Игра как метод обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить эффективность использования игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель исследования, его предмет, объект определили следующие задачи:
1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.
2. Рассмотреть структурные особенности игры, которые позволяют использовать её на уроке как метод обучения.
3. Провести апробацию игр, позволяющих сформировать у детей общеучебные умения и навыки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………..6
1.1. Место и значение игровой деятельности в развитии личности ребенка…..…… 6
1.2. Классификация игр и их структурные особенности……………….….……...13
1.3. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………..……………........19
Выводы по первой главе…………………………………………………………..…...28
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………...……….30
2.1.Применение игр на уроках математики………………………………………….30
2.2. Методы и приемы использования игр на уроках математики………….....…....47
2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы………………………....…........58
Выводы по второй главе…………………………………………………………...…..60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………………...62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………..…………....63
ПРИЛОЖЕНИЕ. …………………………………………………….……….……....65

Файлы: 1 файл

игра как метод обуч..docx

— 562.22 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  республики Беларусь

Учреждение образования

“Белорусский государственный  педагогический университет”

имени Максима Танка

Факультет начального образования

Кафедра педагогики и психологии начального образования

 

 

 

 

 

 

Игра как метод  обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа защищена                                              Курсовая работа

____________________                                    студентки 215 группы заочного  отделения

С оценкой ___________                                   Пушкина Ирина Леонидовна 

Члены комиссии:

____________________                                   Научный руководитель

____________________                                    Журавская Елена Викторовна

____________________ 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3

Глава I. теоретические  основы ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ……………………………………………………………………………..6                                                                                             

1.1. Место и значение игровой деятельности в развитии личности ребенка…..…… 6

1.2. Классификация игр и их структурные особенности……………….….……...13

1.3. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………………………..……………........19

Выводы по первой главе…………………………………………………………..…...28

 

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ………………...……….30

2.1.Применение игр на уроках математики………………………………………….30

2.2. Методы и приемы использования игр на уроках математики………….....…....47

2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы………………………....…........58

Выводы по второй главе…………………………………………………………...…..60

Заключение. ……………………………………………………………………...62

список  использованных источников ………………..…………....63

Приложение. …………………………………………………….……….……....65

 

 

 

 

Введение

 

                                                                          Предмет математики настолько

                                                                          серьезен, что полезно не упускать

                                                                         случаев делать его немного занимательным.

Б. Паскаль.

Сегодня, и тем более  в дальнейшем математика необходима людям различных профессий. В  математике заложены огромные возможности  для развития мышления младших школьников, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Все дети разные. Они поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы отличаются друг от друга, а так же отличаются друг от друга своим отношением и  настроением к какому либо уроку. Значит и подходы в обучении должны быть различными не только с педагогической точки зрения, но и психологической.

Не секрет, что  в наш быстро переменчивый век, живущий  в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система  образования в целом, и начальное  образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются  основные умения и навыки, необходимые  в дальнейшем обучении. Темпы роста  объемов учебного материала диктуют  свои условия к применению методов  обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество. Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня качества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний. Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра, как один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Проблема детской игры является одной из самых актуальных проблем. “Что наша жизнь? Игра!” - знакома всем эта фраза. Игра для младших школьников – это частица их жизни и, причем очень значимая, т.к. ведущей ролью в дошкольный период является игра. Игра на уроке вызывает у детей радость, внимание и интерес.

Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения.  Л. С. Выготский  писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде».[7] Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

К.Д. Ушинский видел в игре серьезное занятие, в котором  он усваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более  интересная, чем та, которая его  окружает. Интереснее она для ее ребенка именно потому, что понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, в игре дитя уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".

Методологической основой  исследования являются основные положения  теории игровой деятельности, разработанные  классиками русской и советской  педагогики К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, 3.М. Богуславской, А.К. Бондаренко, Ф.Н. Блехер, Л.А. Венгером, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Радиной,  А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, Б.И. Хачапуридзе. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

Цель исследования – выявить эффективность использования игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Объект -  процесс обучения математики.

Предмет -  игра  как средство формирования общеучебных умений и навыков.

Цель исследования, его  предмет, объект определили следующие задачи:

    1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.
    2. Рассмотреть структурные особенности игры, которые позволяют использовать её на уроке как метод обучения.
    3. Провести апробацию игр, позволяющих сформировать у детей общеучебные умения и навыки.

Методы исследования – теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; эмпирические:    беседа, дидактические игры, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, тестирование.

База исследования – Государственное учреждение образование средняя школа №3.

Структура курсовой работы: состоит из введения, 2 глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены задачи методической разработки. В первой главе дается психолого-педагогическое обоснование  проблемы исследования. Во второй главе  приводится описание эксперимента, и  анализируются его результаты. В  заключении сформулированы основные выводы.

 

 

 

Глава I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ

1.1. Место и значение игровой деятельности в развитии личности ребенка.

В последнее время  в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов  работы, в частности все более  широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано  с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение  уровня культуры общения учащихся в  дидактическом процессе диктуется  необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Не секрет, что  в наш быстро переменчивый век, живущий  в невероятном темпе, важным звеном общественного развития является система  образования в целом, и начальное  образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются  основные умения и навыки, необходимые  в дальнейшем обучении. Темпы роста  объемов учебного материала диктуют  свои условия к применению методов  обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению  уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может  являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов  обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской  психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных  системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что  игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления  зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого  мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают  игры, с помощью которых самые  банальные, бытовые вещи переносятся  в особый интересный мир приключений.

Для того чтобы  рассмотреть целесообразность применения игры на уроке необходимо рассмотреть  место и значение игровой деятельности в развитии ребенка. Каждый период жизни  и развития ребенка характеризуется  определенным ведущим видом деятельности. Так ребенку от рождения до года присуще непосредственно эмоциональное  общение. Для ребенка от года до трех лет ведущей является предметно – манипулятивная деятельность. Игровая деятельность доминирует у ребенка от трех до шести лет. В процессе ее осуществления у него формируется воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, происходит выделение в них моментов соподчинения и управления, а так же складываются  обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них. В возрасте от шести до десяти лет формируется у детей учебная деятельность. На ее основе у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование). В этом возрасте у детей также происходит становление потребностей им мотивов учения. Отдельные типы ведущей деятельности нельзя сформировать у ребенка в произвольной последовательности. Так полноценная трудовая деятельность может сложиться лишь на основе игровой и учебной, а учебная – на основе  игровой, поскольку учение направлено на овладение такими абстрактными и обобщающими новообразованиями, которые предполагают наличие  у ребенка сравнительно развитого воображения, формирующего в игре. Таким образом, игровая деятельность является закономерной и необходимой для детей дошкольного возраста.

А для младшего школьника? Нормально развивающийся  ребенок дошкольного возраста стремится  в школу, он готов к смене игровой  деятельности на учебную. Но смена одного вида деятельности на другой  не происходит одномоментно.  И хотя ребенок в старшем дошкольном возрасте уже психологически готов к смене одного вида деятельности на другой он еще не достаточно приучен к усидчивому труду и быстро утомляется от монотонной учебной деятельности. Здесь на выручку педагогу и приходит любимая детьми игра. Особенно заметна роль игры на уроке при работе с шестилетними детьми. Но особо надо подчеркнуть, что игра не является развлечением. Дети, играя, учатся. Эта деятельность для детей такая же трудная, но она приносит детям удовольствие, поэтому они с ней справляются. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

В младшем школьном возрасте открываются новые возможности  для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его  отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку и ряде других.

Учебная деятельность в начальных классах, прежде всего, стимулирует развитие психологических  процессов, непосредственного познания, окружающего мира - ощущений и восприятий [14, стр.195].

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает  умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что

следует обратить внимание, приучает детей  планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты.

Очень большие изменения  в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого  мышления приводит к качественной перестройке  восприятия и памяти, к превращению  их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на

Информация о работе Игра как метод обучения