. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.
2. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
3. Вересов Н. Основы
гуманитарного подхода к
4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: «Просвещение», 1993.
5. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: «Просвещение», 1978.
6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. М.,
7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
8. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Сост. Л.Ф. Мельчакова – М., 1981.
9. Горшеков С.П. –
Экология и географические
10. Граубин Г.Р. // Детская литература. -1977.-№1.
11. Граубин Г.Р. Четырёхэтажная тайга/ Г.Р.Граубин. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1965.-Рец.: Голышкин В. На равных с учебниками // Детская литература.-1966.-.№3.
12. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности. – М.: «Школа здоровья», 1995, т. 1,2.
13. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов на Дону.: Феникс, 1996.
14. Дмитриев Ю.Д. Большая книга леса. - М. Детская литература, 1974.
15. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М.: «Просвещение», 1985.
16. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1982.
17. Козлова С.А. Дошкольная
педагогика: учебник для студ.сред.проф.
18. Коробкин В.И., Передальский Л.В. Экология. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. с.545-549.
19. Лаврентьева Н.Г.
Экологическое воспитание
20. Мазурина А.Ф. Наблюдения
и труд детей в природе. Изд.3-
21. Макаровская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.