Игра как метод обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить эффективность использования игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования, его предмет, объект определили следующие задачи:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. Рассмотреть структурные особенности игры, которые позволяют использовать её на уроке как метод обучения.
3. Провести апробацию игр, позволяющих сформировать у детей общеучебные умения и навыки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………..6
1.1. Место и значение игровой деятельности в развитии личности ребенка…..…… 6
1.2. Классификация игр и их структурные особенности……………….….……...13
1.3. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………..……………........19
Выводы по первой главе…………………………………………………………..…...28
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………...……….30
2.1.Применение игр на уроках математики………………………………………….30
2.2. Методы и приемы использования игр на уроках математики………….....…....47
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы………………………....…........58
Выводы по второй главе…………………………………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..…………....63
ПРИЛОЖЕНИЕ. …………………………………………………….……….……....65

Файлы: 1 файл

игра как метод обуч..docx

— 562.22 Кб (Скачать)

процесс развития, так как долгое время  считалось, что мышление ребенка  -это как бы “недоразвитое” мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Мышление ребенка проявляется очень рано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача.

Задача  эта может возникнуть стихийно (например, придумать интересную игру), а может  быть предложена взрослым специально для развития мышления ребенка.

Так же одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное  усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без  умения оперировать наглядными образами. В процессе развития воображения  в младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное  с представлением ранее воспринятого или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Творческое воображение как  создание новых образов, связанное  с преобразованием, переработкой впечатлений  прошлого опыта, соединением их в  новые сочетания, комбинации, также получают дальнейшее развитие.

Игра и учеба - две разные деятельности, между  ними имеются качественные различия. На практике школа отводит слишком  мало места игре, сразу навязывая  ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она  недооценивает организационную  роль игры. Переход от игры к серьезным  занятиям слишком резок, между свободной  игрой и регламентированными  школьными занятиями получается нечем не заполненный разрыв. В  качестве переходных форм и выступают  дидактические игры. Игра, в свою очередь, должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок.

"Игра, есть потребность  растущего детского организма.  В игре развиваются физические  силы ребенка, тверже рука, гибче  тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,  находчивость, инициатива. В игре  вырабатываются у ребят организационные  навыки, развиваются выдержка, умение  взвешивать обстоятельства и пр.", - писала Н.К. Крупская.

Там же она указывала  на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения  детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят младшего школьного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

В настоящее время  появилось целое направление  в педагогической науке – игровая  педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и  обучения детей дошкольного и  младшего школьного возраста и поэтому  упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший  путь включения детей в учебную  работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия  и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического  материала по проблеме игровых методов  обучения.

В игре ребенок  делает открытия того, что давно  известно взрослому. Потребность в  игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет  являться средством воспитания и  обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь  детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Игра имеет социальную и историческую природу, а среда  выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура  определяется обществом.

Игры широко используются на различных уроках в начальной школе

Эффективность применения игр на уроках в начальной школе  была доказана опытом многих педагогов и психологов.

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме  получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Большое внимание игре как средству развития ребенка  уделил А.С. Макаренко. По его мнению, игра - это важный воспитательный фактор в процессе становления личности. Игра - не только забава, веселое времяпрепровождение. Она всегда требует деятельности ребенка, а потому является своеобразной подготовкой к труду, школой, вырабатывающей навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры только кажутся чем-то необязательным в жизни будущего гражданина, на самом же деле требуют  максимальной энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой, подлинно напряженным  трудом, ведущим через усилие к  удовлетворению.

«Игра имеет большое  значение в жизни ребенка, - писал  А.С. Макаренко. - Каков ребенок в  игре, таким во многом он будет в  работе, когда вырастет. Поэтому  воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»(8). Исходя из слов великого педагога, можно сделать  вывод о том, что игра для ребенка  необходима, потому что именно в  ней получают свое становление и  развитие, основные жизненно необходимые  психические процессы и свойства.  Сегодня и теоретики и практики оценили уникальные возможности  игры в роли активного участника  как учебного, так и воспитательного  процесса. Ш.А. Амонашвили определяет исключительную роль игры для «… усиления познавательного интереса детей, облегчения сложного процесса учения, ускорения развития»[1]. Ряд игр, сходных по внешним условиям с дошкольными играми, знакомыми ребенку, но по своему содержанию и целям направленные на формирование рефлексивного самоконтроля и мотивов саморазвития, помогают решить проблему приучения ребенка к школе, сделать безболезненным переход дошкольника в статус школьника. Игра в учебно-воспитательном процессе призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать при этом развитию личности младшего школьника.

Задолго до того как  игра стала предметом научных  исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств  воспитания и обучения детей. В различных  системах обучения детей с нарушениями  игре отводится особое место.

Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют  не только умственных, но и волевых  усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Главное, чтобы игра органически  сочеталась с серьезным, напряженным  трудом, чтобы игра не отвлекала  от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Известный математик А. И. Маркушевич отмечал, что человек, не воспитывающийся на играх, труднее воспринимает мир идеальных стремлений, что благодаря игре ребенок начинает отличать реальное от необычного, что нельзя развивать, минуя игру, не только воображение, но и первые навыки критического мышления.

Интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь серьезный, напряженный  труд сделать занимательным, и интересным для учащихся.

В современной игре ребенок  сравнивает себя с другими, начинает видеть себя со стороны, сталкивается с неизбежностью согласовывать  свои действия с действиями других детей. Здесь его активность, инициатива невольно сталкиваются с организованностью  и дисциплиной.

1.2. Классификация игр и их структурные особенности.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они  имеют генетическую связь со всеми  видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные игры.

В процессе обучения младших школьников используются разные виды игр. Существуют различные подходы  к классификации игр. Рассмотрим классификацию,  которою разработали А.В.Запорожец и А.П. Усовой.

1. Подвижные игры.

2. Сюжетно-ролевые  игры.

3. Дидактические  игры.

Подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей, особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга. Подвижные игры имеют большой смысл для восстановления психических сил ребенка после любой напряженной для него деятельности. Свободное манипулирование предметами, бросание мяча в цель, потасовка и борьба – это способ релаксации, приведение себя в состояние успокоения после умственных усилий. На уроке учителю необходимо проводить несколько простых упражнений или свободных движений под музыку, заданный ритм, чтобы ученик переключился от тяжелой пока для него необходимости целенаправленно смотреть, слушать, выполнять задания. Но для урока наиболее насущны другие игры, выполняющие   другие функции.

Сюжетно-ролевая игра содержит дидактические и специфические функции. Дидактические состоят в том, что ребенок в процессе игры получает разнообразные знания об окружающей действительности, учится оперировать ими, у него формируются умения и навыки поведения в среде обитания. Специфические функции сюжетной игры заключается в том, что ребенок учится действовать в плане представлений, ориентируется в сфере человеческих отношений, координирует действия с другими. Д. Б. Эльконин проанализировал структуру сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значением, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. Благодаря ним, возникает новая форма удовольствия ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. Сюжетно-ролевая игра особенно важна как метод обучения, т.к. развивает воображение, которое является важнейшим психическим процессом, на котором строится обучение. Особенностью этого вида игр является их высокая эмоциональная насыщенность, т.к. разыгрываемые в них роли наполнены реальными чувствами, мыслями, желаниями ребенка – ему хочется стать взрослым, работать врачом, ходить в гости, смотреть кукольный театр и т.п.  Через творчество, неотъемлемое качество любой ролевой игры, возможен переход к любой творческой серьезной работе. В качестве особенностей сюжетно-ролевой игры, которые оказывают положительное влияние на успешность обучения, называются следующие:

-игровое общение, которое подготавливает формирование учебного общения, т.к. учебная деятельность не стала ведущей;

-игровые  межличностные отношения, которые являются важным мотивирующим фактором, обеспечивающим не только интеллектуальную активность, но и комфортность ребенка в коллективе сверстников.

Однако сюжетно-ролевая  игра требует наличия у детей  достаточно сложных игровых умений, которые  формируются в дошкольном детстве, а также продолжают развиваться  в начальной школе. Это и умение разыгрывать роль, владеть действиями, которые ей свойственны, умение организовать игру (представить ход, отобрать средства, распределить функции и действия); умения согласовывать замыслы, устанавливать взаимоотношения. Все это побуждает учителя тщательно готовиться к проведению сюжетно-ролевых игр:

-определить место игры в учебном процессе и в конкретной теме;

-отобрать и продумать материал, который будет дан на предварительных уроках для того, чтобы игра получила начало и развитие;

-четко представлять, какие учебные задачи могут  быть решены конкретной сюжетно-ролевой  игрой, каковы возможные роли  и пути развития сюжета;

- помочь школьникам  в подборе оборудования для  игры, обсудить с ними варианты  развития сюжета и характеристики  ролей, то есть обеспечить активность  и инициативность учащихся.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Как уже было сказано выше, игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

А.И. Сорокина выделяет следующие  виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы, которые могут быть использованы на уроках математики с  целью повышения эффективности  обучения.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют

внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают  преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько  романтичны. Именно это вызывает интерес  и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует  знаний, готовности ответить на вопросы  детей, играя с ними, вести процесс  обучения незаметно. Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”, вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В  игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного  содержания в сочетании с игровой  деятельностью: постановка задач, пояснение  способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное  решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия  иногда входит песня, загадки, подарки  и многое другое.

Информация о работе Игра как метод обучения