Использование нетрадиционных приёмов аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 21:31, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в настоящее время многие родители уделяют развитию мелкой моторики рук своих детей всё меньше и меньше времени. Это приводит к отставанию малышей в умственном развитии. Важно начинать развивать мелкую моторику детей уже с раннего возраста. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь её частью. Поэтому развитие мелкой моторики кистей, пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и функционировании речевых зон головного мозга.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Значение использования нетрадиционных техник аппликации в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Аппликация как вид изобразительной деятельности…………………………………………………..……………4
Особенности работы по аппликации в старшей возрастной группе…………………………………………………………………..…...8
Понятие мелкой моторики, особенности развития в старшей возрастной группе………………………..…………………......………...…...………...9
Использование нетрадиционных приёмов аппликации для развития мелкой моторики рук у детей…………………………………10
Глава 2. Занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Работа, проведенная с детьми……………………………………………………………...............12
В процессе занятий аппликацией
дети знакомятся с простыми формами различных
предметов, части и силуэты которых они
вырезают и наклеивают. Создание силуэтных
изображений требует большой работы мысли
и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют
детали, являющиеся порой основными признаками
предмета. Вместе с этим развивается и
мелкая моторика, т.к. работа требует сосредоточения
на ручной деятельности.
Занятия аппликацией способствуют
развитию математических представлений.
Дошкольники знакомятся с названиями
и признаками простейших геометрических
форм, получают представление о пространственном
положении предметов и их частей (слева,
справа, в углу, в центре и т.д.) и величин
(больше, меньше). Эти сложные понятия легко
усваиваются детьми в процессе создания
декоративного узора или при изображении
предмета по частям.
В процессе занятий у дошкольников
развиваются чувства цвета, ритма, симметрии
и на этой основе формируется художественный
вкус и мелкая моторика. Предоставляя
ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются
умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии
дети знакомятся уже в младшем возрасте
при распределении элементов декоративного
узора.
Занятия аппликацией приучают
малышей к плановой организации работы,
которая здесь особенно важна, т.к. в этом
виде искусства большое значение для создания
композиции имеет последовательность
прикрепления частей (сначала наклеиваются
крупные Формы, затем детали; в сюжетных
работах сначала фон, потом предметы второго
плана, заслоняемые другими, и в последнюю
очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений
способствуют развитию мускулатуры руки,
координации движений. Ребенок учится
владеть ножницами, правильно вырезать
формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать
формы на листе на равном расстоянии друг
от друга.
Особенности работы по аппликации
в старшей возрастной группе
Дети пятого-шестого года жизни
уже понимают, что в аппликациях можно
изобразить различные предметы и явления.
Изображения будут красивыми, интересными,
если хорошо передана форма предметов
и их частей, если они разнообразны по
величине, цвету, расположению на листе
бумаги. И дети способны создать красивые,
выразительные аппликации, так как владеют
формообразующими движениями. Они успешно
справляются с вырезыванием предметов
прямоугольной и округлой формы разных
пропорций.
Полученные знания, умения и
навыки позволяют детям изображать большой
круг предметов и отражать различные явления,
которые их заинтересовали. Появляется
широкая возможность отражать в аппликации
свои творческие замыслы.
Развитие творческих способностей
детей в старшей группе связано, прежде
всего, с обогащением их сенсорного опыта,
формированием образных представлений.
В «Программе воспитания
в детском саду» указывается,
что у детей пятого-шестого года
жизни развивается способность анализировать
и обобщать воспринимаемые предметы, выделять
и сопоставлять их свойства (форму, высоту,
длину, ширину, цвет). На этой основе становится
возможным учить детей передаче отношений
предметов между собой по величине, по
высоте, толщине, а также отношений частей
предметов как по высоте, так и по форме
и по расположению друг к другу. Для того
чтобы передавать эти свойства предметов
в аппликации, детям необходимо приобрести
новые знания: о пространственном положении
(вверху, внизу, по сторонам, в середине,
справа, слева), о градациях по высоте (выше,
еще выше, самый высокий), по длине (длиннее,
самый длинный), по толщине (толще — тоньше,
самый тонкий) и т. д.
Понятие мелкой моторики, особенности
развития в старшей возрастной группе
Мелкой моторикой называют
совокупность скоординированных действий
костной, мышечной, нервной и костной систем
человека, очень часто в сочетании со зрительным
восприятием в выполнении точных, мелких
движений пальцами рук и ног и кистями.
Для понятия «мелкая моторика» часто приводят
в пример такой термин как «ловкость».
Игрушки в развитии мелкой моторики
играют роль катализаторов, помогают ускорить
развитие этого навыка. Для чего нужно
развитие мелкой моторики? Исследования
ученых показывают, что примерно треть
всей поверхности двигательной проекции
головного мозга занимает проекция кисти,
находящаяся рядом с речевой зоной. Это
свидетельствует о том, что развитие мелкой
моторики и развитие речи ребенка находятся
в прямой взаимосвязи, это неразрывно
связанные друг с другом процессы.
Важно отметить, что к сфере
мелкой моторики относится большое количество
разных движений. К ним можно отнести и
примитивные жесты, например, захват различных
объектов, и мелкие движения, от качества
которых будет зависеть почерк человека.
На пятом году жизни совершенствуются
ранее приобретённые умения, появляются
новые интересы, например вышивание крестиком,
вязание крючком и др. Ручные умения приучают
ребёнка преодолевать трудности, развивают
его волю и познавательные интересы. Чем
больше он задаёт вопросов, тем больше
«получает» руками ответов. Привлекательным
занятием становится писание по трафаретам
цифр и букв. Это шаг к освоению «грамоты»
и подготовке руки к письму. В этом возрасте
дети любят играть с завязанными глазами.
«Руки видят!» - делают они открытие и готовы
снова и снова перепроверять свои возможности.
Для таких игр нужны буквы и цифры, вырезанные
из плотного картона или выпиленные из
дерева.
Шестой год жизни: «рука готовится
к школе». Если руку ребёнка развивали
с рождения, то на шестом году жизни он
совершенствуется в «ручной умелости»:
осваивает более сложные способы резания,
склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания,
складывания, используя ткань, бумагу,
проволоку, фольгу, подсобные и природные
материалы; применяет различные орудия
труда и инструменты: ручки, карандаши,
кисточки, фломастеры, ножницы, молоток,
грабли, щётки, лейки, лопаты и др.
Использование нетрадиционных
приёмов аппликации для развития мелкой
моторики рук у детей
Развитие мелкой моторики рук
является средством интеллектуального
развития ребенка.
Систематическая тренировка
пальцевых движений является мощным средством
повышения работоспособности головного
мозга, оказывает положительное влияние
на подвижность органов артикуляции, что
очень важно для детей.
Аппликация и самостоятельное
вырезание в старшем дошкольном возрасте
способствует развитию мелкой моторики
рук.
Особенно положительное влияние
на развитие мелкой моторики оказывает
салфеточная аппликация. Путем сминания
кусочков бумажной салфетки кончиками
пальцев, получаются комочки, которые
дети используют для заполнения контура
рисунка, приклеивая эти комочки на определенные
места. Коллективные работы, выполненные
салфеточной аппликации отличаются красочностью,
художественным вкусом. Дети с удовольствием
занимаются этой аппликацией получая
удовлетворение в виде готовой работы
выполненной своими руками украшающей
группу.
Умение владеть пальцами кистями
рук необходимо человеку в течение всей
жизни. Для этой важной цели необходимо
стимулировать работу пальчиков ребенка,
начиная с раннего возраста.
Глава 2. Занятия аппликацией
из нетрадиционных материалов как средство
развития мелкой моторики рук детей старшего
дошкольного возраста
Диагностика уровня развития
мелкой моторики рук у детей старшего
дошкольного возраста
Практическая часть нашей работы
проводилась в детском саду №1652 в старшей
группе №4. С целью выявления уровня развития
мелкой моторики было организовано занятие
«Цыплята на лугу» [Приложение 2].
Для анализа были выбраны критерии,
предложенные Комаровой Т.С.:
Высокий уровень: форма передана
точно, части расположены верно, владение ножницами уверенное, линии надреза ровные, наклеивание аккуратное, ребенок выполняет задания самостоятельно, без помощи воспитателя, в случае необходимости обращается с вопросами;
Средний уровень: в передаче
формы, строения предмета есть незначительные
искажения, линии надреза прерывистые,
в работе ребенку требуется незначительная
помощь, он редко обращается с вопросами
к взрослому;
Низкий уровень: в передаче
формы заметные искажения, форма не удалась,
части предмета расположены неверно, владение
ножницами неуверенное, наклеивание грязное,
неаккуратное, ребенку необходима поддержка
и стимуляция со стороны взрослого, сам
он не обращается к взрослым с вопросами.
Во время проведения с детьми
занятия по аппликации нами были выявлены
следующие результаты:
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Список детей
Передача формы
Строение предмета
Владение ножницами
Самостоятельность
Передача формы
Строение предмета
Владение ножницами
Самостоятельность
Передача формы
Строение предмета
Владение ножницами
Самостоятельность
Гайк А.
+
+
+
+
Арсений В.
+
+
+
+
Настя К.
+
+
+
+
Федор К.
+
+
+
+
Паша М.
+
+
+
+
Саша М.
+
+
+
+
Егор О.
+
+
+
+
Егор Р.
+
+
+
+
Борис Т.
+
+
+
+
Таблица 1
Анализируя детские работы
[Приложение 1], можно сказать, что высокий
уровень показали Гайк, Настя и Саша. Они
точно передали форму, строение предмета,
аккуратно и уверенно пользовались ножницами
и клеем, были самостоятельны. Все остальные
ребята показали средний уровень развития
моторики рук.
Подбор занятий по аппликации
В нашей работе мы выдвинули
гипотезу о том, что если использовать
нетрадиционные способы аппликации, то
можно развивать мелкую моторику рук у
детей старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения гипотезы нами было
принято решение разработать серию конспектов
занятий по аппликации. Конспекты написаны
с учётом физических и возрастных особенностей
детей.
Серия конспектов
по аппликации
Цель: развивать у детей фантазию
и творчество средствами занятий занимательного
характера. Формировать интерес к использованию
нетрадиционных технологий; воспитывать
эстетический вкус, интерес к качественному
конечному результату.
Целью данной курсовой работы
являлось изучение возможности применения
нетрадиционных приемов аппликации как
одного из средств развития мелкой моторики.
В ходе исследования были реализованы
следующие задачи:
1. Проведён анализ литературы
по данной тематике.
2. Рассмотрена аппликация как
один из способов развития мелкой моторики
рук детей.
3. Проанализирована работа
с аппликацией.
Проведенное по данной теме
исследование выявило следующее: дети
с интересом занимаются, добиваясь при
этом качественного конечного результата,
если воспитатель применяет разный занимательный
материал.
Основная мысль и гипотеза работы
подтверждается. Для проверки этой гипотезы
были проведены занятия констатирующего
эксперимента, а также разработана серия
занятий формирующего и контрольного
экспериментов.
Все они носят характер занимательного
материала. На этих занятиях дети освоят
новую технику, новые изобразительные
материалы, новые технические возможности
этих материалов.
Список литературы
Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. [Текст] - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2007. - с. 219.
Беляков Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок «Умелые руки» в школе. [Текст] - М., 1957. - с. 158.
Гусакова М.А. Аппликация. [Текст] - М., 1987. - с. 153.
Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). [Текст] – Ростов Н\Д: Феникс, 2002.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология» (дошк.) [Текст] – М.: Просвещение, 1987.
Методические рекомендации
к «Программе воспитания и обучения в
детском саду» (сост. Русскова Л.В.) [Текст] – М.: Просвещение, 1986.
Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах
СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского
сада (Пантелеева Л.В., Каменов Е., Станоевич М.) [Текст] – М.: Просвещение, 1987.
Программа воспитания и обучения
«Радуга». / Под ред. Дороновой Т.Н. [Текст] – М.: 1993.
Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. (серия «Вместе с детьми») / Под
ред. Казаковой. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждний. [Текст] – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.