Эффективность использования информационных технологий в процессе обучения школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать использование информационных технологий с целью повышения эффективности учебного процесса.
Для достижения намеченной цели необходимо было решить ряд поставленных задач:
Изучить сущность, специфику и особенности использования информационных технологий как средства повышения эффективности обучения.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых использование информационных технологий становится средством повышения эффективности обучения.
Выявить общие закономерности изменения успеваемости учащихся.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………….....….3
1. Роль использования информационных технологий в повышении эффективности учебного процесса ……………………………..…………..5
1.1 Дидактические возможности применения информационных технологий в учебном процессе школы …………………………………..………………….5
1.2 Педагогический дизайн урока с использованием информационных технологий ………………………………………………………………………..8

2. Практическое применение урока с использованием информационных технологий, описание и результаты …………………………………………14
2.1 Описание урока с использованием информационных технологий……..14
2.2 Сравнительный анализ урока с использованием информационных технологий традиционного урока……………………………………………19

Заключение …………………………………………………………………… 21
Список использованной литературы …………………………………......... 23

Файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 68.21 Кб (Скачать)

     Для создания обучающей программы необходимо:

  • Выбрать тип программы. На этом этапе определяются основные цели и задачи программы, а также средства её реализации.
  • Собрать подходящие исходные материалы — тексты, репродукции и иллюстрации, аудиозаписи, видеокассеты, компьютерные файлы. Полнота собранных материалов говорит о готовности к реализации программы и определяет уровень её качества.
  • Написать сценарий программы и взаимодействия преподавателя с ней, определяющий композицию всех собранных материалов. Здесь определяется вся логика программы. Сценарий описывает связи между слайдами, структуру и изменения на этих слайдах, а также звуковые и видеоэффекты.
  • Обработать собранные материалы на компьютере, подготовив их к включению в обучающую программу, т.е. создать и отредактировать текстовые, графические, анимационные, видео, звуковые сопровождения. Здесь используются как стандартные средства самой операционной системы, так и ставшие стандартными пакеты редактирования текстов (Microsoft Word), компьютерной графики и анимации (3D Studio, Adobe PhotoShop), видеомонтажа (Adobe Premiere), Web-мастеринга (Microsoft FrontPage), а также программы, поставляемые вместе с аудио- и видео платами.
  • Реализовать сценарий в виде действующей программы, внося необходимые изменения в материалы и сценарий в процессе опытной эксплуатации. Для авторов, не являющихся программистами, лучшим вариантом является использование таких средств визуального программирования, как Power Point из Microsoft Office, Macromedia Director, а также средства Web-мастеринга. Наконец, профессиональные программисты могут использовать системы программирования Visual C++, Visual Basic, Delphi, Java и др., но оптимальных сроков разработки они добьются, если будут их использовать в дополнение к перечисленным выше системам.
  • Подготовить методические материалы для пользователей программы — преподавателей. Такие материалы необходимы, так как пользователи программы, как правило, не обладают квалификацией её авторов. [6, с.352]
 

     1.2 Педагогический дизайн урока с использованием информационных технологий 

     Педагогический  дизайн – приведенное в систему  использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования  учебных материалов.

     Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально  тщательной разработки. Именно уроки  являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность  той или иной разработки. Это одновременно и конечный результат, и последняя  стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

     Подготовка  подобных уроков требует еще более  тщательной подготовки, чем в обычном  режиме. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в  данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий  мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

     В многочисленных статьях, посвященных  данной теме, часто встречается выражение  «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где информационные технологии используются для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации. В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д. [7, с.416]

     Вполне  очевидно, что степень и время  мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. Проведение урока в режиме мини-технологии отнюдь не означает, что учитель лишен возможности маневра и импровизации. [8,с. 312] Ничего удивительного не будет в том, что подобный урок может заиграть новыми гранями, пройти привлекательнее, интереснее, динамичнее. Но урок – мини-технология предполагает существенное уменьшение «педагогического брака».

     При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

     - для изучения нового материала, предъявления новой информации;

     - для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

     - для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

     - для обобщения, систематизации знаний. [9, с.267]

     Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий  эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, учителю необходимо подобрать формы и методы проведения урока, образовательные технологии, приемы педагогической техники.

     Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

     Педагогические  справочники определяют дидактическую  единицу как логически самостоятельную  часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующую  таким компонентам содержания как  понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.

     Дидактическая единица состоит из одного или  нескольких фреймов.

     Фрейм – минимальное описание явления, факта, объекта, при удалении из которого какой-либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т.е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу и логике фреймов составляет дидактическую единицу. [10, с.437]

     Таким образом, готовя учебный эпизод и  рассматривая его как дидактическую  единицу, разработчик должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации.

     Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». [11, с.326]

     Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует  необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком  случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.

  1. Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации
  2. Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.
  3. Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Средства информационных технологий представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.
  4. Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.
  5. Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

     При подготовке учебного эпизода перед  учителем обязательно станет проблема предъявления печатного текста. Необходимо обратить на следующие требования к тексту:

     - структура;

     - объем;

     - формат.

     Текст с экрана должен выступать как  единица общения. Он носит или  подчиненный характер, помогающий учителю  усилить смысловую нагрузку, или  является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно  не озвучивает. Вполне естественно, когда  на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на экране мы видим своеобразный тезисный план урока. В таком случае, главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.

     Давно очевидно, что большой объем написанного  плохо воспринимается с экрана. Учитель  должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный  другим языком. Напомним определение  текста в энциклопедических справочниках как последовательность графических  или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением (лат.Textus - соединение).

     Немаловажным  является и то, как будет представлен  печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное  учителем время. Учитель или комментирует предъявленный текст, или усиливает  предъявленную им устную информацию. Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации.

     Хотя  могут быть и случаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактически оправдано. Такой прием  используется в начальной школе, когда учитель достигает комплексного подхода в обучении, подключая различные каналы восприятия. Совершенствуются навыки чтения, устного счета и т.д.

     Дублирование  печатного текста обязательно также  в любом возрасте при проведении мультимедийных дидактических игр. Этим самым учитель добивается равных условий для всех учеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легче усваивающих информацию печатного текста.

     Занимаясь подготовкой мультимедийного урока, разработчик должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться на проектировании цветового сценария учебного эпизода. Не следует пренебрегать рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора.

     Немаловажное  значение имеет и использование на уроке звука. Звук может играть роль

     - шумового эффекта;

     - звуковой иллюстрации;

     - звукового сопровождения.

     В качестве шумового эффекта звук может  использоваться для привлечения  внимания учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности. Наличие  мультимедийной коллекции Microsoft Office звуковых эффектов отнюдь не означает обязательное их применение. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. К примеру, в случае проведения мультимедийной обучающей игры отрывистый шумовой эффект может стать сигналом к началу обсуждения поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения и необходимости предъявления ответа. Очень важно, чтобы ученики были приучены к этому, чтобы звук не вызывал у них излишнего возбуждения.

Информация о работе Эффективность использования информационных технологий в процессе обучения школьников