Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — изучение возможности применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
Задачи:
изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании.
выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
. Использования ИКТ в процессе развития дошкольников……………….5
. Области применения ИКТ для развития дошкольников………………...8
. Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ………..14
Глава II. Специфика организации работы детей дошкольного возраста с компьютером.
Требования к организации работы с интерактивным оборудованием в ДОУ……………………………………………………………………........20
Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере…………………………………………………………………23
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером………………...26
Заключение………………………………………………………………...……..28
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсач 4 курс ДП.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет» им. Козьмы Минина

Психолого-педагогический факультет

Кафедра дошкольной педагогики

 

Использование информационно-коммуникативных  технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ

 

 

Курсовая работа студентки 

4 курса 546 группы 

Пасынковой Александры Алексеевны

Научный руководитель:

Баюр Ольга Валентиновна

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

    1. . Использования ИКТ в процессе развития дошкольников……………….5
    2. . Области применения ИКТ для развития дошкольников………………...8
    3. . Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ………..14

Глава II. Специфика организации работы детей дошкольного возраста с компьютером.

    1. Требования к организации работы с интерактивным оборудованием в ДОУ……………………………………………………………………........20
    2. Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере…………………………………………………………………23
    3. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером………………...26

Заключение………………………………………………………………...……..28

Список литературы………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Использование информационно-коммуникативных  технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном  учреждении — это одна из самых  новых и актуальных проблем в  отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального  компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит  в том, что компьютеры сначала  используются в семье, далее в  детском саду — в условиях коллективного  воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют  расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей  к компьютерным обучающим программам.

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль дошкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные отношения, знакомятся с геометрическими фигурами, учатся рисовать, получают первые знания об окружающем мире.

Существующие программы  дают огромные возможности для развития мышления детей. Однако изучение опыта  работы дошкольных учреждений констатирует, что использующиеся методы и средства в обучении дошкольников в ДОУ  реализуют далеко не все возможности  заложенные в них. Внедрение эффективных  методов и разнообразных форм обучения детей в ДОУ может  разрешить это противоречие. Одним  из перспективных средств обучения старших дошкольников математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте является использование информационно-коммуникативных технологий.

В настоящее время проблема использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ актуальна и на данный момент недостаточна изучена. С развитием современной информационной технологии, система «ребенок и компьютер» быстро превращается в проблему, которая касается всех членов общества. Воздействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.

Цель работы — изучение возможности применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

Задачи:

  1. изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании.
  2. выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте.

Гипотеза — учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более  успешным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.

Объект исследования —  процесс обучения старших дошкольников в детском саду.

Предмет исследования —  влияние использования компьютера в учебно-воспитательном процессе на интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста.

Методы исследования –  изучение и анализ научно-теоретической  литературы по проблеме использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

Структура работы. Работа состоит из: введения, главы I «Теоретические аспекты изучения проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ», главы II «Специфика организации работы детей дошкольного возраста с компьютером», заключения и списка литературы.

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ.

1.1. Использования ИКТ в процессе развития дошкольников

  Информационные технологии — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

  В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологиии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

 Информатизация общего  образования в нашей стране  уже имеет свою историю и  традиции. Компьютер активно входит  в нашу жизнь, становясь необходимым  и важным атрибутом не только  жизнедеятельности взрослых, но  и средством обучения детей.

 Использование современных  компьютеров в работе с детьми  дошкольного возраста только  начинается. В настоящее время  это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. [14]

 Успех этих перемен  связан с обновлением научной,  методической и материальной  базы дошкольного учреждения. Одним  из важных условий обновления  является использование новых  информационных технологий.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем  материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и  в дошкольном детстве.  На сегодня  информационные технологии значительно  расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере  раннего обучения. Возможности использования  современного компьютера позволяют  наиболее полно и успешно реализовать  развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических  средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством  готовых, строго отобранных, соответствующим  образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально  в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. [1]

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью  обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые  средства деятельности, которые принципиально  отличаются от всех существующих игр  и игрушек. Все это предъявляет  качественно новые требования и  к дошкольному воспитанию - первому  звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного  воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии. Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных  приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют  увеличить объём предлагаемого  для ознакомления материала. Кроме  того, у дошкольников один и тот  же программный материал должен повторяться  многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. [2]

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников  в интеллектуальном развитии или  отстающих от них; для развития психических  способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Компьютерные программы  приучают к самостоятельности, развивают  навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения  своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает  время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование  компьютерных средств обучения также  помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию. [1]

Занятия на компьютере имеют  большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. [7]

 

1.2. Области применения ИКТ для развития дошкольников

 

Использование глобальной сети Интернет.

Современное образование  трудно представить себе без ресурсов Интернета.  Сеть Интернет несёт  громадный потенциал образовательных  услуг. Электронная почта, поисковые  системы, электронные конференции  становятся составной частью современного образования. В Интернете можно  найти информацию по проблемам раннего  обучения и развития, о новаторских  школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами  в области образования.

Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение  Интернет не только в школьное, но и  дошкольное образование. Увеличивается  число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

Интернет действительно  становится доступным для использования  в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд  задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного  образования. [26]

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный  иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам  независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный  процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка  в виде электронных ресурсов может  быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для  изучения новых методик, при подборе  наглядных пособий к занятию. [20]

Электронные учебные пособия  предназначены специально для детей  дошкольного возраста. Они помогут  выучить начертание букв и научиться  читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и  культурно-социальные особенности  постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность  найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и  любые фотографии и иллюстрации  для занятий.

 

Использование компьютера для ведения документации.

Информация о работе Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ