Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:06, курсовая работа
Цель работы — изучение возможности применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
Задачи:
изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании.
выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
. Использования ИКТ в процессе развития дошкольников……………….5
. Области применения ИКТ для развития дошкольников………………...8
. Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ………..14
Глава II. Специфика организации работы детей дошкольного возраста с компьютером.
Требования к организации работы с интерактивным оборудованием в ДОУ……………………………………………………………………........20
Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере…………………………………………………………………23
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером………………...26
Заключение………………………………………………………………...……..28
Список литературы……………………………………
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет» им. Козьмы Минина
Психолого-педагогический факультет
Кафедра дошкольной педагогики
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ
Курсовая работа студентки
4 курса 546 группы
Пасынковой Александры Алексеевны
Научный руководитель:
Баюр Ольга Валентиновна
Нижний Новгород
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
Глава II. Специфика организации работы детей дошкольного возраста с компьютером.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Использование информационно-коммуникативных
технологий в учебно-воспитательном
процессе в дошкольном образовательном
учреждении — это одна из самых
новых и актуальных проблем в
отечественной дошкольной педагогике.
Специфика введения персонального
компьютера в процесс воспитания
дошкольников в нашей стране состоит
в том, что компьютеры сначала
используются в семье, далее в
детском саду — в условиях коллективного
воспитания. Использования компьютера
как средства воспитания и развития
творческих способностей ребенка, формирования
его личности, обогащения интеллектуальной
сферы дошкольника позволяют
расширить возможности
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль дошкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.
Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта работы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ реализуют далеко не все возможности заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм обучения детей в ДОУ может разрешить это противоречие. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте является использование информационно-коммуникативных технологий.
В настоящее время проблема использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ актуальна и на данный момент недостаточна изучена. С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.
Цель работы — изучение возможности применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
Задачи:
Гипотеза — учебно-
Объект исследования — процесс обучения старших дошкольников в детском саду.
Предмет исследования — влияние использования компьютера в учебно-воспитательном процессе на интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста.
Методы исследования – изучение и анализ научно-теоретической литературы по проблеме использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
Структура работы. Работа состоит из: введения, главы I «Теоретические аспекты изучения проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ», главы II «Специфика организации работы детей дошкольного возраста с компьютером», заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
1.1. Использования ИКТ в процессе развития дошкольников
Информационные технологии — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологиии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Информатизация общего
образования в нашей стране
уже имеет свою историю и
традиции. Компьютер активно входит
в нашу жизнь, становясь
Использование современных компьютеров в работе с детьми дошкольного возраста только начинается. В настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. [14]
Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы дошкольного учреждения. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
В условиях современного развития
общества и производства невозможно
себе представить мир без
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. [1]
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных
приёмов объяснения и закрепления,
тем более в игровой форме,
повышает непроизвольное внимание детей,
помогает развить произвольное внимание.
Информационные технологии обеспечивают
личностно-ориентированный
Вне занятий компьютерные
игры помогают закрепить знания детей;
их можно использовать для индивидуальных
занятий с детьми, опережающими сверстников
в интеллектуальном развитии или
отстающих от них; для развития психических
способностей, необходимых для
Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию. [1]
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. [7]
1.2. Области применения ИКТ для развития дошкольников
Использование глобальной сети Интернет.
Современное образование
трудно представить себе без ресурсов
Интернета. Сеть Интернет несёт
громадный потенциал
Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.
Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования. [26]
Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.
Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
В-третьих, в информационном
обществе сетевые электронные ресурсы
- это наиболее демократичный способ
распространения новых
Использование Интернет-ресурсов
позволяет сделать
Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.
Поисковые системы сети Интернет
предоставляют педагогам
Использование компьютера для ведения документации.