Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, курсовая работа
Цель исследования – выявить эффективность использования игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования, его предмет, объект определили следующие задачи:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. Рассмотреть структурные особенности игры, которые позволяют использовать её на уроке как метод обучения.
3. Провести апробацию игр, позволяющих сформировать у детей общеучебные умения и навыки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………..6
1.1. Место и значение игровой деятельности в развитии личности ребенка…..…… 6
1.2. Классификация игр и их структурные особенности……………….….……...13
1.3. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………..……………........19
Выводы по первой главе…………………………………………………………..…...28
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………...……….30
2.1.Применение игр на уроках математики………………………………………….30
2.2. Методы и приемы использования игр на уроках математики………….....…....47
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы………………………....…........58
Выводы по второй главе…………………………………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..…………....63
ПРИЛОЖЕНИЕ. …………………………………………………….……….……....65
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается сконцетрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.
Список использованных источников
1. Антоненко, Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики // Начальная школа / Т.Е Антоненко. - 2009. - №5. - С. 55-56.
2. Бумаженко, Н.И. Дидактические игры как основа формирования учебной деятельности детей 6-летнего возраста: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: ВГУ / Н.И. Бумаженко. - Витебск, - 1998. - 113 с.
3. Воспитание младшнго школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1997. - №6. - С. 61-64.
5.Жикалкина, Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах / Т.К. Жикалкина. – М., 1996.
6.Зубович, В.Н. Занимательность как способ мотивации в изучении русского языка //Народное образование / В.Н. Зубович. - 2005. - №2. - С.135-137.
7.Кифоренко, Н.Н. Формирование почерка учащихся как индивидуальное качество личности //Начальная школа + до и после / Н.Н. Кифоренко. - 2005. - №10. - С. 56-61.
8. Классификация дидактических игр: теоретический аспект //Весник ВДУ. - 2001. - №2. - С. 65 - 68.
9.Кушнерук, Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах / Е.Н. Кушнерук. – Минск, 1987.
10. Лютыч, С. Развитие навыков критического мышления учащихся начальной школы // Народная асвета / С. Лютыч. - 2006, №10. - С. 90-92.
11. Маркина, В.Б. Занимательное чистописание// Начальная школа / В.Б. Маркина. - 2007. - №3. - С.23-27.
12. Марцинковская, Г. Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии / Г.Д. Марцинковская. - М.: Линка - Пресс, 1997. - 176 с.
13. Никольская, И.Л. Гимнастика для ума: Книга для уч-ся. - М.: Просвещение. Учебная литература / Никольская И.Л. - 2007. - 208 с.
14. Нифадьева, Л.А. Развитие детей дошкольного возраста в дидактических играх // Веснік Магіл. дзярж. ун-та / Л.А. Нифадьева. - 2003. - №4. - С.194-197.
15. Петрова, В.И. Использование игровых элементов при обучении математике в группе продленного дня //Начальная школа + до и после / В.И. Петрова. - 2006. - №1. - С. 30-34.
16.Попова, В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа/ В.И. Попова. №2, 1987 стр.39.
17.Стрезикозин, В.П. Актуальные проблемы начального обучения / В.П. Стрезикозин. – М.: Просвещение, 2006. – 98 с.
18. Суворова, Г.Ф. Средства обучения и методики их использования в начальной школе: Кн. для учителя / Г.Ф. Суворова. - М.: Просвещение, - 1990. - 215 с.
19. Тимошенко, Л.Г. «Игра как способ социализации детей в современном мире» // Начальная школа + до и после / Л.Г. Тимошенко. - №3. - 2004. - С. 94-97.
20. Филимонова, Н.И. Через занимательность - к развитию личности: Пособие для руководителей кружков, учителей начальных классов. - Мн.: Белор. Наука / Н.И. Филимонова. - 2000. - 160 с.
21. Фоминская, К.Н. Составление задач как часть исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа + до и после / К.Н. Фоминская. - 2008. - 4. С. 54-56.
Приложение 1
Предложенные учителям вопросы анкеты:
Используете ли вы игры в педагогическом процессе?
Какие формы игры вы считаете наиболее успешными в учебном процессе?
В каких случаях вы используете игру?
На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать игру или ее элементы?
Какую цель вы чаще всего преследуете, используя дидактическую игру?
Считаете ли вы целесообразным использовать игру на уроке?
Каких результатов чаще всего вы хотите добиться и удается ли вам это сделать?
Любят ли дети все правила игры?
В каких случаях не нужно применять игры?
Какие психологические качества ребенка развивает игра?
Целесообразно ли использовать игру для развития качеств личности учащегося?
Установление места игре как методу обучения
Как Вы считаете, какое место занимают игра в формировании учебных умений ребёнка? |
самое главное |
не самое главное |
второстепенное |
не задумывался над этим |
не знаю |
57% |
33% |
10% |
- |
- | |
Как часто Вы используете игры во время проведения урока? |
очень часто |
не очень часто, но достаточно |
только на уроках математики |
от раза к разу |
не знаю |
10% |
27% |
50% |
13% |
- | |
С какими трудностями Вы
сталкиваетесь при |
отсутствие в школе необходимых условий |
мало методических пособий на эту тему |
равнодушие детей |
не задумывались над этим |
нет |
31% |
48% |
14% |
- |
7% | |
Какими материалами Вы пользуетесь, подбирая игры для уроков? |
они предложены в методическом пособии в достаточном количестве |
берете из Интернета |
составляете сами |
не использую |
|
13% |
60% |
23% |
4% |
Рис. 1. Установление места игры как методу обучения. Какое место занимают игры в формировании учебных умений?
Рис. 2. Установление места игры как методу обучения. Как часто Вы используете игры во время проведения урока?
Рис. 3. Установление места игры как методу обучения. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при использовании игры на уроках?
Рис. 4. Установление места игры как методу обучения. Какими материалами Вы пользуетесь, подбирая игры для урока?
Приложение 2
Вопросы анкеты предложенные ученикам:
Нравиться ли тебе, когда учитель использует на уроке игру?
Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на уроке?
Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?
Зависит ли твое желание от учителя, использующего игры?
Что тебе больше нравится в игре?
Приложение 2
Тема: Сложение двузначных чисел с переходом через разряд
Цели:
Оборудование: учебник 2-го класса (стр.126-127), рабочая тетрадь, карточки- задания для самостоятельной работы, для рефлексии фигурки пчёлок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Разминка
Скажите быстро:
- Наименьшее двухзначное число
- Наибольшее двузначное число
- Последующее число 35
- Предыдущее число 24
- Какое число стоит между 95 и 97
- Число в котором 3 дес.8 ед., 5 дес.7 ед.
Молодцы! Я вижу, вы готовы работать и начнём мы наш урок с проверки домашнего задания.
III. Проверка домашнего задания стр.125, №8 (1,3 столбик)
IV. Актуализация знаний
- Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.
– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, если решите устно числовые выражения.
|
|
|
|
12-6 |
28-12 |
15-6 |
15+7 |
55-5 |
37-8 |
11+52 |
74+16 |
13+7 |
83+17 |
50+20 |
14+25 |
52-20 |
40-3 |
37-24 |
25-20 |
Ученики находят на клетке
соответствующий ответ и
- Всё в жизни пчёл
подчинено определённым
–Дорога пчелы начинается от улья. Ульям обычно присваивают номера, так как их много.
1. На доске ряд чисел.
Запишите их в порядке
Какое число лишнее? Почему?
46 58 29 8 37
(8 - однозначное, остальные - двузначные)
- Разложите эти числа на разряды. Дополните данные числа до следующего круглого десятка. (46 увеличить на 4, получится 50).
2. Задание на смекалку.
– Угадайте, сколько глаз у пчёлки? У пчелы столько глаз, сколько у человека, ещё раз столько и ещё полстолька. Сколько же глаз у пчёлки? (У пчелы 5 глаз. 2 больших расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними.)
V. Чистописание
- Скажите, сколько глаз у трёх пчёлок? (15)
-А что о числе 15 говорит наука математика? Дайте ему характеристику. (Число 15 двузначное, состоит из 1 десятка и 5 единиц, всего 15 единиц). Какое число получим, если поменяем цифры местами? (51). Назовите соседей нашего числа (14 и 16). В чистописании пропишите строчку числа 15.
VI. Постановка целей. Объяснение нового материала
- Скажите, как называются числа при сложении? Прочитайте грамотно!
37+26 (первое слагаемое - 37, второе слагаемое - 26, найти сумму)
- Как удобно прибавить к 37 число 26?
VII. Закрепление нового материала
1. №1, стр.126
Решение: 3 примеров с объяснением у доски;
2 примера в тетрадях самостоятельно.
– Пчеле пора на работу, да и нам тоже.
2. Стр.126, №1. Решение задачи с комментированием. Чтение условия задачи - О чем говорится в задаче? Что обозначает число 50 в задаче; число 25; число 8? Что нужно узнать в задаче?
Дети записывают в тетрадях решение и ответ задачи. Проверка.
Физминутка
– Недаром про пчелу говорят - труженица. Давайте потрудимся и мы – решим задачу устно.
3. Стр.127, №8 Самостоятельная работа по вариантам.
Взаимопроверка
Физкультминутка
Прилетела пчёлка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за неё
Пробежаться глазками.
4. Стр.127, №6 Поставить вопросы для задачи. (устно)
* Работа в группах.
– Молодцы, ребята. Как вы думаете, а в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором пыльцы?
- Выполнив задания на своих карточках, вы узнаете еще одну тайну пчел.
Проверка
От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье.
От 6 до 12 – дней кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней – строит из воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.
VII. Домашнее задание Стр. 127, №8
IX. Подведение итогов урока
- Над чем мы сегодня работали?
- Какой алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через разряд?
*Самооценка. Оценивание работы учащихся педагогом
X. Рефлексия.
- Сегодня вы тоже были
пчелами, много и упорно
- Те из ребят, кто считает, что сегодня был не их день, у них что-то не получилось, ничего страшного – получится завтра, а сегодня ваших сил и знаний хватило долететь до низкого цветочка, поэтому вы можете фигурку своей пчелы прикрепить к этому цветку.
- Те, кто работал хорошо,
в целом собой доволен, но
допустил немного ошибок, смог
свои силы и знания рассчитать
так, чтобы долететь до
- Те ребята, кто сегодня
работал увлеченно, не
– Наш необычный урок
подходит к концу. Мы смогли заглянуть
лишь одним глазком в жизнь
этого удивительного
В СТРАНЕ КОМПЬЮТЕРОВ
Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел. Закрепление изученного материала