Игра как метод обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить эффективность использования игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования, его предмет, объект определили следующие задачи:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. Рассмотреть структурные особенности игры, которые позволяют использовать её на уроке как метод обучения.
3. Провести апробацию игр, позволяющих сформировать у детей общеучебные умения и навыки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………..6
1.1. Место и значение игровой деятельности в развитии личности ребенка…..…… 6
1.2. Классификация игр и их структурные особенности……………….….……...13
1.3. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………..……………........19
Выводы по первой главе…………………………………………………………..…...28
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………...……….30
2.1.Применение игр на уроках математики………………………………………….30
2.2. Методы и приемы использования игр на уроках математики………….....…....47
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы………………………....…........58
Выводы по второй главе…………………………………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..…………....63
ПРИЛОЖЕНИЕ. …………………………………………………….……….……....65

Файлы: 1 файл

игра как метод обуч..docx

— 562.22 Кб (Скачать)

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы  научить считать и записывать числа.

Для закрепления используются такие  игры, как: "Угадай", "Открой форточку", "Арифметический лабиринт", "Эстафета" и т.д.

"Угадай".

Дети  узнают, из каких двух слагаемых  состоит число, например 7.

5+2=7 3+4=7 1+6=7 и т.д.

Выигрывает  тот, кто больше предложит вариантов.

Установлению  связи между устной и письменной нумерацией помогает известная игра "Молчанка".

Учитель сообщает, что Карлсон принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Карлсон приглашает по одному ученику с каждого ряда. Карлсон показывает шар с цифрой, например, 8, а дети молча - состав этого числа. Помощники помогают Карлсону проверить ответы товарищей.

На  этапе обобщения знаний целесообразно  проводить уроки в форме путешествия  в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры в основном способствуют закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках, проходящих в классе с  использованием заданий учебника.

На  уроке математики игра играет роль волшебной палочки, превращая трудные  примеры в препятствия на пути к разгадке тайны. А сказочные  герои из задач просят о помощи…Разве можно им отказать!

Ничуть  не утомляют детей и проходят на одном дыхании уроки-сказки; когда  сюжет развивается все 40 минут, дети принимают участие в рассказывании, и все задания выполняются с большим удовольствием.

"Платье  из лепестков".

Однажды майский жук пригласил стрекозу на бал. Очень она обрадовалась! Еще  бы Стрекоза любила поплясать. Помчалась  она к модной портнихе-гусенице и  заказала бальное платье. Гусеница, выслушав стрекозу, послала мотылька на луг.

А на лугу расцвели яркие маки и в каждом трепетали четыре нежных алых лепестка.

Мотылек сорвал два мака и отнес гусенице. Та сняла лепестки с маков и стала мастерить платье.

А хватит ли лепестков с двух маков? - спросила стрекоза.

Ну, конечно, - успокоила портниха.

И действительно, хватило и еще осталось. И остался  один лепесток на платочек. На балу все  восхищались нарядом стрекозы и  спрашивали6 "Сколько лепестков пошло на такое платье? Но стрекоза не знала. А вы знаете? И т.д.

Сказочный игровой сюжет может стать  канвой урока на этапах первичного закрепления темы: "Сложение и  вычитание в пределах 100". Ученики  быстро и увлеченно работают, преодолевая  препятствия и бросаясь на помощь героям. Время пролетает незаметно  даже для слабых учеников, успевающих сделать большой объем работы, чем на обычном уроке.

Отдельные игровые задания можно и нужно  включать в начальной школе на любом этапе урока - от устного  счета до самостоятельной работы, так как сюжет задания корректирует мотивацию детей, сокращая время  выполнения задания и самое главное - дарит удовольствие и радость знания.

В целях  устранения перегрузки учащихся учебным  материалом как на уроке, так и домашних заданиях целесоообразно использовать своевременную смену видов деятельности детей, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающее усталость детей. Особое значение в этом отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей на уроках математики, в особенности в I - II классах, использование упражнений и заданий, в которых представлены герои известных детям книжек, сказок, мультфильмов, разнообразных дидактических игр. В программе приведен примерный перечень дидактических игр и игровых упражнений, которые могут быть использованы при изучении каждой темы в I - II классах. Число игр, их содержание, методика проведения и время, которое может быть выделено играм на уроках математики, определяются с учетом тех основных учебно-воспитательных задач, которые преследует данная тема каждый урок, отведенный на ее изучение. Некоторые игры математического содержания используются затем во внеурочное время в группе продленного дня и во внеклассных занятиях.

Приведем  для примера систему игр и  занимательных заданий по математике для учащихся начальных классов, где используются разнообразные  методы обучения.

К ним  относятся игры, в основе которых  лежит объяснительно-иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель  сообщает новые знания на основе использования  наглядных средств, беседы и т.д. Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания.

Приведем пример игры учащихся II класса, цель которой состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Украсить  елочку шарами.

Детям предлагается рассмотреть пример под  рисунком и нарисовать на первом ярусе  елочки число шаров, равное первому  слагаемому. Но втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары.

Например:

6 + 7 =

  В этой игре ученики осознают  приемы сложения на основе  наглядности. Характерной чертой  объяснительно-иллюстративного метода  является выполнение действий  по образцу.

 

  Примером такой  игры может служить также старинная  китайская игра “Танграм", согласно правилам которой дети по образцу из частей квадрата составляют рисунки гуся, журавля, домика и т.д.

  Знания, полученные на основе  объяснительно-иллюстративного метода  обучения, закрепляются системой  игровых задании для приобретения  учащимися соответствующих умении  и навыков. С помощью системы  игр и занимательных заданий  учитель организует деятельность  учащихся по неоднократному воспроизведению  сообщенных им знаний или способов  деятельности. Воспроизведение способа  деятельности или осознанного  правила является главным признаком  репродуктивного метода обучения. Он широко используется при  формировании устных и письменных  вычислений и умений в решении  задач.

Так, в игре “Лучший летчик” ученики I класса практически воспроизводят  вычислительный прием прибавления и вычитания трех.

Содержание  игры: До игры учитель проводит небольшую  беседу, выясняя у детей: “Кто хочет  стать летчиком? Каким дол жен  быть летчик? Что он должен хорошо знать  и уметь? ” Далее обобщает: “Многое  должен знать и уметь летчик, чтобы  уверенно вести свой самолет к  назначенной цели. И прежде всего  он должен правильно вести расчеты”.

"Чтобы  летчиком стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо  многое знать,

Надо  много уметь.

И при  этом и при этом,

Вы  заметьте-ка,

Летчикам  помогает

Арифметика".

(В.  Корыстылев, М. Львовский).

На  доске записаны 3 столбика примеров, под ними - рисунки самолетов. Над  каждым примером - 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

4 7 6                3 4 5                       6 7 8

3+3=              2+3=                       5+3=

5 7 6                8 7 9                      10 9 7

4+3=                10-3=                     8+2=

Класс делится на 3 команды. В каждой команде  назначается летчик. Учитель вызывает трех летчиков, остальные - контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная  с нижнего примера) и правильно  ведет свой самолет по намеченному  курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться  самолет (он проводит линию к правильному  ответу). Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом правильный ответ.

В конце  игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Выявляют лучшего летчика. Ему учитель выдает рисунок самолета. Допущенные ошибки анализируются.

К другой группе относятся игры, где ученики  производят действия в уме. Это игры, направленные на формирование вычислительных навыков. Приведем примеры таких игр.

Игра  “Телефон".

Идет  соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой, учитель шепотом  называет однозначное число так, чтобы не слышали другие ученики  класса. Далее учитель показывает на следующую схему, записанную на доске.

Например, учитель называет шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа: 2, 3, 4 - и показывает на первый прямоугольник. Все ученики, получившие от учителя  числа, прибавляют к нему число 5, и  каждый из них поворачивается к ученику, сидящему за ним, и называет ему результат.д.алее учитель показывает на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполняют всех действий по схеме. Сидящие за первыми партами играют роль контролеров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними столами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми - утвердить их или отвергнуть.

I ряд  II ряд III ряд

2       3       4

Побеждает тот ряд, который правильно и  раньше всех выполнит всю цепочку  действий. Если обнаружены ошибки, учитель  проверяет с учениками всю  цепочку действий. К анализу ошибок привлекаются слабые ученики.

С помощью  таких игр и подобных учащиеся воспроизводят вычислительные приемы в уме. Эти игры направлены на формирование вычислительных навыков.

В настоящее  время все настойчивее выдвигается  задача подлинного развивающего обучения, которое не только бы давало сумму  готовых знаний и навыков, но и  формировало бы обобщенные умения и  способности, дающие возможность овладевать неизвестными ранее способами практической и теоретической деятельности.

Искусство обучения на современном этапе состоит  в том, чтобы подводить учащихся к выполнению все более и более  усложняющихся задач. Важно, чтобы  обучение вызывало напряжение мысли, давало возможность сделать пусть маленькое, но открытие: найти самостоятельно правило, ответ, решить новую для учеников задачу.

При обучении математике в начальных  классах существуют разные пути поиска новых знаний.

На  этапе объяснения новых знаний ученики  осуществляют его на чувственной  основе с помощью действий с различными средствами наглядности: предметами, рисунками, схемами, моделями. Преобразуя один вид  наглядности в другой, ученики  переводят информацию, заложенную в  средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную  закономерность, формулируя ее в виде правила, свойства, алгоритма действия.

Учащиеся II класса могут самостоятельно подметить  доступные им математические связи. Например, в игре “По какой тропинке ты пойдешь? ” учительница предлагает угадать по цепочкам примеров, в которых зашифрованы две тропинки, по какой из них связь с туристической базой не нарушена (где можно пройти успешно, потому что одна из них “затоплена водой”).

1-я  тропинка       2-я тропинка

9 + 14                  5 + 19

14 + 9                  19 + 5

23=14 + 9            24=16 + 5

23 - 14=9             24 - 15=9

23 - 9=14             24 - 5=19

Учащиеся, “исследуя" цепочки взаимосвязанных  примеров, догадываются, что по первой тропинке можно пройти к туристической  базе, вторая же “залита водой", так  как во второй цепочке связь между примерами нарушена.

Широкое поле деятельности для самостоятельного решения представляют собой занимательные  упражнения: математические фокусы, математические лабиринты, задания на сообразительность  и смекалку. Приведем примеры таких заданий.

1. Как  наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел?

0 11 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Какие  цифры закрыты карточками?

3. Математический  лабиринт “Догони-ка!"

По  этому лабиринту мысленно “бегают" Миша и Сережа. Они соревнуются  в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз  число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. А сколько вы найдете таких ходов?

    1. Задание на смекалку.

Примечание. Задание целесообразно провести во второй половине дня.

Разместите  числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) так, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.

5. Задачи  на сообразительность.

а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг - Катя, Галя и Оля - опустила в свой “чудесный" мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.

Приведенные примеры игр убеждают в том, что  в игре можно запрограммировать любой метод обучения.

Умелое  руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.

В игре (в этой или иной роли) должен участвовать  каждый ученик класса. Если у доски  осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные  дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д. Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа).

Информация о работе Игра как метод обучения