Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — изучение возможности применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
Задачи:
изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании.
выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
. Использования ИКТ в процессе развития дошкольников……………….5
. Области применения ИКТ для развития дошкольников………………...8
. Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ………..14
Глава II. Специфика организации работы детей дошкольного возраста с компьютером.
Требования к организации работы с интерактивным оборудованием в ДОУ……………………………………………………………………........20
Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере…………………………………………………………………23
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером………………...26
Заключение………………………………………………………………...……..28
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсач 4 курс ДП.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

Компьютер может оказывать  неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью  программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные  данные о нем, результаты тестов, выстраивать  графики, в целом отслеживать  динамику развития ребенка. Это можно  сделать и вручную, но временные  затраты несопоставимы.

Немаловажный аспект использования  компьютера - это ведение базы данных по книгам. На сегодня появилось  очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы  в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории  и др. Без базы данных трудно ориентироваться  в литературе.

 

 

Использование развивающих  компьютерных программ.

Возможности компьютера позволяют  увеличить объём предлагаемого  для ознакомления материала. Яркий  светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у  детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Специалисты выделяют ряд  требований, которым должны удовлетворять  развивающие программы для детей:

    1. исследовательский характер,
    2. легкость для самостоятельных занятий ребенка,
    3. развитие широкого спектра навыков и представлений,
    4. высокий технический уровень,
    5. возрастное соответствие,
    6. занимательность.

Существующие на рынке  обучающие программы для данного  возраста можно классифицировать следующим  образом:

1. Игры для развития  памяти, воображения, мышления и  др.

2. "Говорящие" словари  иностранных языков с хорошей  анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы  по обучение чтению, математике  и др.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более  полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами  собственного опыта ребенка, но и  повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно. [12]

 

Использование мультимедийных презентаций.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления  развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы  мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной  презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания  информации с помощью ярких образов. Формы и место использования  презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия  и  цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие  достоинства:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;

 – возможность демонстрации  различных объектов с помощью  мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

 – объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

 – возможность демонстрации  объектов более доступных для  восприятия сохранной сенсорной  системе;

 – активизация зрительных  функций, глазомерных возможностей  ребенка;

 – компьютерные презентационные  слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике,  музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес"  и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. [11]

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей  с нарушениями развития и значительно  повысить эффективность любой деятельности.

Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих  занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям новые пути и средства педагогической работы.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников. [4]

 

 

 

    1. Игра — основное условие использования

компьютера в ДОУ

 

Компьютер, являясь самым  современным инструментом для обработки  информации, служит и служит мощным техническим средством обучения. И играет роль незаменимого помощника  в воспитании и общем психическом  развитии дошкольников. Потому, что  компьютер привлекателен для  детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве  случаев они смотрят на него. Общение  детей дошкольного возраста с  компьютером начинаем с компьютерных игр, тщательно подобранных с  учетом возраста и учебной направленности. [13]

Компьютер может войти  в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными  в общественной форме игровых  способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом  поле игр. Ребенок обнаруживает способность  наделять нейтральный (до определенного  уровня) объект игровым значением  в смысловом поле игры. Именно эта  способность является главнейшей психологической  базой для введения в игру дошкольника  – компьютера, как игрового средства. В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием  компьютерных средств у него развивается: теоретическое  мышление, развитое воображение, способность  к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению  творческих способностей детей. По сравнению  с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом  преимуществ:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  7. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  8. позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  9. компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. [15]

Использование компьютеров  в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки  зрения ребенка и является одним  из эффективных способов повышения  мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и  создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в  области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

На этом этапе компьютер  выступает особым интеллектуальным средством для решения задач  разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам  процесс овладения обобщенными  способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все  более высоком уровне. И чем  выше интеллектуальный уровень осуществления  деятельности, тем полнее в ней  происходит обогащение всех сторон личности. Как известно, игра является одной  из форм практического мышления. [5]

В игре ребенок оперирует  своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме  игровых способов действия, игровых  знаков, приобретающих значение в  смысловом поле игры. Исследования Новоселовой С.Л. свидетельствуют, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы.]

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым  с переносом на него реального  значения, реальное действие — игровым, замещающим его действием, лежит  в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод, что компьютерные игры должны быть неразрывно связанны с обычными играми. Одна из важнейших линий умственного  развития ребенка-дошкольника состоит  в последовательном переходе от более  элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

1.дети легче усваивают  понятия формы, цвета и величины;

2.глубже постигаются понятия  числа и множества;

3.быстрее возникает умение  ориентироваться на плоскости  и в пространстве

4.тренируется эффективность  внимания и память;

5.раньше овладевают чтением  и письмом;

6.активно пополняется  словарный запас;

Информация о работе Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ