Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:00, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать использование информационных технологий с целью повышения эффективности учебного процесса.
Для достижения намеченной цели необходимо было решить ряд поставленных задач:
Изучить сущность, специфику и особенности использования информационных технологий как средства повышения эффективности обучения.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых использование информационных технологий становится средством повышения эффективности обучения.
Выявить общие закономерности изменения успеваемости учащихся.
Введение …………………………………………………………………….....….3
1. Роль использования информационных технологий в повышении эффективности учебного процесса ……………………………..…………..5
1.1 Дидактические возможности применения информационных технологий в учебном процессе школы …………………………………..………………….5
1.2 Педагогический дизайн урока с использованием информационных технологий ………………………………………………………………………..8
2. Практическое применение урока с использованием информационных технологий, описание и результаты …………………………………………14
2.1 Описание урока с использованием информационных технологий……..14
2.2 Сравнительный анализ урока с использованием информационных технологий традиционного урока……………………………………………19
Заключение …………………………………………………………………… 21
Список использованной литературы …………………………………......... 23
Важную роль играет звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. К примеру, наглядное изображение животных или птиц может сопровождаться их рычанием, пением и т.д. Рисунок или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью. [12, с.780]
Наконец,
звук может играть роль учебного звукового
сопровождения наглядного изображения,
анимации, видеоролика. В данном случае
учителю следует тщательно
Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов. [14, с. 202] Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Там, где в обучении не помогает неподвижная иллюстрация, таблица, может помочь многомерная подвижная фигура, анимация, кадроплан, видеосюжет и многое другое. Однако при использовании видеоинформации не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. [15, с. 76] То есть видеоинформация должна сопровождаться рядом вопросов развивающего характера, вызывающих ребят на диалог, комментирование происходящего. Ни в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Предпочтительнее заменить звуковое сопровождение видеофрагмента живой речью учителя и учеников.
Следует
затронуть и другой аспект: проведение
самого мультимедийного урока. Как бы
ни был разработан урок, многое зависит
от того, как учитель подготовится к нему.
Виртуозное проведение такого занятия
сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи.
Учитель должен не только, и не столько
(!), уверенно владеть компьютером, знать
содержание урока, но вести его в хорошем
темпе, непринужденно, постоянно вовлекая
в познавательный процесс учеников. Необходимо
продумать смену ритма, разнообразить
формы учебной деятельности, подумать,
как выдержать при необходимости паузу,
как обеспечить положительный эмоциональный
фон урока. [16]
2.
Практическое применение
урока с использованием
информационных технологий,
описание и результаты
C
целью экспериментального подтверждения
эффективности использования информационных
технологий в учебном процессе в общеобразовательном
учреждении СШ № 22 в 3а и 3б классах были
проведены уроки о воде. В 3б (контрольном)
классе урок проходил по стандартной схеме,
в 3а классе (экспериментальном) проведен
«Урок чистой воды» с использованием информационных
технологий.
2.1
Описание урока с использованием
информационных технологий
Цели урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент, сообщение темы и задач урока.
Слайд 1.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, какое вещество будем изучать на уроке:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Учащимся предлагается сформулировать тему урока.
Тема нашего урока – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
2. Проверка домашнего задания
Слайд 2.
– Ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами:
1. Что такое воздух?
в) Воздух – смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.
б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.
Слайд 3.
2.
В каком случае основные
а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;
б) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.
Слайд 4.
3. Что происходит с воздухом при нагревании?
а) при нагревании воздух расширяется;
б) при нагревании воздух сжимается.
Слайд 5.
4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
а) углекислый газ;
б) кислород; в) азот.
Слайд 6.
(Ответ: Вода.)
3. Работа по теме урока
1. Что такое вода.
Слайд 7.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Слайд 8.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Слайд 9.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Слайд 10.
Чтобы не было беды
– Жить нельзя нам без ... (воды.)
– Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Слайд 11.
– Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч и т.д.
Вода есть и под землей (родники и др.). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане.
Слайд 12.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомни, как много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, хотя не в таком большом количестве.
Слайд 13.
В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит с состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.
Много ли воды в твоем теле, ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2.
Слайд 14.
Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).
Слайд 15.
Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.
Слайд 16.
Вода “добывает” электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.
Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, – ничего не сделать без воды.
Вот она какая, вода!
Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
Слайд 17.
2. Работа по учебнику. С. 49.
– Прочитайте текст учебника.
– Найдите отрывок в тексте, в котором говорится, как узнать сколько воды в твоем организме. (Массу тела разделить на 3 и умножить на 2.)
– Вычислите сколько воды в вашем организме.
Слайд 18.
3. Работа по рабочей тетради С. 20 № 1.
– Прочитайте.
– Вычислите и запишите, если масса человека 60 кг, то сколько воды содержится в его организме.
– А если масса человека 90 кг?
– Запишите, сколько воды в вашем теле? С. 21 № 2.
IV. Практическая работа
По ходу выполнения практической работы все данные вносятся в рабочую тетрадь. С. 22 №3. [17, с. 117]
Слайд 19.
Опыт 1
– Какова прозрачность воды?
– Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.
Опыт 2
Какого цвета вода?
– Какого цвета лимон?
– Какого цвета вода? Сравните.
Вывод: вода бесцветна.
Слайд 20.
Опыт 3
– Каков запах воды?
– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
– А чем пахнет чистая вода?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 4
– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)