Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — изучение возможности применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
Задачи:
изучить отечественный и зарубежный опыт использования компьютерной техники в дошкольном образовании.
выявить условия и требования к использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе, в частности при обучении математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ.
. Использования ИКТ в процессе развития дошкольников……………….5
. Области применения ИКТ для развития дошкольников………………...8
. Игра — основное условие использования компьютера в ДОУ………..14
Глава II. Специфика организации работы детей дошкольного возраста с компьютером.
Требования к организации работы с интерактивным оборудованием в ДОУ……………………………………………………………………........20
Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере…………………………………………………………………23
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером………………...26
Заключение………………………………………………………………...……..28
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсач 4 курс ДП.docx

— 60.42 Кб (Скачать)

Чтобы определить, какие функции особенно значимы для общения ребенка с компьютером следует внимательно понаблюдать за его поведением и действиями. [18]

На начальном этапе  обучения дошкольники учатся работать с клавиатурой, быстро и точно  нажимать нужные клавиши. При этом ребенок  периодически переводит взор с экрана видеотерминала на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок  делает 80 – 100 таких движений. Но нередко  приходится в более быстром темпе, навязанной программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут подвижность нервных процессов, определяющих скорость действий и сформированность двигательных функций. [8]

Ребенок рассматривает на экране видеотерминала предметы и объекты  разной величины, переводит взор на клавиатуру и, отвлекаясь, фиксирует  взор на более удаленных предметах. Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере. [24]

Занятия на компьютере связаны  с решением постепенно усложняющихся  пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого  абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также  способности быстро мобилизовывать все свои знания и навыки.

Еще дошкольники работают с разными разработанными специалистами  компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные двигательные реакции( координации ) рук, связанные с управлением (нажатием на клавиши клавиатуры). Расположение главных клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш. Следовательно, для успешной работы дошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень развития кратковременной памяти. [10]

Чтобы ребенок успешно  справлялся с работой на компьютере , следует прежде всего помочь ему развить нужные для этой деятельности психофизиологические функции.

 

 

    1. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании  компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения  занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как  правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 5-6 лет  норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Нормально развивающийся ребенок  в этом возрасте двигается 70-80% времени  бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален. [3]

При работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. Широкое  использование компьютеров в  системе образования привело  к необходимости проведения специальных  исследований влияние компьютерной техники на детский организм. Этот вопрос особенно актуален в последнее  время в связи с повсеместным внедрением здоровье – сберегающих  технологий.

Озабоченность здоровьем  детей высказывают медики, приводя  немало аргументов «против» раннего  обучения ребят дошкольного возраста информатике: воздействие электромагнитного  излучения монитора, сидячее положение  в течении длительного времени и как следствие этого – появление утомления, нервно – эмоционального напряжения, эмоциональных стрессов, ухудшение зрения и осанки. Из этого напрямую следует, что «виртуальный мир» скорее опасен для физического и психологического здоровья ребенка, чем полезен. [2]

Так вопрос: компьютер: вред или польза? остается открытым. Конечно, нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, пренебрегая здоровьем будущего поколения, но и нельзя забывать, что компьютеры – это наше будущее. Значит, нужна «золотая середина».

А чтобы найти эту «середину», необходимо учитывать следующие  рекомендации:

1.  Самые жесткие требования  необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать  международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими  по безопасности признаются мониторы  на жидких кристаллах. В связи  с этим желательно, чтобы дети  ( особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.

2.  Сам компьютер (системный  блок) должен быть не ранее  1997года выпуска, что соответствует  уровню Pentium 2. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.

3.  Важную роль в  уменьшении физической нагрузки  на ребенка при работе с  компьютером является правильно  подобранная мебель, соответствующая  возрасту и росту ребенка.

4.  Компьютер должен  устанавливаться в хорошо проветриваемом  помещении, где регулярно проводится  влажная уборка.

5.  Комната должна иметь  хорошее, равномерное освещение,  не допускающее бликов на экране  монитора.

6.  Для ребенка 6 лет  максимальный предел одноразовой  работы на компьютере – 10 –  15минут. При этом периодичность  занятий с одним ребенком должна  быть не более 2раза в неделю.( Хотя родители часто рады тому, что ребенок сидит часами за компьютером и их не отвлекает.)

В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных  занятий с использованием новых  информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит  от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. [3]

 

Заключение

 

Таким образом, анализ изученной  литературы психолого-педагогического  цикла в русле рассматриваемой  нами проблемы розволяет сделать вывод, что использование информационных технологий помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

    • обогащает детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
    • психологически облегчает процесс усвоения  материала дошкольниками;
    • возбуждает живой интерес к предмету познания;
    • расширяет общий кругозор детей;
    • возрастает уровень использования наглядности на занятии;
    • повышается производительность труда воспитателя и детей на занятии.

Бесспорно, что в современном  образовании  компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим  средством обучения. Не менее важны  и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить”  в каждого обучаемого некий запас  знаний, но, в первую очередь, создать  условия для проявления познавательной активности детей. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Итак, использование средств  информационных технологий позволит сделать  процесс обучения и развития детей  достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Информатизация образования  открывает педагогам новые возможности  для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время  информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам  в организации воспитательно-образовательной  и коррекционной работы.

В отличие от обычных технических  средств обучения, информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве –умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность  существенно обогатить, качественно  обновить воспитательно-образо­вательный процесс в  ДОУ и повысить его  эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики — М., Наука, 1989.
  2. Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование. -2006.-№3.
  3. Беренфельд Б.С., Бутягина К.Л., Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ, Вопросы образования, 3-2005.
  4. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы/Б. С. Гершунский. – М., 1987.
  5. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
  6. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность», Информатика и образование,3 - 2001.
  7. Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Изд-во Моск. психол.–соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2004.
  8. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.
  9. Калинина Т.В.  Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  10. Каралашвили, Е . Упражнения для дошкольников, начинающих обучение на компьютере / Е. Каралашвили //Дошкольное воспитание. – 1994. - №5
  11. Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М., Педагогика, 1999.
  12. Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр/ Н. А. Коробейников// Детский сад и семья. – 2002. - № 5.
  13. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2.
  14. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
  15. Леонова, Л. А. Как подготовить ребенка к обшению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Маркова. – М.: Изд. Центр «Вентана_ Граф». - 2004.
  16. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
  17. Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С.Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. – 1989. - №10.
  18. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
  19. Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. – 1989. - №9.
  20. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л. Плужникова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.
  21. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
  22. Тарловская, Н. Ф. Игры на компьютерах / Н. Ф. Тарловская // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 2.
  23. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
  24. Урмина И. А., Данилина Т. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. М. : Линка-Пресс, 2009
  25. Шаехова Р. К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р. К. Шаехова // Начальная школа плюс до и после. -2006.-№7.
  26. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, статья по информатике (подготовительная группа) на тему: «Использование ИКТ в ДОУ»

http://nsportal.ru/detskii-sad/informatika/ispolzovanie-ikt-v-dou

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, статья по информатике (подготовительная группа) на тему: «Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в ДОУ»

http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/«ispolzovanie-ikt-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-v-dou»

  1. Дарбаева М.Т. «Использование информационно-комуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»

http://www.petropavl.kz/skoipkppk/page6/rpr/7.shtml

  1. Информационные технологии в образовании-2009 ("ИТО-Ростов-2009"): Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки

http://window.edu.ru/resource/990/67990

  1. MAAAM.ru Международный росскоязычный социальный образовательный интернет-проект, статья «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве ДОУ»

http://www.maaam.ru/detskijsad/-informaciono-komunikacionye-tehnologi-v-obrazovatelnom-prostranstve-dou.html

  1. Allbest.ru, статья: «Использование компьютерных игр для развития детей дошкольного возраста»

http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a3bc78b5c53b88421306c37_0.html

 


Информация о работе Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе ДОУ