Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — изучение возможности применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
Задачи:
изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании.
выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
. Использования ИКТ в процессе развития дошкольников……………….5
. Области применения ИКТ для развития дошкольников………………...8
. Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ………..14
Глава II. Специфика организации работы детей дошкольного возраста с компьютером.
Требования к организации работы с интерактивным оборудованием в ДОУ……………………………………………………………………........20
Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере…………………………………………………………………23
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером………………...26
Заключение………………………………………………………………...……..28
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсач 4 курс ДП.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

7.развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация  движений глаз.

8.уменьшается время, как  простой реакции, так и реакции  выбора;

9.воспитывается целеустремлённость  и сосредоточенность;

10.развивается воображение  и творческие способности;

11.развиваются элементы  наглядно-образного и теоретического  мышления. [6]

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать  логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность  к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к  обучению школе. Так ,как одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщения классификация компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Так как достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающими. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно-действенные операции мышления. [9]

Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость»  — способность ребенка находить наибольшее количество принципиально  различных решений задачи. Развиваются  также способности к антиципации. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. В ходе занятия  дети учатся построению предметных моделей  на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет  наглядно представить количественные отношения: замещение предметов  происходит путем наложения или  приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения.[7]

Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Дети чувствуют  большую уверенность в себе, осваиваются  наглядно-действенные операции мышления. Использование компьютерных игр  развивает способность ребенка  находить наибольшее количество принципиально  различных решений задачи. Формирование элементарных математических представлений  происходит на основе построения и  использования детьми наглядных  моделей.    Педагогами подобрано  много компьютерных программ предназначенных  для развития элементарных математических представлений детей 4-7 летнего возраста. Программы для обучения счету  и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими  фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и  др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов.

      В компьютерных  программах этой серии дети  упражняются в прямом и обратном  порядковом счете, учатся решать  задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10). Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха. [6]

Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы  логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют  умения сосредоточиться на учебной  задаче, запоминать условия, выполнять  их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей  при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

Компьютерных математических программ для детей старшего дошкольного  возраста с ролевыми способами решения  необоснованно мало. Между тем  именно такие программы помогут  привлечь внимание детей к внутреннему  миру другого, побуждает поставить  себя на его место, помочь преодолеть препятствия. Все компьютерные программы  для дошкольников должны иметь положительную  нравственную направленность, в них  не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. Особый интерес вызывают программы  с элементами новизны, сюрпризности, необычности. [9]

Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей  старшего дошкольного возраста, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет  программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются  приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, изобразительной деятельности, помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета, композиции.

 

Глава II. Специфика организации работы детей дошкольного возраста с компьютером.

    1. Требования к организации работы с интерактивным оборудованием в ДОУ

Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии  компьютерной техники на организм ребенка. Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. Многие дети проводят за компьютером гораздо  больше времени без каких-либо вредных  последствий. Признавая, что компьютер  — ново-мощное средство интеллектуального  развития детей, необходимо помнить, что  его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как  самих занятий, так и всего  режима в целом. [3]

При работе компьютеров и  интерактивного оборудования в помещении  создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается  количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения  химического и ионного состава  воздуха необходимо: проветривание  кабинета до и после занятий, влажная  уборка до и после занятий. Занятия  со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы  упражнений для глаз. [10]

Единый стандарт в 15-20 минут  поголовно для всех не приемлем. Скорее всего, более уместной будет  дифференциация в зависимости от типа монитора, клавиатуры и т.д. при  расчете максимального времени, которое можно проводить за компьютером, желательно учитывать все технические  показатели имеющейся системы. Самый  верный индикатор негативного воздействия  компьютера — это самочувствие ребенка.

В современном образовании  нет более трудной профессии, чем педагог преподающий информатику. Необходимость каждые два года начинать все «с нуля» незнакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации педагог вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением программ, за непрерывно меняющимися приемами и методами работы с ними. Педагог должен привлечь такие средства как систематичность и методичность.

Опираясь на историю развития средств вычислительной техники, выделяя  методически правильные приемы работы с ней и концентрируясь, на тех  сведениях, которые могут ему  помочь в работе. Работа с детьми — ведущий раздел работы педагога. Она требует большого педагогического  мастерства, умения видеть каждого  ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы детей.  [8]

Вместе с тем, педагог  должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику (специфику технических  правил действия с каждой из них).

Построение каждой игры имеет  свои особенности. Занятие с одной  подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и  др. длится от 20 до 25 минут. При этом дети могут быть за экраном не более 7-10 минут. Учитывая, что одновременно занимаются не более 3-5 детей (это напрямую зависит от количества компьютеров  и выбранной формы работы), для  обслуживания одной возрастной группы требуется не менее 2 часов. [16]

Только педагог — мастер может вынести такую нагрузку и правильно использовать компьютер  как мощное средство индивидуального  воздействия на интеллектуальное, эмоциональное  и нравственное развитие каждого  малыша. Педагоги стараются работать творчески. Педагог — всегда исследователь. Он умело переключает внимание с  поведения ребенка, его действий, эмоциональных проявлений, речи, на результаты, полученные в ходе игры, побуждая его к самостоятельному поиску путей и достижению поставленных в игре целей. Побуждая детей к  принятию или постановке игровых  задач, поиску своих вариантов ее выполнения, педагог развивает у  них инициативу, творческий потенциал. Ребенок в игре всегда предстает  не как исполнитель, как творец своей  деятельности. Основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у  конкретного ребенка. А этого  можно достигнуть, если сам малыш  с удовольствием выполняет всю  программу. Каждая компьютерная математическая игра проводится с учетом основных компонентов комплексного метода. От педагогического мастерства зависит  то, как ненавязчиво и незаметно  « оживить», расширить, закрепить  полученный детьми опыт. Игровые проблемные ситуации, связанные с содержанием  игровых задач, могут быть созданы посредством незначительных изменений в содержании математических игр. [8]

Зная общие концептуальные принципы, и повседневно совершенствуя  свое мастерство, педагоги стараются  найти выход из любого нестандартного положения, поможет ребенку почувствовать  свою силу, тактично подсказывает, как  устранить ошибку, если сам ребенок  не обнаружит ее. Очень важно подобрать  первые компьютерные игры для детей. Они должны быть очень простыми по техническим правилам и интересными  по содержанию.

 

    1. Функциональная готовность дошкольников

к работе на компьютере.

 

Общение с компьютером  для дошкольника не является привычным  видом деятельности. Оно требует  максимальной мобилизации внимания, концентрации силы. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают  навыки общения с компьютером  и управления им, некоторые наотрез  отказываются учиться на нем работать.

Но и среди тех, кто  с охотой овладевает компьютером, возникает  скрытая настороженность к этому  техническому устройству. Скрытая настороженность  к компьютерной деятельности может  породить у ребенка неуверенность  в своих силах, стойкое негативное отношение к компьютеру и даже страх перед ним. Подобная дезорганизация эмоциональной сферы ребенка  будет отрицательно влиять на его  интеллектуальное развитие и здоровье. [19]

Причина негативизма к  работе на компьютере заключается в  трудности, возникающие при общении  ребенка с компьютером, в значительной мере связаны с особенностями  приспособления его организма к  новому виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для детей 5 -6 лет характерна незавершенность анатомического и функционального развития всех их органов и систем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.

При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка  очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различных физиологических  систем. Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних  детей к системному обучению в  школе. У них на первых порах возникают  различные невротические реакции, изменяется эмоциональное состояние, нарушается поведение. Дети становятся очень возбудимыми, на любое замечание  реагируют неадекватно: плачут или  ведут себя агрессивно. [8]

Постепенно в процессе адаптации детский организм приспосабливается  к новым условиям: ребенок более  спокойно реагирует на предлагаемые ему нагрузки, овладевает навыками учебной деятельности, которые обеспечивают не только успешность учения , но и эмоциональное и психическое благополучие. [10]

Когда ребенок начинает общаться с компьютером, функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функции, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.

Информация о работе Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ