Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, курсовая работа
Цель исследования – выявить эффективность использования игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования, его предмет, объект определили следующие задачи:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. Рассмотреть структурные особенности игры, которые позволяют использовать её на уроке как метод обучения.
3. Провести апробацию игр, позволяющих сформировать у детей общеучебные умения и навыки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………..6
1.1. Место и значение игровой деятельности в развитии личности ребенка…..…… 6
1.2. Классификация игр и их структурные особенности……………….….……...13
1.3. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………..……………........19
Выводы по первой главе…………………………………………………………..…...28
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………...……….30
2.1.Применение игр на уроках математики………………………………………….30
2.2. Методы и приемы использования игр на уроках математики………….....…....47
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы………………………....…........58
Выводы по второй главе…………………………………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..…………....63
ПРИЛОЖЕНИЕ. …………………………………………………….……….……....65
Познавательная активность включает:
1. Мотивы и цели деятельности.
2. Интерес к предмету.
3. Внимание к изучаемому объекту.
4. Волевые усилия.
5. Положительные эмоции.
6. Творческую самостоятельность.
7. Владение
необходимыми способами и
8. Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.
Среди
приёмов и методов обучения, применяемых
в школьном курсе математике, репродуктивный
путь усвоения знаний обеспечивает информационно-рецептивное
(объяснительно-
Первые способствуют развитию познавательной активности при условии сочетания их со вторыми. Остановимся на характеристике вторых методов.
Метод
проблемного обучения составляет органическую
часть системы проблемного
Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определённого задания. Мыслить человек начинает, если у него возникла потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления противоречия. Проблемной ситуацией определяется привлечение личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи.
Основой познавательной активности является:
1. Адаптация,
приспособление детской
2. Стимулирование учебной деятельности учащихся.
3.Преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.
Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие "развитие" общепризнанно в педагогике и психологии.Д.Б. Эльконин отмечает: "развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед".
Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.
Фрагмент 2.
Тема: Письменные приёмы вычитания двузначных чисел вида 50 - 32.
Цель:
1. Закреплять приёмы
письменного вычитания
2.Повторение устной и письменной нумерации чисел в пределах 100;
3.Развивать умение решать задачи изученных видов; навыки логического мышления; воспитывать познавательную активность.
Ход урока
- Сегодня на уроке мы закрепляем приёмы письменного вычитания, когда надо от круглого числа отнять двузначное число, отрабатывать вычислительные навыки и решать задачи изученных видов.
1. Устный счёт.
уменьшаемое 40, вычитаемое 5. Найти разность. (35)
увеличить 36 на 15. (51)
уменьшить 70 на 14. (56)
найти сумму чисел 26 и 16. (42
первое слагаемое 40, второе 21. Сумма. (61)
2. Задача: Маша гостила у бабушки 4 недели и 5 дней. Сколько дней гостила Маша у бабушки? (33)
3. Тестирование.
Даны цифры 35 51 56 42 61 33. Сделайте следующую задачу.
1. Отметьте число, в котором 5 ед. (35)
2. Отметьте число, которое стоит между числами.35 и 56 (51)
3. Отметьте число, которое следует за числом 51 (56)
4. Отметьте число, в котором количество единиц на 2 меньше, чем десятков. (42)
5. Отметьте число, в котором 6 дес. (61)
6. Отметьте число, наименьшее в данном ряду. (33)
7. Отметьте число, наибольшее в данном ряду. (61)
8. Отметьте число, в котором 4 дес.2 ед. (42)
9. Отметьте число, в котором 5 дес.6 ед. (56)
10. Отметьте число, в котором количество дес. равно количеству ед. (33)
4. - Давайте послушаем историю колоска.
Колосок знаний.
Однажды мне знакомый
подарил мне маленькое
Полный колос получаешь.
Молодцы, что помогли колоску наполнится зернами.
5. а) В одной корзине 37 лимонов, а в другой 33 лимона. Продали 24 лимона. Сколько лимонов осталось?
1) 37 + 33 = 70 (л)
2) 70 - 24 = 46 (л)
Проверка фронтально:
Что узнали в 1-ом действии? Каким действием?
Во втором? Каким действием?
б) В парке 90 деревьев. Из них 37 лип, 36 клёнов, а остальные - дубы.
Сколько дубов в парке?
1) 37 + 36 = 73 (лип и клёнов)
2) 90 - 73 = 17 (дубов)
Проверка: один ученик рассказывает условие и решение задачи.
Поднимите руку, кто так же решил задачу.
Деятельность - форма психической активности личности, направленное на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.
Для активизации познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала из истории развития науки, об особенностях творчества учёных-математиков, о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний.
Фрагмент 3
Тема: Числа от 1 до 100.
Цель:
1.Закрепить вычислительные навыки учеников;
2.Развивать познавательную активность;
3.Воспитывать внимательность, смекалку.
1. "Веселый счет".
Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,
Начинаем занимательный наш путь!
Ждет забава - не дождется храбрецов,
Вызываю добровольцев - удальцов!
Задание: показать числа от 1 до 20.
В порядке увеличения;
В порядке уменьшения.
Вам понравилась задача?
Да.
- Давайте поиграем в игру "Угадай". Я вам называю числа, а вы говорите из каких слагаемых состоит это число. Выигрывает тот, кто больше предложить вариантов. Например: число 7?
5 + 2
3 + 4
1 + 6
Правильно. Число 10?
5 + 5
2 + 8
3 + 7
1 + 9
6 + 4 …
Молодцы. Правильно.
3. Цифры вышли веселиться,
Пляшет двойка с единицей
К ним четверка подошла,
Тройку за руку взяла.
Вслед за ней спешат пятерка
И с шестеркою семерка.
А восьмерка, взяв девятку,
Вместе с ней пошла в присядку.
124351689
- Какое число получается, если все цифры сложить? (45)
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
И внимательно считайте,
А спрошу вас - отвечайте!
3 0 1 2 7 8
- Какое из чисел надо отнять от суммы этих чисел, чтобы получилось 21 (9; 30 - 9 = 21).
"Хитрые задачки".
Пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
У семерых братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (8).
У Вали было три яблока. Она съела все, кроме двух. Сколько яблок осталось у Вали? (2)
У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? (8)
Коля выше Пети, но ниже Васи. Кто из них самый высокий? (Вася)
Два сына два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый? (1)
"Волшебные примеры".
Приучайтесь думать точно!
Все исследуйте до дна!
Вместо точек на листочке
Цифра верная нужна!
Я подсказывать не буду
Никаких ее примет.
Но ОДНА и ТА ЖЕ ВСЮДУ
Даст вам правильный ответ.
На
формирующем этапе ученики
2.3. Результаты опытно – экспериментальной работы
По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика испытуемых посредством тех же методик.
Цель контрольного эксперимента
состояла в выявлении результатов
использования средств
Для выявления этих результатов были проведены беседа и срез знаний. Данные о результатах анкетирования занесены в таблицу, где можно наблюдать динамику активности учеников
На третьем, на контрольном этапе, мы даем задания для развития познавательной деятельности.
1.Заполните окошки, вставляя необходимые числа.
43 = + 3
= 20 + 9
57 = 50 +
35 = 30 5
1 = 10 + 5
4 = 40 +
2.В квартире живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире? (3)
3. Распределите выражения на три группы. Найдите значения выражений.
37 + 0 = 72 + 2 = 10 + 40 = 15 + 0 = 20 + 30 =
26 + 1 = 50 + 20 = 6 + 3 = 99 + 0 =
4.Когда Винни-Пух подарил ослику Иа 1 горшочек с медом, то у него осталось 5 горшочков с медом. Сколько горшочков с медом у Винни-Пуха было?
По результатам письменной работы ученики получили следующие результаты:
высокий уровень - 4 ученика – 19%
средний уровень - 10 учеников – 48%
ниже среднего – 5 учеников - 23%
низкий уровень – 2 ученика - 10%
Диаграмма 2.
Из диаграммы видно, что
увеличился процент детей, которые
справляются с разными
Контрольный эксперимент показал, что у большего количества учеников повысился интерес к урокам математики. Выявилась положительная динамика: повысилась активность работы учеников на уроках, можем отметить, что материал стал усваиваться легче, дети тратили меньше времени на приготовление домашних заданий по данному предмету, повысилась учебная мотивация у ребят с низким уровнем успеваемости. Интересен и тот факт, что многие ученики рассказывали, как они старались найти дополнительную литературу, вовлекая младших братьев и сестер, а также остальных родственников.
Таким образом, проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Выводы
Игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста.
Применение
дидактических игр поможет
Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний.
Заключение
В процессе работы над курсовой работой на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется игре на уроке и выявлено ее существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.