Эффективность использования информационных технологий в процессе обучения школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать использование информационных технологий с целью повышения эффективности учебного процесса.
Для достижения намеченной цели необходимо было решить ряд поставленных задач:
Изучить сущность, специфику и особенности использования информационных технологий как средства повышения эффективности обучения.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых использование информационных технологий становится средством повышения эффективности обучения.
Выявить общие закономерности изменения успеваемости учащихся.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….....….3
1. Роль использования информационных технологий в повышении эффективности учебного процесса ……………………………..…………..5
1.1 Дидактические возможности применения информационных технологий в учебном процессе школы …………………………………..………………….5
1.2 Педагогический дизайн урока с использованием информационных технологий ………………………………………………………………………..8

2. Практическое применение урока с использованием информационных технологий, описание и результаты …………………………………………14
2.1 Описание урока с использованием информационных технологий……..14
2.2 Сравнительный анализ урока с использованием информационных технологий традиционного урока……………………………………………19

Заключение …………………………………………………………………… 21
Список использованной литературы …………………………………......... 23

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 68.21 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Евразийский гуманитарный институт

Кафедра педагогики 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: «Эффективность использования информационных технологий в процессе обучения школьников» 
 
 

Выполнила:                                    студентка группы ППВ 1-2 Понамарчук Л.

Научный руководитель:             к.п.н., доцент Оспанова Я.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Астана  2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………….....….3

  1. Роль использования информационных технологий в повышении эффективности учебного процесса ……………………………..…………..5

1.1  Дидактические возможности применения информационных технологий в            учебном процессе школы …………………………………..………………….5

1.2 Педагогический  дизайн урока с использованием информационных технологий ………………………………………………………………………..8 

2.       Практическое применение урока с использованием информационных технологий, описание и результаты …………………………………………14

2.1 Описание  урока с использованием информационных технологий……..14

2.2 Сравнительный  анализ урока с использованием  информационных технологий традиционного урока……………………………………………19 

Заключение ……………………………………………………………………  21

Список  использованной литературы …………………………………......... 23 

 

     

     Введение 

     "Технологическая  революция и возникновение постиндустриального  общества привели к тому, что  к человеку стали предъявляться  новые функциональные требования: работник теперь должен не  только хорошо выполнять функциональные  обязанности, но и уметь проектировать,  принимать решения и выполнять  творческую работу. Таким образом,  существует реальная потребность  в использовании информационных технологий в общеобразовательной школе. В связи с этим тема данной курсовой работы ориентирована на изучение возможностей информационных технологий как средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

     Актуальность исследования определяется тем, что современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить качество обучения.

     Цель  исследования: проанализировать использование информационных технологий с целью повышения эффективности учебного процесса.

     Для достижения намеченной цели необходимо было решить ряд поставленных задач:

  1. Изучить сущность, специфику и особенности использования информационных технологий как средства повышения эффективности обучения.
  2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых использование информационных технологий становится средством повышения эффективности обучения.
  3. Выявить общие закономерности изменения успеваемости учащихся.
 

     Объект  исследования: учебный процесс в общеобразовательной школе.

            Предмет исследования: эффективность использования информационных технологий в процессе обучения школьников.

     Метод исследования: в ходе исследования использовались такие методы как наблюдения, сравнительный анализ и прогнозирование педагогических явлений.

     Гипотеза  исследования отражена в следующем предположении: если в процессе обучения в общеобразовательной школе использовать информационные технологии, то это способствует: повышению эффективности обучения в общеобразовательной школе, а именно: улучшение усвоения учебного материала; уменьшению времени решения стандартных задач; сформированности практической направленности знаний обучаемых; улучшению поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам, повышению информационной культуры учащихся, развитию познавательной и творческой активности учащихся.

     Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней были рассмотрены теоретические аспекты использования информационных технологий в общеобразовательной школе, даны основные понятия, изложена классификация информационных технологий, и это сделано с точки зрения таких теоретиков как Клемешова Н.В., Захарова И.Г., Егорова Ю.Н. Анализируя труды этих ученых, следует то, что компьютер может и должен рассматриваться как орудие деятельности в первую очередь учителя, остающегося, "лидером" педагогического процесса. Человек может играть роль субъекта или (и) объекта воздействия компьютеризированной системы.

     Практическая  значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования успешно использованы в педагогической практике общеобразовательной школы, что способствует активизации применения данного опыта.

     Структура курсовой работы: данная курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав теоретической и практической соответственно, заключения, списка использованной литературы. 

      1. Роль информационных технологий в повышении эффективности учебного процесса 

     
    1. Дидактические возможности применения информационных технологий в учебном процессе школы
 

     Одной из задач школы на современном  этапе является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение в том, что наряду с педагогическими целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности.

     Происходит  постепенное осознание потребности  в обеспечении учащихся не только профессиональными навыками, но и  в общем развитии обучающихся, формировании их информационной культуры. Необходимость  удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому нужно рассматривать поиск путей овладения современными технологиями в качестве перспективного и своевременного направления повышения эффективности процесса обучения в школе. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является информационных технологий.

     Под термином информационных технологий следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в эстетически организованной интерактивной форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических процессов, позволяет реализовать основные дидактические принципы и способствует достижению, как педагогических целей обучения, так и целей развития. [1, с. 37]

     Технология  информационных технологий позволяет реализовать большинство методов обучения, способно во многих случаях усовершенствовать или даже частично заменить в учебном процессе такие классические методы обучения, как метод устного изложения учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы. Многие известные педагоги и психологи указывали на то, что для повышения эффективности обучения методы устного изложения должны сочетаться с наглядными и практическими методами, а также с методами активизации восприятия.

     Педагогические  возможности средств информационных технологий определяются не простым суммированием возможностей компьютерной техники и технологий, в них входящих. Увеличение педагогических возможностей отдельных составляющих средств информационных технологий, которые взаимно развивают и дополняют друг друга, приводит к переходу количества этих возможностей в качества.

     Информация  в программах передается с помощью трех средств — графики, аудио и видео. При этом возможно достижение максимальной информационной наполняемости как отдельных элементов визуального ряда, так и их совокупности. С помощью компьютерной графики появляется возможность максимально реализовать эстетические законы структурирования формы таким образом, что создаются изображения, представляющие собой интеграцию научного (содержание) и эстетического (форма) компонентов, восприятие которых требует минимума усилий от обучающихся.

     Зарубежные  исследователи, подчеркивая необходимость разумной визуализации учебного контекста, выделяют следующие формы наглядной фиксации учебного материала: иллюстрация, логические изображения и изобразительные аналогии. К иллюстрациям относятся фотографические изображения, видеозаписи тех или иных объектов реальной действительности. Такая наглядность обладает высокой степенью соответствия изображаемому объекту и представляет собой своего рода замещение реальности. Вторая выделенная категория — логические изображения — включает в себя такие формы, как графики, схемы, диаграммы (информация сообщается с помощью индексов и символов). Данная категория наглядности характеризуется схематичностью и закодированными в изображении ментальными образами. Логические изображения выступают в качестве упрощенных представлений, иллюстрирующих сложные структуры. Изобразительные аналоги не представляют непосредственно наблюдаемые структуры, объекты или факты, сослужат хорошей иллюстрацией для усвоения сложных идей или фактов. Изобразительные аналоги основаны на построении конечной аналогии от хорошо известной информационной области к новым комбинациям в совершенно новой форме. [2, с.156]

     Некоторые зарубежные ученые утверждают, что внедрение информационных технологий в образование должно идти на основе того опыта, который уже накоплен в результате применения традиционных технических средств в учебном процессе вуза.

     Технические возможности любого средства сами по себе не могут оказывать воздействие  на учебную деятельность ученика, следовательно, необходимо установить соотношение между возможностями и «ограничениями» как обучающегося, так и самого технического средства. Эффективность дидактического средства зависит от степени его гибкости, то есть способности соответствовать потребностям и характеристикам различных групп обучающихся, а также различным образовательным контекстам. Так многочисленные исследования показали, что необходимо учитывать индивидуальные способности восприятия графики и анимации. Для повышения уровня восприятия материала одним ученикам достаточно графического сопровождения, а другим необходима анимация динамики изучаемого процесса. В работах зарубежных исследователей также выявлена зависимость уровня опорных знаний и качества восприятия различных форм наглядной фиксации учебного материала. [3, с. 180]

     Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание школьников к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.

     Интерактивный урок сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивный урок имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе её изложения компьютерных слайдов. [4, с. 115]

     Немало  важным является и то, что заранее готовясь к лекции, преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении «Power Point» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением. [5]

     В процессе изложения урока преподаватель эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это способствует лучшему усвоению учебного материала студентами.

     Эффективность применения интерактивного урока в ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями дисциплин технического профиля.

     Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно улучшает качество образования. Использование предложенной методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность учебного процесса, позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

     Создание  любого компьютерного приложения, а  особенно курса информационных технологий-лекций сегодня не мыслится без тщательно продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов.

Информация о работе Эффективность использования информационных технологий в процессе обучения школьников