Использование нетрадиционных приёмов аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 21:31, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время многие родители уделяют развитию мелкой моторики рук своих детей всё меньше и меньше времени. Это приводит к отставанию малышей в умственном развитии. Важно начинать развивать мелкую моторику детей уже с раннего возраста. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь её частью. Поэтому развитие мелкой моторики кистей, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Значение использования нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Аппликация как вид изобразительной деятельности…………………………………………………..……………4
Особенности работы по аппликации в старшей возрастной группе…………………………………………………………………..…...8
Понятие мелкой моторики, особенности развития в старшей возрастной группе………………………..…………………......………...…...………...9
Использование нетрадиционных приёмов аппликации для развития мелкой моторики рук у детей…………………………………10
Глава 2. Занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Работа, проведенная с детьми……………………………………………………………...............12
Использование нетрадиционных
приёмов аппликации как средство развития
мелкой моторики рук детей старшего дошкольного
возраста
Автор: Тонконогова
Анна Дмитриевна
Группа: 31 “д”
Специальность: 050704
“Дошкольное образование”
Научный руководитель:
Острейковская
Галина Васильевна
Преподаватель Теории и методики
развития детского
изобразительного творчества
Дата сдачи_____
Оценка_____
_______________
(Подпись руководителя)
Москва
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Значение
использования нетрадиционных техник
аппликации в развитии мелкой моторики
рук у детей старшего дошкольного возраста
Аппликация как вид изобразительной
деятельности…………………………………………………..……………4
Особенности работы по аппликации
в старшей возрастной группе…………………………………………………………………..…...8
Понятие мелкой моторики, особенности
развития в старшей возрастной группе………………………..…………………......………...…...………...9
Использование нетрадиционных
приёмов аппликации для развития мелкой моторики рук у детей…………………………………10
Глава 2. Занятия
аппликацией из нетрадиционных материалов
как средство развития мелкой моторики
рук детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня развития
мелкой моторики рук у детей старшего
дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Работа, проведенная с детьми……………………………………………………………...............12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………20
Приложение………………………………………………………………………21
Введение
Актуальность данной тематики
обусловлена тем, что в настоящее время
многие родители уделяют развитию мелкой
моторики рук своих детей всё меньше и
меньше времени. Это приводит к отставанию
малышей в умственном развитии. Важно
начинать развивать мелкую моторику детей
уже с раннего возраста. Если внимательно
посмотреть на снимок головного мозга,
то становится ясно, что речевая область
находится рядом с двигательной областью,
являясь её частью. Поэтому развитие мелкой
моторики кистей, пальцев рук положительно
сказывается на становлении детской речи
и функционировании речевых зон головного
мозга.
К сожалению, развитию моторики
уделяется мало внимания, т.к. в наш «машинный
век» взрослые стали больше надеяться
на машины, чем на собственные руки, в связи
с чем многие родители не стараются развивать
у своих детей тонкую ручную моторику
и вообще приучать их к «ручной» работе.
Существует множество компьютерных игр
для детей в возрасте 4-5 лет, развивающих
внимание и память. Но не все родители
осознают, что такие игры не могут обеспечить
ребенку всестороннее развитие, и чтобы
развиваться полноценно, ребенок должен
работать руками.
Для изучения этой проблемы
мы выбрали нетрадиционные приёмы аппликации
как средство развития мелкой моторики
у детей.
Именно аппликацию мы выбрали
потому, что это хороший способ для развития
гибкости и точности движений пальцев,
который благотворно влияет на формирование
личности ребенка. Проще говоря, это один
из способов развития мелкой моторики.
При занятиях аппликацией у детей развиваются
творческие способности, художественный
вкус, тактильное восприятие, внимание,
память, абстрактное и объектное мышление,
речь.
Обычно аппликация очень нравится
детям, поскольку с её помощью можно составлять
увлекательные картины. Для этого вида
творчества можно использовать всё: цветную
бумагу или картон, ткань, мех, шнурки,
колпачки, пуговицы, крупы и еще множество
других материалов, которые можно приклеить.
С помощью аппликации можно
изучать цвета, геометрические фигуры,
понятия величины, пополнять словарный
запас, делая открытки к празднику или
даже украшения для комнаты. Кроме того,
создание аппликаций — это целая серия
последовательных действий. Дети, постоянно
занимающиеся аппликацией, развивают
следующие навыки:
аккуратность;
настойчивость;
сосредоточенность;
выдержку;
самостоятельность.
Цель: изучение возможности применения
нетрадиционных приемов аппликации как
одного из средств развития мелкой моторики.
Объектом нашего исследования являются
средства развития мелкой моторики.
Предмет нашего исследования – использование
аппликации как средства развития мелкой
моторики.
Задачи:
изучить соответствующую литературу;
определить с помощью тестирования
уровень развития мелкой моторики рук
у детей;
разработать серию занятий
с применением нетрадиционных приёмов.
Гипотеза: если систематически проводить
занятия с детьми старшего возраста в
нетрадиционной технике аппликации, то
возможно развивать мелкую моторику их
рук.
Методы исследования:
изучение литературы по проблеме;
тестирование;
анализ продуктов детской деятельности.
Глава I. Значение использования
нетрадиционных техник аппликации
Аппликация как вид изобразительной
деятельности
Аппликация – наиболее простой
и доступный способ создания художественных
работ, при котором сохраняется реалистическая
основа самого изображения. Это дает возможность
широко использовать аппликацию не только
в оформительских целях (при изготовлении
наглядных пособий, пособий к различным
играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным
датам), но и в создании картин, орнаментов
и так далее.
Основными признаками аппликации
являются силуэтность, плоскостная обобщенная
трактовка образа, гармоничное сочетание
цветов..
Аппликация может быть:
предметной, т.е. состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.);
сюжетной, т.е. отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.);
декоративной, т.е. включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Многие столетия аппликация
находит широкое применение и распространение
не только в Азии, но и в Европе: Италии,
Испании, Германии, Франции.
Главную роль в аппликации играет
цвет. Анри Матисс считал, что цвета должны
поддерживать друг друга, а не уничтожать.
Он утверждал, что цвета, которые можно
применять для изображения предметов
и явлений природы, сами по себе, совершенно
независимо от этих предметов обладают
силой воздействия на чувства зрителей.
В предметной аппликации
дети овладевают умением вырезывать из
бумаги и наклеивать на фон отдельные
предметы изображения, которые в силу
специфики деятельности передают несколько
обобщенный, даже условный образ окружающих
предметов.
На начальном этапе малыши раскладывают
и наклеивают предмет из заготовленных
воспитателем частей: мяч - две половинки
разного цвета, грибок - шляпка и ножка;
тележка - прямоугольный корпус и круглые
колеса; гирлянда - флажки прямоугольной
формы и т.д.
По мере освоения приемов вырезывания
в средней, старшей и подготовительной
к школе группах дети могут изобразить
предметы, отличающиеся разнообразием
формы и строения, сочетания окраски, величины
соотношения.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие
умения вырезывать и наклеивать различные
предметы в соответствии с темой или сюжетом
(«Цыпленок клюет зерна», «Рыбки плавают
в аквариуме», и т.п.). При этом перед ребёнком
ставятся следующие задачи:
вырезать предметы, показав их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
выделить основные предметы,
главных действующих лиц, связать их с
местом действия, обстановкой (ласточки летают в небе, цветы растут на лугу). Главное при этом выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
передать характерные особенности
персонажей и их действия через жесты,
позу, одежду, окраску (колобок встретился
с медведем – фигуры наклеивают в положении
поворота друг к другу);
аккуратно расположить предметы
на плоскости основ: на одной линии в ряд
по горизонтали и вертикали, указывая
высоту предметов; создать разноплановые
композиции - ниже, выше, уменьшая размеры
предметов с учетом их удаления (лодки
в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
подобрать и целесообразно
использовать цвет и его сочетания для
передачи времени года, состояния погоды,
отношения к изображаемому объекту и явлениям
(золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).
В каждой возрастной группе
эти задачи реализуются по-разному. Их
усложнение связано с уровнем знаний,
умений и навыков, от которых зависит творческое
содержание сюжетно-тематических аппликаций,
а также со степенью развитости мелкой
моторики рук детей.
Дети старшей группы вырезывают
и наклеивают «Осенний букет», «Урожай
овощей», а в подготовительной к школе
группе эта тема может найти еще более
оригинальное решение: «Осенний натюрморт»,
«Птицы улетают в теплые края» и т.д.
Декоративная аппликация - вид орнаментальной
деятельности, во время которой дети овладевают
умением вырезывать и объединять различные
элементы (геометрические растительные
формы, обобщенные фигуры птиц, животных,
человека) по законам ритма, симметрии,
используя яркие цветовые сопоставления.
На этих занятиях ребенок учится стилизовать,
декоративно преобразовывать реальные
предметы, наделять образцы новыми качествами.
На занятиях в детских садах
применяется декоративная аппликация
с ленточной и центрально-лучевой композицией.
В ленточном построении отдельные элементы
могут многократно повторяться по горизонтали
или вертикали в виде каймы или бордюра.
Узор бывает простой, состоящий из одного
элемента, и сложный в котором отдельный
мотив повторяется через два - три элемента.
В центрально-лучевой композиции узор
развивается в направлении от центра украшения
равномерно к краям, углам, сторонам в
зависимости от того, на предмете какой
формы он расположен: на круге, прямоугольнике
или квадрате.
Для воспроизведения различных
видов орнаментов дети дошкольного возраста
должны научиться равномерно, заполнять
отдельными элементами пространство фона,
выделять основные и вспомогательные
части аппликации. Чтобы развить у детей
глазомер и способность создавать уравновешенные
композиции, целесообразно применять
наглядные приемы обучения или ограничиваться
словесной инструкцией, если дошкольникам
хорошо известны способы вырезывания
и наклеивания отдельных элементов.
Учитывая многообразие видов
аппликации, занятия следует проводить
как можно чаще, и делать эти занятия как
можно разнообразнее.
Аппликация имеет большое значение
для обучения и воспитания детей дошкольного
возраста. Она способствует формированию
и развитию многих личностных качеств
ребенка, а также не только психических,
но и эстетических возможностей.
В современных педагогических
и психологических исследованиях доказывается
необходимость занятий изобразительным
творчеством для умственного, эстетического
развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова
В.В., Поддьякова Н.Н. установлено, что дошкольники
способны в процессе изготовления
аппликации выделять существенные свойства
предметов и явлений, устанавливать связи
между отдельными предметами и явлениями
и отражать их в образной форме.
Отсюда вытекает необходимость
занятий не только изобразительным искусством,
но и специфичными видами изобразительного
творчества, в том числе и аппликацией.
Эта проблема актуальна на сегодняшний
день. Это подтверждается тем, что работа
по аппликации редко практикуется во время
занятий, и поэтому не способствует формированию
и развитию у детей основных знаний и умений
в этой области.
Занятия аппликацией очень
полезны для детей. Аппликация развивает
такие качества как самостоятельность,
усидчивость, терпение, аккуратность.
Необходимость работать с мелкими деталями,
вырезать элементы, раскладывать и наклеивать
их улучшает мелкую моторику детей. В результате
обобщения опыта педагогов было выявлено
значение обучения аппликации:
развитие, воспитание художественного
вкуса;
развитие художественных умений;
развитие творческого мышления,
пространственного восприятия.
Проблема изучения влияния
использования нетрадиционных техник
аппликации на развитие мелкой моторики
не была поставлена и не решалась в теории
и практике дошкольного художественного
образования.
Из всего этого вытекает вывод:
проведение занимательных занятий с нетрадиционными
материалами и техниками в аппликации
способствует развитию мелкой моторики
рук дошкольников.